Е.А. Баратынский
Вот и минуло уже пятнадцать лет со дня убийства Товарища Верховного атамана Союза казаков Владимира Владимировича Наумова. Казаки и в целом все патриотические силы нашей многострадальной Родины с болью в сердце восприняли эту утрату. В многочисленных некрологах и иных последовавших публикациях известные наши современники именовали погибшего отставного полковника разведки крупным аналитиком, дальновидным политиком и главным идеологом возрождения казачества. Особо был отмечен его блестящий публицистический талант. Главный редактор «Русского вестника» А.А. Сенин поставил его в один ряд с лучшими публицистами России: М.Н. Катковым, М.О. Меньшиковым, В.В. Кожиновым, Э.Ф. Володиным и др.
Отдавая дань патриотическим убеждениям и удивительной энергетике погибшего, о нём писали, как о герое, лидере и духовном вожде казачества, богатыре мысли и духа, рыцаре православной Руси. Последний эпитет, разумеется, в определенной степени неточен. Так уж исторически сложилось, что не рыцарями одиночками западного типа, а ратями и дружинами витязей было издавна славно наше Отечество. Но не это главное.
Важно, что ныне с вышедшим в 2012 г. и уже давно ставшим библиографической редкостью сборником работ В.В. Наумова и воспоминаний о нем «Белый крест» теперь можно ознакомиться и в т.ч. скачать на официальном сайте Союза казаков (allcossacks.ru). Эта книга примечательна обилием метких фраз её автора, давно заслужившими право стать крылатыми выражениями и разойтись на эпиграфы. Вот лишь несколько примеров из их множества:
«вот вам по ходу дела и тест на определение врага государства: ненавидит, боится казачества – определённо вредитель»;
«вечная Россия – это единение в ней всех живших, всех живущих и всех, кто будет жить»;
«крах Великой России, её гибель повлекут неминуемо гибель великого русского народа и других народов, многие столетия развивавшихся в едином российском доме»;
«для того чтобы исправить положение, достаточно совокупной воли всего трех-четырех процентов Русского народа. Враги это знают, этого боятся и торопятся уничтожить любые объединяющие русских людей начала. Под ударом сегодня Русская Православная Церковь, Армия, ФСБ».
«Россия – цивилизация сама по себе, и каждый народ, входящий в эту цивилизацию, до сих пор воспринимается окружающим миром как часть русского народа и действительно несет на себе неизгладимый отпечаток России и русскости».
В представленных в этом сборнике публикациях читателей ожидает блестящий анализ внешне- и внутриполитической ситуации тех лет и прогнозы её развития на ближайшую и более отдаленную перспективу. Многие из них уже сбылись. При этом их автор вовсе не стремился выступать в роли пророка и писал о себе следующее: «прошу не судить меня строго, ибо по роду деятельности, я не писатель и не публицист. Я солдат Империи, русский офицер, донской казак, православный человек».
В основе его безукоризненной аналитической работы лежало не только внимательное изучение текущей ситуации в стране и мире, но также богословских сочинений, исследований виднейших отечественных историков, а также трудов И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, Л.А. Тихомирова и многих др. авторов. Поэтому вице-президент Академии геополитических проблем К.Н. Соколов и отмечал присущую В.В. Наумову энциклопедичность знаний и умение ясно видеть сущность любой проблемы. Эти, неоднократно отмеченные знавшими автора соратниками и так ярко проявленные им в своих работах, качества свидетельствуют о незаурядном уме их обладателя. Для понимания природы подобной интуиции и умения в кратчайшие сроки и критической ситуации блестяще анализировать динамично меняющуюся реальность, достаточно ознакомиться со ставшим уже классическим исследованием Б.М. Теплова «Ум полководца».
Особо стоит отметить стремление В.В. Наумова отнюдь не поражать читателей своей эрудицией и даром интуиции, а вселять в них уверенность в победу, предостеречь от ошибочных воззрений, мобилизовать на решительные действия, стройно излагать аргументацию и сделанные предположения. Так, размышляя о распространённости в современном мире аналитических прогнозов, он не только предупреждает своих читателей о недоступности для обычных обывателей серьезных и объективных работ подобного рода. Лаконично перечисляя цели использования аналитических прогнозов в информационных войнах и формулируя рекомендации по отношению к ним, он фактически выступает в роли педагога.
Особо хочется остановиться на рефреном звучащих в публикациях В.В. Наумова двух концептуальных проблемах: лидерства патриотических сил и Русской идеи.
Будучи православным человеком и убеждённым сторонником монархии, он искренне полагал, что новые лидеры и вождь патриотических православных сил в России вскоре появятся отнюдь не благодаря чуждой по духу прессе и телевидению. По его убеждению, этому событию должен предшествовать не некий стихийный порыв, а серьёзная организационная работа. В.В. Наумов искренне считал, что новые лидеры могут проявиться лишь в среде национально мыслящих соратников и вероятно изначально будут неизвестны широким слоям населения. Он писал: «время требует появления вождей», неоднократно возвращался к этой проблеме и вновь констатировал: «народ истомился», «общество сегодня пассивно ждет вождя». Он и сам, разумеется, очень ждал «этого русского человека» и утверждал, что уже «пришло время готовить приход Русского Православного вождя» при появлении которого «армия быстро преобразится».
Ещё одной важнейшей проблемой, не раз и не два поднимаемой В.В. Наумовым в своих статьях является судьба Русской идеи, о которой он, в частности, писал следующее:
- за последнее время её удалось «размыть, подменить, затрепать … до неузнаваемости»;
- «народ и государство без национально-государственной идеи обречены, а вместе с ними, как это ни странно, обречены и кровососущие паразиты»;
- «только с этой идеей возможно наше выживание и дальнейшее движение в будущее»;
- «время торжества русской национальной идеи близится».
Он искренне верил, что «в наших силах приблизить час торжества русской идеи» и раскрывал перед читателями глубоко человечную суть и «народность русской идеи в созидании, а не в разрушении веками нажитого».
Будучи в 90-х – начале 2000-х гг. лидером патриотического авангарда русского народа – казачества и офицерства он взял на себя смелость предположить, что в числе спасителей Отечества от новой Смуты будут не только предсказанные И.А. Ильиным монах и солдат, но также и казак. Так ли это, покажет будущее. Пока же можно признать, что явное стремление поддержать национальный девиз и звучащую в веках Симфонию Русской идеи (смотри одноименную работу автора статьи) в широких слоях казачества отчетливо не просматривается. Причиной тому видится отсутствие соответствующей информации у большинства, пренебрежение и некий спазм от напряжения при ознакомлении с данной проблематикой у части осведомлённого и утомлённого суетными заботами меньшинства. В этой связи остается лишь в очередной раз напомнить следующие слова В.В.Наумова:
- «вопрос: жить или не жить русской идее? – предполагает один ответ: да, жить! Однако всем нам теперь придется подтверждать это «да» ежечасно, может быть, не жалея живота своего за други своя»;
- «чем больше наших соотечественников будет исповедовать русскую национальную идею, тем больше гарантий у нас всех выжить, выстоять, победить»;
- «дальнейшие проявления нашей уступчивости, мягкотелости, всепрощения и всепонимания приведут Казачество и Государство к новой национальной трагедии».
Стоит также отметить, что В.В. Наумов указывал на необходимость овладения высшими знаниями, которые сохраняются и приумножаются: «в среде патриотического офицерства, имеющего представление о формах, средствах и методах управления процессами в обществе, знающего механизмы защиты от информационной, экономической, идеологической агрессии» и «накапливаются в среде истинно русского православного духовенства в монастырях». Одновременно он резюмировал: «носители знаний есть. Теперь дело за их распространением». В этой связи хочется верить, что изучение публицистических и аналитических работ В.В. Наумова займёт в подготовке молодых казаков достойное место. Представляется, что этому может поспособствовать не только разработка соответствующих методических рекомендаций и планов работы Союза казаков, но также и дополнение Статуса медали «Товарищ Верховного Атамана СКР В.В. Наумов» нормой об изучении наследия этого выдающегося идеолога современного казачества.
Завершая повествование, хочется отметить, что на страницах упоминавшегося сборника «Белый крест» вдумчивый и мыслящий читатель-патриот найдёт немало иной важной и полезной информации. В частности, на страницах этой замечательной книги изложен детальный анализ ситуации в стране и мире, а также прогнозы её развития и рекомендации к действию. Есть в этой книге также и такие строки, написанные В.В. Наумовым, которые иначе, как молитвой патриота о даровании России вождей, и не назовешь:
«Господи! Просветли разум моего народа, дай ему возможность увидеть врагов своих коварных, приготовившихся уже рвать на части извне и изнутри живое тело нашего Отечества. Царица Небесная! Пошли нам вождей для защиты Дома Твоего – России. Господи и Пресвятая Матерь Божия! Вразумите и укрепите нас».
А.Ю. Соклаков,
заместитель
Верховного атамана
Союза казаков по науке
и просвещению, профессор
Академии военных наук
Ссылка на книгу В.В. Наумова «Белый крест»:
http://www.allcossacks.ru/index.php/2010-06-03-23-14-17/52-2010-06-03-19-21-09/1583--q-q
заместитель
Верховного атамана
Союза казаков по науке
и просвещению, профессор
Академии военных наук
Ссылка на книгу В.В. Наумова «Белый крест»:
http://www.allcossacks.ru/index.php/2010-06-03-23-14-17/52-2010-06-03-19-21-09/1583--q-q