«Столп Русского старчества» - так определил место старца протоиерея Николая Гурьянова в духовной истории России Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Он сформировался и сложился как подвижник необычайной силы… в самый трагический период жизни нашей Церкви», - пишет иеромонах Нестор (Кумыш). – Всему новоиспеченному «хлебу» Русской Церкви для поддержания духа требовалась закваска совершенно особой силы. И, как думается, она была дана ему Господом, незримым Главой Церкви, в лице старца протоиерея Николая…
Из раскрытых окон храма звучит мощное «Верую…» Пение подхватывают на улице, возле самого храма и далее. Оно соединяется с молитвенными устремлениями сердец тысяч и тысяч верующих по всей нашей матушке-России и за ее пределами.
На острове Талабск (Залит), что на Псковском озере, в храме Святителя Николая совершается Божественная Литургия. 24 августа 2003 года. Ровно год, как в селения райские вознеслась душа великого подвижника, молитвенника за всех нас, за Россию, за весь мир, старца Николая Гурьянова. Храм переполнен, люди стоят на траве возле раскрытых окон, внимают словам и песнопениям Божественной Литургии.
Крестным ходом идем на кладбище, проходим к могилке под дугой кладбищенских врат мимо образов святых Царственных мучеников.
В заупокойном богослужении, которое также совершает владыка Евсевий, слышны отзвуки радостных пасхальных песнопений. Светит солнце, Небо окропляет молящихся. Верится, что духовным центром России, пусть на краткое время, стал остров в Псковском море, как морем именуют святое Галилейское озеро.
В святом треугольнике: храм-кладбище-домик старца вместились главные события того незабываемого дня.
Ручьями полились слезы из глаз батюшки – это видели многие – на его фотографии в руках монахини Таисии, по окончании Божественной Литургии. О чем они? О нас, грешных, с окамененными сердцами, не раскаявшихся, не совершающих над собой спасительных усилий, заблудившихся в потемках греха?
Господь возжелал, чтобы мы поминали память дорогого батюшки в завершающие дни строгого Успенского поста (а остров находится близ Свято-Успенской Псково-Печерской Лавры), чтобы радость молитвенного общения с батюшкой Николаем сочеталась со строгим отношением к себе, ибо мы – грешники.
Выходим на улицу, читая на кладбищенских вратах, на арке, что дугой возвышается над нашими головами, слова Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу: «Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога. Ангели бо грознии возмут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя, грешнаго». Часто ли читаем мы этот Канон покаянный, со вниманием ли?
День наполняется событиями. Возле кладбищенских ворот работает вместе с оператором режиссер Виктор Рыжко. Монахиня Таисия рассказывает, как батюшка благословил ее исцелять людей. После остановки видеокамеры собравшиеся наперебой упрашивают матушку постучать им чудесным посошком по больным местам. Батюшка Николай благословил ее в Дивеево. Отныне она там, возле батюшки Серафима. Молодой человек, Алексей, впервые на острове, приехал поблагодарить батюшку за чудесное спасение в тяжелейшей автомобильной катастрофе. Он свято убежден, что произошло это по молитвам отца Николая.
Возле домика старца размещены печатные материалы о кощунственных попытках неких лиц возбудить уголовное дело о якобы насильственной смерти батюшки и с требованием извлечь святое тело старца. Не хотелось бы и вспоминать об этих безумных вещах, но и умалчивать нельзя. С возмущением говорил об этом кощунстве владыка Евсевий.
Надругались над иконами в самом центре Москвы, идет атака на автора учебника основ православной культуры, появляется кощунственный спектакль в столичном театре, бесовские игрища – возле стен святого Кремля. И где же мы, православные? Где наш отпор? Молитвой, действием, очищением пространства России, в первую очередь, через очищение своих душ!
Не дадим, братья и сестры, на поругание осквернителям всечестные мощи дорогого батюшки! Каждый, прочитавший эти строки, да вознесет молитвы ко Господу нашему и Пресвятой Богородице, да не допустит Господь поругания. А в храмах наших будем чаще вносить святое имя старца в поминальные записки – на Литургию и на Панихиду. Земная Церковь наша молится о старце, мы молитвенно взываем к нему о помощи – и старец ответно молится за нас. Так крепятся молитвенные нити, связывающие две части Церкви – земную и Небесную, воинствующую и торжествующую, так крепится единый организм Церкви, так укрепляются воины Христовы в духовной брани.
Памятная встреча с игуменом Митрофаном:
- Почитание батюшки в народе все больше возрастает. Едут помолиться у могилки. И уже множество есть свидетельств того, что батюшка откликается на молитву, слышит ее. И уже по его молитвам, как предстоящего перед Престолом Божиим, совершаются чудеса исцеления, чудеса помощи Божией людям, - подытоживает о.Митрофан. Он напомнил, что не надо искажать благословения батюшки, каких бы вопросов они ни касались. Дай-то, Господи!
Входим в келейку старца. Какое счастье, что ее можно посетить, припасть к святыням, помолиться. Не знаю, разрешается ли, но я уронил свою грешную голову на драгоценную епитрахиль батюшки, приник к ней…
Келейка, с ее святынями, намоленными иконками, самим воздухом, напоенном молитвами батюшки, – это такое сокровище! Слава Тебе, Господи, что Ты даруешь нам, грешным, не заслуживающим, по неизреченной милости Своей, любви Своей такие святыни! Слава Тебе!
Мы отплываем в обратный путь, унося в своих сердцах незримое благословение батюшки.
Батюшка и обличал, и миловал. Помнится, как три года назад, хлопал меня по щеке, вразумлял. Но и маслицем помазал и наставил кратким, но каким точным словом и благословил…
Катер скользит по озерной глади. Над головой купол небес от края земли и до края земли, тонкой полоской видится она на горизонте. Синь неба, белые облака, озерные - морские пространства. А оглянешься – виднеется еще Остров с мачтой колокольни, устремленной ввысь. Творение Божие. А мы в городах нагородили всего, заслонили своим рукотворным, чаще всего – греховным, это Творение. Не видим дивной его красоты.
Вблизи Пскова, по берегам Великой реки – белоснежные храмы плывут нам навстречу. Молитва сама льется из уст.
Яркая разноцветная радуга от края земли и до края земли впереди нас. В ней, как в небесных вратах, белеется храм. Свято-Троицкий Псковский Собор. Мы вплываем в нее. Над первой радугой появляется вторая. Небо вновь кропит нас каплями дождя. Навстречу им устремляется фонтан брызг, поднимаемых нашим корабликом с водной поверхности. И в этих встречных потоках просверкивают частицы уже третьей радуги. Мы приближаемся к берегу. Собор Святыя Троицы величественно наплывает на нас.
Август вместил ликование церковного русского народа на Дивеевских торжествах в честь столетия прославления великого старца Серафима и молитвенное воспоминание о нашем великом современнике – старце Николае, совершенное на святом Острове, совершенное и во всех российских пределах по случаю годовщины его отшествия в Небесные обители.
«Не теряйте Пасхальную радость! Христос Воскресе!» - последние заветные слова батюшки Николая. Как же достичь нам чистоты сердечной, как сохранить в себе эту радость Пасхальную? Как не отогнать ее от себя дружбой с грехом. Постараемся же пронести этот драгоценный завет через всю нашу жизнь.
Молитвами дорогого отца нашего Николая о Родине нашей, обо всех нас грешных да дарует нам Господь прощение грехов наших, да избавит нас от врагов видимых и невидимых, да укрепит Господь Русь нашу Державную, Родину Православную в твердом стоянии в вере Христовой, в чистоте ее!
Отче Николае, моли Бога о нас!
Владимир Танаков,
фото Романа Лисицкого