Автор статьи — Михаил Яковлевич Лемешев, известный общественный деятель. Профессор, доктор экономических наук, эксперт ООН по окружающей среде. Член Президиума ВООПИиК, член Правления ассоциации «Экология и мир», член Комитета по спасению Волги. Cтатья Лемешева, опубликованная в нашей периодике в декабре 1985 г., положила начало широко известной общественной кампании против поворота рек.
В последние 15 лет, начиная с насквозь лживой перестройки, идут беспрерывные восхваления так называемой «западной цивилизации». Нет, пожалуй, ни одного политика-демократа либерального толка, ни одного служителя оголтелых средств массовой информации, кто бы ни призывал Россию к вступлению в этот «рай».
По недоразумению вторят им и многие учёные и практические работники. Когда они говорят каждый о своём деле, о своих трудностях и проблемах, о путях их преодоления и решения, то, как правило, видят эти пути только в следовании западной «цивилизованной» практике жизни.
Но ведь это явная нелепость, несуразность. Нелепость эта состоит уже в том, что в действительности никакой единой западной цивилизации просто нет. Это убедительно разъяснено в трудах выдающегося русского социолога Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885 гг.) и английского историка Арнолда Тойнби (1889-1975 гг.).
Не менее основательно доказано учёными и подтверждено практикой исторического развития существование тысячелетней русской цивилизации. Именно русский православный народ, это несравненное сокровище человечества, совершил беспримерный исторический подвиг, создал уникальный суперэтнос — многонациональное государство, во многом определяющее ход мировой истории на протяжении многих веков.
Россия потому и оставалась в течение многих веков великой державой, что русский народ свято хранил православную веру и осуществлял самостоятельное независимое духовное, культурное и материальное развитие. Именно народ в его многомиллионной массе оставался их хранителем, тогда как просвещённые «водители» в лице аристократии и интеллигенции нередко отступали от отечественных ценностей, предпочитая им призрачные блага зарубежного образа жизни.
К несчастью, в наше смутное время недальновидные политики и продажные СМИ вновь и с ещё большей настойчивостью зазывают народ в эфемерную «западную цивилизацию». И это не просто пустая демагогия. Увы, она приобретает форму государственной стратегии, выражающуюся в погружении России во мрак глобализации.
Угроза разрушения России и её уникальной русской цивилизации, а, следовательно, и многоцветья и благополучия всего человечества слишком близка и слишком реальна, чтобы народу и государству оставаться беспечными. Напомню мудрые слова Николая Яковлевича Данилевского, обращённые к нам — современникам с заветом о непрестанном хранении чести, достоинства и независимости народа в любых исторических условиях. Вот они: «Если нация по каким-либо причинам утрачивает самостоятельное развитие своих начал, то ей придётся вообще отказаться от всякого исторического значения и опуститься на ступень этнографического материала для чужих целей».
В то же время я выражаю своё глубокое убеждение в том, что Россия самодостаточна в своём материально-ресурсном и интеллектуальном потенциале для эффективного научно-технического, социально-экономического и духовного развития и противостояния погибельным замыслам глобализации. Уберечь мир от опутывания этой удушающей паутиной — это не просто краеугольный камень геополитики современной России, это великая миссия уникальной русской цивилизации.
Каковы же неотложные задачи Российского государства и народа, решение которых способно обеспечить сохранение и развитие русской цивилизации и этим противостоять всесветному распространению зла и грядущему порабощению человечества, посредством бездуховной (компьютерной) глобализации, навязываемой миру в угоду интересам «мирового правительства»? Назову важнейшие из этих задач.
Первая. Законодательно провозгласить православие государственной религией России, как непременное условие воскрешения Святой Руси. Такое решение не противоречит существованию и развитию традиционных для России религиозных вероисповеданий — исламу и буддизму. Вместе с тем оно позволит объединить усилия государства и Русской Православной Церкви для активной борьбы с разрушительным влиянием на мировоззрение и духовно-нравственное состояние населения страны со стороны агрессивных по отношению к России и её народам католицизма и непрерывно умножающихся сект самого различного толка.
Вторая. Ввести жёсткую цензуру на античеловечную, аморальную деятельность средств массовой информации, театральные, концертные и другие зрелищные программы, пропагандирующие преступность, насилие, порнографию, разврат, наживу, презрительное отношение к труду, к гражданскому долгу, к истории и культуре родной страны, к защите Отечества. Закрыть детские и юношеские дискотеки, игровые (на деньги) залы, клубы, киоски и другие места проведения азартных (денежных) развлечений. Запретить работу казино, публичных домов и подобных притонов, насаждающих разврат, наркоманию, пьянство.
Третья. Запретить антиправославную и антирусскую лживую пропаганду и клевету на славную историю страны и особенно русского народа, ведущуюся либеральными средствами массовой информации. Уважение к славному прошлому — залог и нравственный источник движения общества к достойному светлому будущему. Необходимо законодательно установить, что распространение злостной клеветы о том, что великая царская Россия была «тюрьмой народов», а её преемник — Великий Советский Союз — «империей зла», является тяжким преступлением против государства, подлежащим суровому уголовному наказанию.
Первая. Отменить принятые федеральные и иные законы и подзаконные акты об открытой и закамуфлированной под аренду продаже земли, лесов, водных объектов, недр, рыбопродуктивных морских акваторий, заповедных и рекреационных территорий, угрожающие разграблением национального достояния нынешнего и будущих поколений России. Запретить неконтролируемый вывоз за рубеж природных ресурсов.
Вторая. Организовать изъятие в пользу государства природной ренты. Сделать эти средства основным источником формирования федерального и консолидированного бюджетов страны вместо фискальных налоговых и иных платежей, тормозящих развитие экономики.
Между тем рыночная цена реализуемых природных ресурсов и продуктов их первичной обработки составляет 150 миллиардов долларов. Если из этой суммы направлять в бюджет в виде природной ренты 2/3, то его природная составляющая возрастёт с 20 до 100 миллиардов долларов. Такая прибавка позволит иметь собственные инвестиции и полнокровно финансировать охрану природы, фундаментальную науку, образование, здравоохранение, культуру, ВПК, армию, флот.
Третья. Разработать и принять государственную программу возрождения гибнущего российского села, которое при действенной финансовой и материально-технической поддержке способно обеспечить продовольственную безопасность России не только в смысле производства необходимого количества доброкачественных пищевых продуктов, но и, что особенно важно, в смысле недопущения ввоза из-за рубежа опасных для здоровья и жизни людей генетически модифицированных продуктов питания.
В сельском хозяйстве России допустима многоукладная экономика, но приоритет должен быть отдан коллективным (общинным) формам хозяйствования.
Общинный характер труда и организации производства — это уникальное, исторически проверенное объединение таланта и энергии людей, направленное на плодотворное решение их общих целей.
Православные монастыри России — эти очаги веры, просвещения, высочайшей духовной и производственной культуры неслучайно назывались общинами. В них всегда царили не просто «послушание», а взаимопомощь и активное сознательное сотрудничество. То же можно сказать и о веками существовавших русских трудовых артелях, покрывших необъятные просторы нашей Родины дивными храмами и не имеющими равных в мире по красоте городами. Животворное зерно человеческого труда усыхает без живительной влаги взаимопомощи и общности интересов, что мы с горечью наблюдаем в наши мрачные «постреформенные» дни. Сотрудничество и взаимопомощь — есть единственно достойный путь жизни.
Четвертая. Впредь до подлинного оздоровления российской экономики и обретения ею реальной конкурентоспособности, на что потребуется несколько лет, не допустить вступления России во Всемирную торговую организацию — ВТО, поскольку такое вступление неизбежно приведёт к закреплению за нашей страной губительного для природы и общества, особенно его будущих поколений, статуса сырьевого придатка экономически развитых стран и мировой свалки смертоносных ядерных и высокотоксичных отходов.
Первая. Упразднить устанавливаемый правительством Российской Федерации социальный стандарт, ориентированный на вымирание населения России — так называемый «прожиточный минимум», размер которого вдвое ниже оцениваемого социологами «уровня нищеты». Вместо этого издевательского норматива ввести практику планирования и анализа благосостояния народа в качестве минимального социального стандарта «рациональный потребительский бюджет семьи», как это практиковалось при социальном планировании в Советском Союзе. В такой бюджет должны входить не стоимость пресловутой «продовольственной корзины», а необходимые минимальные затраты на питание семьи, на приобретение одежды, обуви, мебели, хозяйственной утвари, на оплату коммунальных услуг, транспорта, культурных потребностей, отдыха, воспитания детей.
Без организации такого социального планирования невозможно преодолеть демографическую катастрофу в стране, порождённую преступными «реформами».
Вторая. Восстановить в основном бесплатное образование и здравоохранение, воспитание детей в детских учреждениях, летний отдых школьников в лагерях, содействие массовому развитию физкультуры и спорта среди молодёжи. Создать разветвлённую сеть благоустроенных приютов для одиноких престарелых пенсионеров и инвалидов.
Третья. Предотвратить отъезд талантливой молодёжи в зарубежные страны, «утечку мозгов», обескровливающую интеллектуальный потенциал отечественной науки, промышленности и экономики страны в целом. То, что наиболее способные выпускники лучших вузов страны покидают Родину и отдают свои знания и энергию враждебным России государствам, нельзя оценить иначе, как преступление современной власти перед страной.
Эта национальная трагедия берёт своё начало с того, что студенту-отличнику выплачивают оскорбительную так называемую «повышенную» стипендию в размере 600 рублей, то есть 10 рублей по паритету 1990 года. Напомню, что рядовая стипендия в то время составляла 40 рублей, эквивалентных нынешним 2500 рублям.
Чтобы прекратить интеллектуальное ограбление России необходимо:
1) повысить государственную стипендию студентам-отличникам и аспирантам до 10 тысяч рублей;
2) для наиболее талантливых выпускников создавать специальные научные лаборатории, центры и КБ;
3) гарантировать оплату труда не ниже зарубежного уровня;
4) предоставлять нуждающимся благоустроенное жильё.
Убеждён, что при таком отношении к юным дарованиям ситуация в корне изменится. А тот из одарённых молодых людей, кто на такую заботу со стороны государства не отзовётся, пусть ищет себе новую или «историческую» родину — о таких нам и печалиться не стоит.
Первая. Отказаться от порочного замысла перевода службы в Вооружённых силах России на так называемую контрактную основу. Навязывание наёмной армии России в условиях возрастающей агрессивности НАТО, и прежде всего США, нельзя рассматривать иначе, как радикальное разрушение её обороноспособности, базировавшейся на протяжении веков на высоком патриотическом долге служения Отечеству не только её воинов, но и всех её сынов и дочерей. Это не просто неверие в это святое чувство русских людей, но и издевательство над ним.
Всегда русский человек, тем более воин, защищал родную землю, родное Отечество из любви к ним. Любовь — есть верховный закон жизни существа разумного. Русские воины всегда побеждали врагов потому, что беспредельно, бескорыстно и свято любили Родину. А любовь не знает страха! Любовь изгоняет страх из человеческой души. Величайший русский поэт и мыслитель А.С. Пушкин выразил эти чувства русских людей предельно кратко и столь же предельно глубоко и точно:
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Это ведь сказано на века. Это наша национальная заповедь! И насколько же чужда русскому духу идея защиты Отечества за деньги. Как тут не вспомнить непреходящее наставление Иисуса Христа: «Никакой слуга не может служить двум господам» (Лк; 16,13).
Для либеральных демократов, навязывающих России наёмную армию, деньги — это их господин, это их бог — мамона. Ему одному и призывают они поклоняться, его одного и любить. Эти самозваные учители нашей нынешней трудной жизни очень мудры. Но Господь наш Иисус Христос просвещает нас о том, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1-е Коринф. 3;19-20).
Упомянутые «учители» настойчиво требуют от нас следовать примеру могущественных США.
Но эта несчастная, бездуховная и агрессивная страна — это в буквальном смысле современный Капернаум. О его библейском тёзке, погрязшем в немыслимых грехах, Иисус Христос пророчески предрёк: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Матф. 11,23).
Совершенно нетерпимо охаивание нашей доблестной армии, недоверие к высокому патриотическому чувству и бескорыстию её солдат и офицеров. Преклонись, русский человек, перед святым долгом защитника Отечества, восславь его и полюби его, прояви подлинную заботу о нём, и тогда:
Их цель — иль победить,
Иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря».
(А.С. Пушкин)
Вторая. Не допускать продажи любым зарубежным странам новейших образцов оружия, разрабатываемых нашими конструкторами, до их серийного производства оборонной промышленностью страны и снабжения ими Вооружённых сил в необходимых размерах, обеспечивающих надёжную безопасность Родины.
Успешное решение этих жизненно важных задач невозможно без радикальных преобразований в области государственного устройства будущей России. Эти преобразования таковы:
Во-первых, заменить прямые выборы в государственные органы представительной власти на ступенчатые, с соблюдением национальной и сословной пропорциональности населения России.
Во-вторых, изменить федеральное устройство государства на унитарное. Упразднить псевдонациональные республики, провозглашённые по так называемым «титульным» нациям. Нелепость такого административного деления государства очевидна из такого факта: более 56% марийцев живет за пределами Республики Марий Эл, 64 % башкир — за пределами Башкортостана, 70 % мордвы — вне Мордовии, калмыки в Республике Калмыкия составляют 37 % населения, коми и коми-пермяки в Республике Коми — 23 %, карелы в Республике Карелия — 10 %.
На смену этому надуманному вредному членению России должно прийти традиционное губернское управление.
В-третьих, осудить лицемерную и лживую задачу «поиска» русской идеи. Такая идея давно не просто сформулирована, но и рождена самой жизнью русского народа и прошла многовековое испытание на её плодотворность и незаменимость. Это — Православие, Самодержавие, Народность. В этом лаконичном и всеобъемлющем виде она была предложена президентом Петербургской академии наук, министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым (1786-1855 гг.) в 30-е годы XIX века. Сергей Семенович, обосновывая эту великую триаду, писал: «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть, а самодержавие является краеугольным камнем нашего государственного бытия, имеющего целью благоденствие народа, сохранение и умножение его творческих сил».
Сформулированная Уваровым русская идея — это не плод умозрительных размышлений автора. Она глубоко исторична. Её общенациональный смысл и характер был предопределён деятельностью великих русских государственников — святого князя Владимира (963-1015 гг.), крестившего Русь в 988 году, первого державного правителя Руси, святого князя Андрея Боголюбского (1010-1074 гг.), великого князя Московского и всея Руси Иоанна III (1440-1505 гг.) и первого русского царя Иоанна IV Грозного (1530-1584 гг.).
Неукоснительное следование этой незаменимой идее — залог возрождения и будущего процветания России как великой мировой державы — спасительницы человечества от грядущего мрака глобализации.
И, наконец, в-четвёртых, самое решающее — восстановление монархического строя в России. О возрождении России в наши дни говорят многие. Среди них и нынешние её губители — либеральные «демократы-реформаторы». Разглагольствуя о возрождении России, они видят путь к решению задачи до примитивности просто, а именно — в создании так называемого «правового государства». Я, конечно, убеждён, что на самом деле они так не считают, поскольку скорее злонамеренно хитры, чем наивны. Возрождённая Россия им не нужна, да и возрождать её им не позволят их западные хозяева — «стратеги-мудрецы». Вся эта возня вокруг проблемы создания правового государства по типу западных стран, и прежде всего США, — очередной обман, имеющий целью увести русских людей от истинных целей и путей возрождения России.
Бездуховный человек не может быть добродетельным. Об этом наглядно свидетельствует американский образ жизни, где при разветвлённом и, казалось бы, всеобъемлющем законодательстве общество поражено преступностью, наркоманией, проституцией, коррупцией, эгоизмом, националистической ненавистью, самодовольством, низкопробной масс-культурой. Чего стоят один только наглый диктат и постоянная агрессивность в отношении неугодных стран и народов, не желающих следовать предписаниям финансовой верхушки США, организующей разбойный поход за мировое господство.
По поводу правовых отношений в Священном Писании сказано: «Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1,17). На этом фундаментальном положении всегда основывалось русское православное мировоззрение. Выдающийся русский мыслитель святой Иоанн Кронштадтский (1829-1908 гг.) в своих проповедях и публикациях взывал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Россия будет сильною внутри и извне лишь своею внутреннею правдою, единодушием и взаимопомощью всех сословий, беззаветной преданностью Церкви, Престолу Царскому и Отечеству». Нам, современным русским людям, необходимо чётко осознавать, что право является лишь низшей гарантией нравственности. Подлинную нравственность способно обеспечить только православное государство, деятельность которого благословляется Церковью и управляется православным государем — монархом. Русские люди всегда видели в монархе не только своего Царя, поставленного над ними Богом, но и родного отца, к которому относились не только с высочайшим доверием, но и с подлинной сыновней любовью.
Неслучайно о людях лицемерных, продажных, лживых, да и просто легкомысленных и недалёких в народе говорили: «без царя в голове». Православный Царь — это душа русского народа. Единение Царя и народа — основа процветания и непобедимости Русского государства. Сила государя — в верности Богу, а сила государства и народа — в верности и преданности своему государю — православному Царю.
Подлинное возрождение России как великой православной державы, способной противостоять погибельному рабству глобализации, возможно только при условии избрания на престол самодержавного Царя — Помазанника Божия. Задача эта трудная, на её решение потребуется значительное время, но откладывать недопустимо. Неизбежна подготовительная организационная работа, суть которой, по моему убеждению, состоит в следующем. Первоначальную основу перехода к монархии должны составить выборные органы местного, уездного, губернского самоуправления, при которых формировались бы исполнительные органы — земские управы. Состав представительных и исполнительных органов власти должен определяться свободными выборами на пропорциональной основе, определяемой национальным составом населения указанных административных единиц. Высшим органом управления на этих уровнях управленческой иерархии должны стать Земские собрания. На этих собраниях избираются члены Всероссийского Земского Собора — Верховного органа власти Русского государства, определяющего политику, стратегию и тактику развития страны и важнейшие вопросы духовной, культурной и социально-экономической жизни российского общества. Всероссийский Земский Собор принимает новую Конституцию и избирает Царя.
Сложность осуществления этих радикальных преобразований государственного устройства России состоит в том, что активных сторонников восстановления самодержавия в современном обществе немного. Но это не препятствие на пути к реализации единственно реального спасения и возрождения России. Иисус Христос, наставляя своих немногочисленных учеников и последователей, говорил: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец благословил дать вам царство» (Лк.12,32). Почти столетие Россия идёт по навязываемому нашей стране ложному пути. Настало время вернуться ей на свою историческую благодатную дорогу. Великий русский гений А.С. Пушкин почти двести лет спустя напоминает нам:
Спадают ветхой чешуёй:
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой».
Закончу изложенные здесь соображения с надеждой на то, что «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13,12).
д. э. н., профессор,
академик РАЕН