Добавлено: 20.08.2018

Небесная пища для души

«Русь Державная» продолжает публикацию проповедей афонского старца иеромонаха Николая (Генералова), настоятеля скита Крумица, любезно предоставленных автором главному редактору газеты Андрею Печерскому. Сердечно благодарим батюшку за доверие.

Св. Гора Афон.
День Святыя Троицы.
1998 г.

Дорогие паломники-соотечественники – мир вам!

Пользуясь удобным случаем, который нам предоставляет милость Божия, продолжаю наш разговор о Святом Причастии.

Для того, чтобы показать нам необходимость Св. Причащения, Христос уподобляет его пище, без которой умирает душа. «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». (Иоанн 6, 49-51).

Из Ветхаго Завета мы знаем, что Израильтяне, шествуя в Обетованную Землю, имели нужду в пище, и Бог дал им манну, которой они питались каждый день в течении 40 лет, пока не вошли в Обетованную Землю. И мы, христиане, шествуя в Горний Иерусалим, имеем нужду в пище, и Господь дает нам сладчайшую небесную пищу на каждый день, которая дает нам крепость, дарует безсмертие и вечную жизнь – это Святое Причастие. Этой Небесной Пищей мы, христиане, обязаны питаться до тех пор, пока не достигнем, не перейдем из этой временной жизни – в вечную жизнь, то есть до гроба.

В Православной Церкви на Святом Престоле в смиренном виде хлеба и вина сокрыты Тело и Кровь Христовы. Сам Христос находится во Святой Чаше.

Диавол же, не вынося это Великое Таинство, воздвигает во многих из нас «помышления сумнительныя». Как же это – внушает он нам – мы своими глазами видим простой хлеб и вино, а в действительности как они могут стать Телом и Кровию Христовыми? Но подобный вопрос можно задать и о Самом Христе. Как, тогда, люди Его эпохи своими глазами видели Его человеком, как же Iисус Христос был и Богом? Тот, который верует, что в лице Iисуса Христа сокрыто было всё Божество, тот верует, что и во Святой Чаше сокрыт Богочеловек Iисус. И еще один вопрос у сомневающегося: Как это по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Христово, а вино претворяется, пресуществляется в самую истинную Кровь Его, Которая во время Его страдания на Кресте излилась за жизнь мира?

Сомневающийся человече, эту тайну не могут постигнуть и разуметь и сами Ангелы и вся воинства Небесная, а поэтому надо со смирением верить словам Господа, Который на Тайней Вечери, установив это Таинство, сказал Своим ученикам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте из Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, за многие изливаемая, во оставление грехов». Ученики же не испытывали, почему они видели только хлеб и вино, но верили каждому слову Христа, ибо знали, что Он – есть Всесильный Бог, и со смирением принимали каждое Его слово. Так надо и нам поступать, а не испытывать «почему» это да «как» – это Таинство, и установил его Господь.

Объясни мне, человече, разве не таинственное претворение воды в вино, которое происходит в винограде? А претворение травы в молоко, которое происходит у овец и коров? А претворение молока в кровь, которое происходит у человека?

Тот, Который творит чудесные такие изменения, – Всесильный Бог – не в состоянии разве претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Христову?! Вся возможна суть у Бога!

Здесь считаю уместно привести один случай, который произошел в Афинах много лет тому назад. Один известнейший проповедник мирской, грек, по имени Димитрий, ныне уже покойный, говорил проповедь о Св. Причастии. Все умилились, все задумались, но диавол не вытерпел и воздвиг одну безбожницу, которая оказалась в зале, где велась беседа, и спросила его: «Неужели Вы, Господин Димитрий, всему этому верите, это невозможно, это басни, а Вы – человек образованный и весьма умный?» Проповедник ей ответил, что буквально вчера я был у врача, так как страдаю диабетом, а поэтому и полный. Врач, осмотрев меня, сказал, чтобы я избегал вкушения хлеба и всего хлебного, а также винопития. И на мой вопрос: Почему? Врач ответил, что разве не знаешь, что хлеб полнит человека, а вино содержит глюкозу и всё идет в кровь? И, отвечая безбожнице, Димитрий сказал ей: «Если мой организм хлеб претворяет в тело, а вино в кровь, то Господь, Который создал и мой организм, и меня, и хлеб, и вино, то неужели же Он не в состоянии претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Христову?!

Итак, Св. Причастие – это небесная пища для души, но, увы! – многие из нас сами себя лишают этой пищи.
Без хлеба человек не может быть телесно здоровым, «И хлеб сердце человека укрепит» – хлеб укрепляет, а вино веселит сердце. «И вино веселит сердце человека» (Пс. 103).

Освященный хлеб, Тело Господне, соделовает душу верующего здоровою, и освященное вино, Кровь Господня, наполняет душу Божественным веселием.

Представьте себе голодного человека, которому на каждый день дают вкушать хлеб, но а он вкушает лишь 5-6 раз в году! Разве может выжить такой человек? Или представьте больного, который имеет нужду в лекарстве, но отказывается принимать его, или же принимает очень-очень редко. Может выжить и не умереть такой человек?

Нам на каждый день предлагается Св. Причастие и Оно же лекарство для души – а мы, по своему нерадению и порой по незнанию, приступаем к Чаше несколько раз в году, а отсюда и результаты плачевые: «Удаляющиеся от Меня погибнут».

О величии и святости даров, преподаваемых нам в таинстве Евхаристии, Святитель Iоанн Златоуст пишет: «Помысли, какой чести ты удостоен? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния отсюда исходящаго, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? (Пс. 105). Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю, пастырь? Часто бывают такие матери, которыя новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. (Но, отче Святый Iоанне, чтобы ты сказал теперь, когда почти каждая мать, в том числе и христианка безжалостно убивают своих собственных детей, делая аборты?!?). Но Христос не потерпел сего. Он питает нас собственною Кровию, и через сие соединяет нас с Собою…» В другом месте Святитель говорит: «Чтоб быть нам членами плоти Христовой, будем соединяться с этой плотию. А это бывает через пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви…». «Послушаем, священники и мирские, чего мы удостоились; послушаем и ужаснемся! Христос дал нам в пищу святую плоть Свою, Самого Себя предложил в жертву: какое же будем иметь оправдание, когда, принимая такую пищу, так грешим?» – восклицает Св. Iоанн Златоуст. «Будем твёрдо помнить, – говорит снова Златоуст, – что в таинстве Причащения мы приобщаемся тела нисколько не различного от того тела, которое возседит горé и которому споклоняются Ангелы, которое находится близ нетленной Силы, – сие именно тело мы вкушаем».

Святитель I. Златоуст напоминает причастникам, что в лице священника таинство Причащения совершает Сам Iисус Христос. «Веруйте, – поучает он, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Он возлежал. Ибо ничем не отлична одна от другой. Нельзя сказать, что сию совершает человек, а ту совершал Христос; напротив, ту и другую совершает Сам Он. Посему, когда видишь, что священник преподаёт тебе Дары, представляй, что не священник делает сие, но Христос простирает к тебе руку. Как при Крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни Ангел, ни Архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться; так и в Причащении…»

«Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия. Сие есть Тело Мое, сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как следующее изречение: раститеся и множитеся и наполняйте землю (Бытие 1,28) произнесено однажды, но во все время на самом деле дает нашей природе силу к деторождению; так и то изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия, делает совершенную жертву на каждой трапезе в Церквах».

Дорогие паломники, имея сие великое и спасительное Таинство, будем же чаще Причащаться и поступать так, как повелевает нам Мать наша Церковь и Святые Отцы, о чем мы уже говорили в прошлый раз. В настоящее же время, диавол, не вынося это Таинство, ибо знает, лукавый, по многовековому опыту своему, что Оно главное средство, через которое Христианин соединяется с Господом, поэтому и всячески уловляет в свои сети, воздвигая гонения на это Таинство. В раю Бог запретил Адаму вкушать от дерева познания добра и зла, а диавол, обольстив их, сказал: «вкусите, и у вас откроются глазки и будите сами как боги», – и мы хорошо знаем результаты сего вкушения. Теперь же Христос повелевает, говоря: «Приимите, ядите, да жизнь вечную имате», а диавол уж тут как тут и говорит: «не вкушайте! Что вы делаете! Если будете часто вкушать – во ад пойдете!» Вот это мастер и отец всякой лжи и уводит словесных овец от Источника жизни по-разному. Если же не удаётся увести совсем, то внушает реже причащаться, 3-4 раза в году, и то как попало, без исповеди и духовной подготовки.

Что часто причащались Христиане во все века, об этом ясно свидетельствует то, что Церковь учредила Великим постом совершать по средам и пятницам – Литургию Преждеосвященных Даров. Поскольку Великий пост – это скорбный период, а Божественная Литургия Иоанна Златоустого или Василия Великаго имеет радостный характер, а поэтому совершается лишь по Субботам и Воскресеньям. Но так как два раза в неделю для подвизающегося Христианина недостаточно Причаститься, то Церковь и установила по средам и пятницам совершать Литургию Преждеосвященных Даров, давая возможность верующему причаститься еще два раза в неделю, итого четыре раза в неделю. Но и здесь диавол поработал, и почему-то все думают, что за Литургией Преждеосвященных Даров могут лишь причащаться очень телесно больные люди, а здоровых это не касается. Однажды я спросил одного монаха из известного на всю Россию монастыря, который многие годы провел в монашестве: как часто он причащается на Преждеосв. Литургиях? Ответ же получил такой: «Ни разу не причащался, так как телесно не больной». Ответ говорит сам за себя, можно обойтись без объяснения. Для чего же тогда совершается Божественная Литургия? Чтобы послушать церковную музыку или слушать голос батюшки? Первоначальная цель Св. Литургии – это совершить безкровную Жертву и причастить верующих, о чем и молится священник за Божественной Литургией: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям».

Если без причины серьезной мы не причащаемся часто, то мы этим грешим, презираем Владычню Вечерю и великую честь, которую нам оказывает Христос, приглашая через служителя Своего: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Господь тебя зовет на Божественную Вечерю, а ты безразличен к Его зову?! Почему? Объясни.

Поэтому-то Апостольское правило № 8 и № 9 отлучало всех верующих, которые без причины не причащались за Св. Литургией. Но а теперь наоборот: отлучают тех, кто часто причащается. «Что, святым стал, – говорят, – и хочешь часто причащаться?» – Совсем нет, не святой, но приступаю: «Дерзая на неизреченную Твою благость: и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка (диавола) звероуловлен буду» (молитва ко Причащ.). Приступаю как грешный, имея нужду в этом, и не как праведный и с правами. Приступаю как больной, ища лекарство для здоровья души, и не как праведник, или здравый и святой, ища награду, ибо Св. Причастие дается как лекарство болящему. Но кто может сказать, что он душевно здоров и в порядке? Как же говорите, что надо стать святым и тогда приступать? Но как можно стать святым без средства ко освящению, то есть Тела и Крови Христовых?, которое укрепляет нас в подвиге достижения святости.

Что часто христиане причащались, о сем свидетельствует 66 Правило Шестаго Вселенскаго Собора, которое гласит, что Пасхальная Светлая Седмица считается одним днем, а поэтому Христиане должны пребывать эту неделю в Церкви, радуяся и празднуя Господне Воскресение в псалмах и пениях духовных, внимая словам Свящ. Писания и причащаясь Св. Таин.

Из этого Правила видно, что верующие должны бы причащаться всю Светлую Седмицу, не взирая на то, что нет поста и вся неделя сплошная.

Но попробуй в наше время причастись на Пасхальной седмице: на тебя зашипят со всех сторон, что, мол, за дерзость, разве можно на Пасху? Хотелось бы спросить и клириков, и мирских: «Дух Святый сходит и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову разве только для того, чтобы причастился седмичный батюшка, а не для всех верующих Православных Христиан, которые молятся в храме?!» Думаю, что для всех, тем более, что Пасха, и вся вселенная ликует, и то же каждое Воскресенье и каждый раз совершает Дух Святый.

«Да, – говорят иные, – но часто могут причащаться лишь Клирики, а мирские нет». Откуда эти люди, а порой и Священнослужители «черпают» такое различие? Где об этом говорит Св. Писание? Да нигде! Напротив, Св. Iоанн Златоуст говорит, что во время причащения и Священники, и мирские равны – ибо вкушают одно и тоже брашно, то есть Тело Христово и пьют из одной Чаши – Кровь Его. Да, я рад бы был часто причащаться, – разсуждает другой, – но увы! Не достоин! Кто я такой, чтобы часто приступать к Св. Чаше? Достаточно для меня, что я причащаюсь в Великие праздники 3-4 раза в год! Эти слова скорее не смирения, а ложного смирения и эгоизма. Говоря, что я недостоин часто причащаться, я тем самым утверждаю, что редко я – достоин Св. Причастия. И тут та же бесовская прелесть! Причащаемся мы не потому, что мы достойны этого (этого никто из людей не достоин), но потому, что тако благоволит Христос, снисходит к нам, желает в нашем сердце сотворить Себе жилище, а поэтому Он и говорит, что вот стою у дверей вашего сердца и стучу и, если кто откроет его, то Он войдет в него и Обитель там сотворит.

Итак, причащаемся не потому, что Святые и достойные, но чтобы с Божией помощью стать достойными и святыми, чего и всем вам, дорогие паломники, от всей души желаю.

Великое благодарение Господу, что Он нас всех терпит, ожидая нашего покаяния и исправления нашей жизни.
Время для спасения благоприятное: на Руси ныне открыты почти все храмы, монастыри, есть хорошие разсудительные духовники, есть еще Старцы, которых при желании можно посетить, в храмах часто совершаются службы Божии, а главное, приносится Безкровная Жертва. Поспешим же, дорогие мои, позаботимся о спасении своих душ, чтобы, когда придут испытания и станет вопрос, кого хочешь: Христа или Варавву? Бога и вечную жизнь или мир и вечную гибель?

С кем тогда мы пойдем и кого изберем, от нас самих зависит, но как мы сможем предпочесть Христа, когда мы Его не знаем, и знать не хотим. Знаем всё, везде нос свой тычем, прилунились, но, к сожалению, до сих пор не приземлились и совсем не знаем свое сердце, свою душу и Бога своего. До каких же пор мы будем хромать на оба колена? До каких же пор будем своим нерадением оскорблять Господа и веселить диавола?!? Но непреложные слова Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанн 6,53 ст.) – запомните эти слова, ибо они выше и нужнее всего на земле. Итак, нам, верующим, необходимо знать: 1) Необходимость в частом причащении и 2) - это наше недостоинство. Как бы кто хорошо ни приготовился, сколько бы ни перечитал молитв, сколько бы ни постился и пр., но причащаемся «дерзая на Неизреченную благость Божию».

Как надо приступать к Св. Причастию, с какими мыслями, чувствами и желаниями, а также и о пользе Св. Причастия – с Божией помощью, скажем в другой раз.

Дерзнул изложить все это в надежде, что хоть одна душа, прочитав эту статью, начнет серьезнее относиться ко Св. Причастию.

Простите. Прошу св. молитв.

С любовию о Христе, недостойный иеромонах Николай
от 19.09.2018 Раздел: Август 2018 Просмотров: 87
Всего комментариев: 0
avatar