Женщины в Великой Отечественной войне
Мы, мужчины, очень виноваты перед вами — перед матерями и женами, сестрами и дочерьми, сотрудницами по работе, перед всеми труженицами нашей страны, которые растят хлеб, выхаживают нас во время болезней, в школах, детсадах и яслях воспитывают наших детей. За то, что не всегда помним о ваших заслугах, не воздаем должное за ваши труды и заботы, просто за то, что вы есть и что вы — рядом.
Поистине неизмерим, но по достоинству не оценен еще ваш вклад в Победу советского народа над фашизмом, этим злейшим врагом всего человечества. Поэтому в нашей православной народной газете мы вводим новую рубрику: «Женщины в Великой Отечественной войне». В материалах, которые будем публиковать под ней, мы намерены показать, как много сделали вы для спасения Отечества нашего, для того, чтобы жили и здравствовали сегодняшнее и будущие поколения.
Сегодня мы хотим рассказать о героических летчицах ночной бомбардировочной авиации, которые на скромных самолетиках ПО-2 совершали чудеса храбрости в борьбе с захватчиками, нанося им весьма ощутимые потери. «Ночными ведьмами» называли их перепуганные немецкие солдаты.
И первой среди них стала Валентина Гризодубова, еще довоенный Герой Советского Союза, совершившая со своими подругами — Мариной Расковой и Полиной Осипенко — поразившие весь мир сверхдальние перелеты. В Великую Отечественную она стала прославленным командиром авиаполка.
Следующий наш очерк — о советских женщинах-снайперах, их великом боевом счете во фронтовых дуэлях с умелым и коварным врагом.
«Nachthexen»... — по-немецки это означает «ночные ведьмы». Так гитлеровцы называли наших летчиц легких ночных бомбардировщиков ПО-2, которые не давали им покоя во второй половине войны.
А начиналась эта история в самом разгаре приграничных сражений 1941 года. После разгрома на аэродромах нашей незамаскированной, неприкрытой боевой авиации в небо — для нужд связи, для поисков затерявшихся дивизий и армий, для транспортировки в тыл высокопоставленных раненых — в любую погоду стали взмывать «небесные тихоходы» У-2, самолетики конструкции Н. Н. Поликарпова. И вот на них-то «асы Геринга» лихо увеличивали свой «боевой счет». Стоило было нашей «стрекозе» — биплану появиться над лесами-перелесками нашей России, как на нее из-за облаков под звенящий гул мотора яростно устремлялся тонкий, «осообразный» «мессер». Слышится короткая очередь, и наш самолетик горит! Если летчик выбрасывается с парашютом, то вторым заходом истребитель стремится расправиться и с ним… Автор этих строк не раз с болью наблюдал на Смоленщине такие рвущие душу картины.
Немецкие асы очень любили столь легкую для них добычу, пренебрежительно называя наши У-2 «этажерками» и даже «швейными машинками» — видно, за дребезжащий звук их моторов. «Сегодня сшиб три советских «этажерки»! — радостно (как представляю я это себе) сообщит своему сослуживцу по 8-му авиакорпусу 2-го Воздушного флота генерала В. фон Рихтгофена какой-нибудь Эрих фон Адлерберг. — Записано на мой боевой счет. Считай, что «Рыцарский Крест с мечами» у меня уже на мундире!»
Всё это им выйдет боком. Сконструированный еще в 1928 году учебный самолет для аэроклубов тогда еще не рассматривался как самолет боевой, способный на что-то, кроме обучения элементарным навыкам пилотажа — куда ему было с его полуторастами километров в час решать какие-либо фронтовые задачи! Но кто-то додумался: самолет У-2 может не летать, а подкрадываться, садиться на любую лесную поляну, не падает в штопор; кончился бензин — может, тихо спланировав, приземлиться где ему захочется. Так додумались превратить этот самолетик в… ночной бомбардировщик. Взлетит такой темной ночью, выйдет на разведанную заранее цель — огневую позицию батареи, командный пункт, склад боеприпасов, выключит на подлете к ней мотор и высыпет целую кассету мелких бомбочек или пару увесистых опустит, если потребуется.
Специалисты за самолетик взялись серьезно: оборудовали при нем бомболюк, механизмы для сбрасывания, прицелы. Исправили и формальную несправедливость — в названии отныне не учебного, а боевого самолета буковку «У» заменили на «ПО», по фамилии конструктора. ПО-2 вполне отомстил за себя. Вспоминается случай, когда у нас в городе Дорогобуже, готовя молодежь к насильственной отправке в Германию, оккупанты всю документацию на нее сосредоточили на «бирже труда». Однако в ночь из-за леска на здание тихо спланировал наш самолетик — и биржи не стало.
В войсках стали создаваться целые эскадрильи и даже полки таких ночных бомбардировщиков, и в них валом повалили из аэроклубов наши отважные девушки (атмосфера этих боевых подразделений замечательно передана в знаменитом фильме режиссера С. Тимошенко «Небесный тихоход» с Николаем Крючковым в главной роли). Прослышав об этом, немцы резко изменили отношение к когда-то презираемой ими «этажерке», которую до этого называли «швейной машинкой» («Nahmaschine») и нарекли досаждавших им советских летчиц «ночными ведьмами». Тактика их действий была проста и убийственна: вылетит такой самолетик в безлунье и берет себе курс куда надо — в тыл немецкий, к партизанам, на бомбежку их переднего края, когда они, будь то пехотинцы или летчики, утомившись за день, спокойно попивают свой кофе, сбросит на их головы бомбы и, как писал поэт, «спокойно улетает в свой удел». Если выйдет на него немецкий ночной истребитель, то и в таком разе еще не все пропало — надо прижаться к лесу, к кустарнику; пилот наверняка потеряет видимость, но ни в коем случае не решится — на своей-то скорости! — спускаться до верхушек деревьев.
Одна из таких симпатичных «ведьм», Наталья Руднева, рассказывала:
— Однажды с грузом медикаментов я должна была лететь к партизанам Брянщины. Незадолго до начала операции мне вдруг сообщают: из штаба отряда получена шифровка — кто-то выдал немцам место посадки и сигнал-пароль, три костра треугольником; вылет отменяется. «Наоборот! — заявляю я начальнику эскадрильи, — Полечу. Только вместо тюка с медикаментами заверните мне приличную бомбу с часовым механизмом. Я ее поставлю на пять минут и тюк выброшу при снижении (якобы на посадку). Немцы, конечно, захотят взять меня живой, вместе с машиной, поэтому торопиться не будут: решат, что пошла на другой заход…» Долго пришлось уговаривать начальство, но своего все?таки добилась — разрешили рискнуть…
Все прошло блестяще. Когда подлетала к кострам и увидела встречающих, сразу же поняла, что это не наши. Они как-то не так махали руками, а главное, посылали «воздушные поцелуи»! Да у нас такие сантименты были просто не приняты! Словом, помахала им тоже рукой, показала — мол, иду на разворот, а лишний груз выбросила… Пламя взрыва уже из-за леса увидела.
Заслуги ПО-2 перед Отечеством своим (не говоря уже о подвигах самих наших отважных летчиц) были столь велики, что этот заслуженный боевой самолет выпускался нашей авиапромышленностью вплоть до 1953 года!