Добавлено: 16.12.2021

О памяти смертной

Суета сует

С плачем появляется человек на свет; с плачем и скорбями он живет; со слезами и страданиями уходит из мира. О, суета сует! Сон проходит, и человек просыпается в реальности подлинной, настоящей жизни. Никто не замечает, как протекает суетная жизнь. Летят годы, пробегают месяцы, утекают часы, незаметно тают секунды, и без всякого предупреждения приходит телеграмма: заповеждь дому твоему, ибо ты умрешь и не поживешь.

Тогда раскрывается обман, и человек постигает, насколько велико было то влияние, которое оказывал на него мир. Человек раскаивается, его охватывает тревога, он ищет ушедшее время, готов отдать все свои богатства, чтобы купить хотя бы один день для покаяния и причащения Святых Таин. Но, увы, теперь нет к нему никакого снисхождения. Снисхождение оказывалось ему раньше на протяжении многих лет, а он растратил время на базарах, в тавернах, в кинотеатрах и во всякой постыдной похоти.

Годы уходят, сменяя друг друга. День за днем каждый из нас все больше приближается к кончине своей жизни.

Драгоценное время истекает у нас на глазах, а мы и не замечаем того.

Ныне, пока светит солнце, а день дает свой сладкий свет, будем скоро идти по пути исправления, доколе нас не настигнет ночь будущего, когда мы уже более не сможем продолжать свое шествие. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения, — гласят безсмертные слова апостола Павла.

О, сколь сильна должна быть память смертная в душе христианина! Если он верит в истинное бытие, избежать мыслей о смерти невозможно. Каждая душа с минуты на минуту ожидает телеграммы с небес, дабы разорвать всякую связь с земным, закрыть торжище и дать точный отчет о духовной купле, чтобы получить вечную участь либо на небесах, либо в бездне.

О всещедрый Боже, буди милостив к моей жалкой душе: неготовность, безразличие, и более ничего. Ум мой замирает перед этим спасительным поучением. Бодрствуйте, будьте готовы! — взывает Иисус. Блаженны имеющие слух, слушающие и готовящиеся, ибо они сподобятся вечного счастья. Блаженны те рабы, которых Господь, придя, обрящет готовыми. Они будут ликовать вечно.

Будем терпеть скорби жизни, чтобы сподобиться вечной радости. «Ибо всуе мятется всяк земнородный; егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся». Доколе есть свет, будем шествовать к своей великой цели, потому что приходит час, когда наступит тьма, и мы уже более не сможем потрудиться для своей души.

Вечность

Страшное это слово — вечность!

Чтобы немного понять, что означает вечность, я приведу тебе один пример.

Представь себе, что вся земля — это одна огромная скала из гранита, твердого камня, и каждые тысячу лет прилетает птичка поточить свой клювик о камни. И когда эта скала будет сточена, тогда мы получим некоторое слабое представление о том, что такое вечность.

Но даже это не вечность, не безсмертие, не жизнь без конца!

И вот наша жизнь на земле, подобно игре в рулетку, разыгрывает нашу вечность: либо рай, либо ад!

Насколько же внимательными нам нужно быть!

Ты столько лет терпел, и они прошли как сон.

Да даже если проживем и тысячу лет, и они пройдут как сон.

О, что за суета все то, что принадлежит здешнему суетному миру!

На смену любой жизни приходит смерть.

Смертью называется переход людей из этого мира в мир иной — безсмертный и вечный!

Нет ничего великого в том, чтобы потерять здешнюю жизнь.

Так или иначе, мы все когда-нибудь умрем.

Вся суть в том, чтобы не потерять безсмертной жизни, жизни без конца.

Безконечная жизнь в аду — о, что это за страшная вещь! Боже мой, спаси нас всех.

Когда Бог озарит землю рассветом, будем помышлять о том, что это наш последний день и что с заходом солнца мы отойдем на Судилище Божие!

Как нам нужно провести свой последний день? В безмолвии, в молитве, в послушании, со слезами и покаянием, умоляя Бога быть милостивым!

Так же и ночью будем представлять, что это — наша последняя ночь. Кровать наша — это наш гроб!

Итак, об этом и о многом другом мы должны помышлять каждый день и каждую ночь, как будто это последний день и последняя ночь! Потому что мы не знаем, когда придет телеграмма из центра Божия, из столицы — из Горнего Иерусалима.

Смотри, чадо мое, чтобы время не проходило даром, без совершенствования твоей души, ибо смерть приходит как тать.

Горе, если найдет она нас в состоянии нерадения и бездействия.

Я знаю, что мы должны сразиться со страшными врагами, и труд велик.

Но рядом с Богом, то есть пред силой Божией, все отступает, когда ей содействуют и произволение, и сама жизнь человека.

Непрестанная память о смерти, как и другие благочестивые размышления, не должны покидать нас. Они доставляют душе трезвение.

Каким будет для нас час смерти!

Увы, увы, говорят отцы, что последует за этим? Что нас ожидает?

А мы бежим от сражения, пребываем в безразличии, дремлем, впадаем в летаргический сон!

Мир далек от истины: люди работают, спят, путешествуют по морям, не зная о том, что будет за гробом!

Глубокий мрак покрывает истину подобно тому, как глубокий мрак скрывает свет солнца.

Существует два различных образа мыслей: мирские люди помышляют о том, что до гроба, а мы — о том, что после гроба!

Будем непрестанно иметь память смертную.

Святые отцы говорят, что нерадение не обретало их в келии, потому что день и ночь они пребывали в памяти смертной. Нерадение не находило в них места.

Отцы помышляли: «Если сегодня или завтра последний день, что я должен делать?» Так память смерти держала ум в страхе Божием, а страх Божий озарял светом совесть, указывая на то, как нужно понуждать себя.

Конечно, эти помыслы вначале не производят в человеке чувства; душа, как мы сказали, мертва, неподвижна. Но постепенно она приходит в движение, оживает и со временем начинает трудиться как положено.

(В сокращении)
Архимандрит Ефрем Филофейский,
Аризонский (Мораитис)
от 20.04.2024 Раздел: Декабрь 2021 Просмотров: 463
Всего комментариев: 0
avatar