Добавлено: 27.11.2017

О столетних юбилеях и не только...

В редакции газеты «Русь Державная» состоялся круглый стол «О столетних юбилеях и не только…». В нем приняли участие протоиерей Николай Булгаков, настоятель Державного храма в г. Жуковском, иерей Александр Шумский, клирик Никольского храма в Хамовниках, главный редактор газеты «Русь Державная» А.Н. Печерский, обозреватель радио «Радонеж» В.А. Саулкин, начальник штаба Войсковой Православной Миссии Б.Г. Галенин.

Андрей Печерский. Дорогие отцы, братья! Я очень рад в очередной раз вас приветствовать в «Руси Державной». Конечно, сегодня разговор, я надеюсь, будет результативным, а самое главное – он очень важен для всех нас, для людей, для которых державность страны нашей играет большую роль. Для каждого из нас это очень важный момент. Столетие Февральской революции, столетие явления Державной иконы, которое, может быть, одно из самых важных событий, и столетие октябрьской революции 1917 года. Давайте постараемся обсудить эту тему и затронуть, может быть даже самые неудобные и кому-то, может быть, непонравившиеся моменты.

Конечно, меня очень порадовало выступление на Валдайском форуме нашего Президента. Он как раз говорил об уроках столетней давности, подчеркнул, как тесно были переплетены негативные и позитивные последствия тех событий: «Зададимся вопросом: разве нельзя было развиваться не через революцию, а по эволюционному пути. Не ценой разрушения государственности, а путем движения вперед?».

Отталкиваясь от этой фразы, начнем наш разговор.

Протоиерей Николай Булгаков. История, чтобы делать правильные выводы, нужные людям, должна всматриваться в реальное прошлое.

Как его увидеть?

У приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва) Петербургского есть такие слова: «Строго говоря, советская власть никогда не была монолитной, причем это касается самого ее содержания, а вовсе не только скорпионьих междоусобиц рабоче-крестьянских и кремлевских владык».

Мне кажется, если иметь в виду эту немонолитность советской власти, тогда можно лучше понять суть того, что происходило в то время. Также и немонолитность царского периода.

Сегодня есть представления о том, что в царское время все было хорошо, в советское время все было плохо, до этого долгое время у нас считалось наоборот. Конечно, так не бывает в живой жизни. В жизни идет постоянная борьба, борьба двух начал. В обществе, внутри каждого человека.

Прежде всего, по-моему, для ясности можно разделить так: созидательное и разрушительное начало.
Революция – это всегда отрицание прошлого. Но так не бывает, что в жизни, в прошлом – одно плохое. В этом – глубокая ущербность, неправда, несправедливость всякой революции: 1917-го, 1991-го ли года. Ломать – не строить, говорит наш народ. И совсем не обязательно, чтобы строить новое, ломать всё прежнее.

Но и созидательное начало не всегда бывает очевидным. В Евангелии есть притча Господня о двух сыновьях, один из которых послушал отца и не сделал, как он велел, а другой не послушал, но сделал, и вот именно второй выполнил волю отца. Надо смотреть не на названия, а на дела, как Сам Господь нас учит: смотреть по плодам.

Сегодня я прочитал в СМИ статью о духовных причинах революции 1917 года. Читаю – да, действительно, все хорошо сказано, с православной точки зрения, о пагубном влиянии французской революции на русское общество, о вековой подготовке революции масонами, революционерами-демократами, социалистами, либералами… Можно, думаю, предложить детям в качестве краткого учебного пособия. И тут встречаю фразу: «Страна, лишенная веры и здравой исторической памяти, на 70 лет погрузилась во мглу, хаос лжи и смуты». О советском времени – всё?! Как это так?

В том-то и дело, что именно в царское время зрели безбожие, нигилизм, распространялись «передовые» революционные идеи, но и в советское время совершались великие подвиги веры, самоотверженности, любви. Всегда у нас были люди честные, любящие Родину нисколько не меньше, чем их дореволюционные предки, чем мы. Люди, которые и жизнь положили во время Великой Отечественной войны «за други своя». Они же вымолили Победу! Если бы не их вера, их безценные жертвы, то и нас бы не было. Откуда бы мы взялись вообще – сегодняшние священники, православные люди XXI века? Мы пришли в Церковь почему? Мы учились в советской школе, я был и пионером, и комсомольцем, прости Господи. Но все-таки нас чему-то такому учили тогда, что-то такое было в людях, во всей атмосфере жизни, что не противоречило евангельскому духу, хотя мы об этом и не знали. И дореволюционная архитектура, и великая русская культура, и всё то положительное, чему нас учили, всё это питало наши души. И потому мы как-то очень быстро возлюбили потом Царя-мученика Николая, отвергли всякую клевету на него и преклонили свою главу в благодарность перед новомучениками, стали их почитать, и даже в Церкви служить.

На днях мне понадобилось взять в руки свой диплом выпускника факультета журналистики МГУ 1974 года. Уже и забыл: сколько же мы всего такого изучали, сдавали: история КПСС (каждый год под разными названиями), научный коммунизм, диалектический материализм, исторический материализм, политическая экономия, марксистско-ленинская эстетика, история зарубежной коммунистической печати, научный атеизм… Сидели, конспектировали… Да и все другие предметы подавались с сугубо безбожной точки зрения: история, литература, журналистика… Но вот однажды по научному атеизму нам задали прочитать Евангелие. Так впервые я открыл и прочитал эту крошечную брошюру 1916 года издания. И оказалось, что эта маленькая книжечка пересилила все те знания. По-моему, это символ того, что произошло с нашим народом в ХХ-м веке.
Так что главным историческим итогом столетия я бы назвал то, что вера в нашем народе выжила, сохранилась, что он преодолел – хотя и с великим потерями – то небывалое в истории человечества наступление безбожия, когда ставилась задача духовно полностью покорить наш православный народ полностью неправославным. Эта верность, эта вера принесла свои великие плоды: сонм новомучеников и исповедников на небесах, сохранение Церкви, чистоты православной веры перед натиском обновленчества, которое поддерживала безбожная власть, Великая Победа. Наконец, наш приход в Церковь – людей, родившихся после войны. Великие итоги столетия! Велика должна быть и наша благодарность Богу, Матери Божией Державной. А важнейший из итогов столетия – вывод о том, что всегда за Богом последнее слово, всегда правда Божия будет победителем любой лжи.

Но безумные попытки опровергнуть истину не прекращаются и сегодня. Не прекратятся до Второго пришествия. Диавол на пенсию не собирается. Наш народ снова стараются обмануть, настоять на той же безбожной «правде», отвергнутой всем ходом истории: мол, правильно сто лет назад совершили революцию, правильно свергли царя и отвергли монархию, правильно гнали Церковь, и большевики, «красные террористы» были молодцы, это Сталин всё испортил, повернул в другую сторону. Тем самым они сами свидетельствуют о том, что большевики большевикам – рознь, и в самом главном: в отношении к исторической России, к русскому народу, к Церкви. А о том, что первые годы после революции принесли столько жертв, сколько не было за всю нашу историю, предпочитают лукаво умалчивать…

Да, хорошие слова были сказаны нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным на Валдайской встрече. Но я обратил внимание вот на что. Он сам, от себя сказал или, может быть, написали ему так, что одной из причин революции 1917 года было то, что к тому времени оставались, мол, архаичные элементы в государстве. То есть самодержавие, монархия якобы устарели, их всё не меняли, вот и пришлось сделать революцию. А на что менять? На западный тип правления? На «конституционную монархию»? Запад был «передовым», «прогрессивным», а мы – «отсталыми»? Из истории мы знаем, что именно все эти прогрессисты, антимонархисты и привели к революции, к гибели государства – и сами погибли.

Нет, нам не западный «прогресс» нужен, не чужие образцы, которые якобы всегда лучше, а нам нужно сильное, духовно и материально независимое государство. У нас есть своя, проверенная, выстраданная, в том числе и опытом ХХ века, победная триада: Православие, Самодержавие, Народность. Самодержавное начало и в советское время пробилось через все советские названия. Мы, можно сказать, благодаря ему выжили и победили в Великой Отечественной войне, и страна поднялась – благодаря тому, что все силы страны были собраны в единую силу. И сам-то он, наш уважаемый президент, слава Богу верующий, И всё лучшее сделал в последние годы благодаря самодержавному началу. И еще больше бы сделал для страны, для народа, если бы ему руки не связывали все эти «демократические институты», чуждые русскому духу, нашей истории. Не хватало этого самодержавного начала, монархического, поэтому не все ему удавалось, к сожалению. Помоги ему, Господи!

А разве это не самодержавное начало, когда по всем жизненным вопросам, даже малым, народ обращается к президенту, как к царю-батюшке? А вся эта думская говорильня народ только раздражает. И именно укрепление самодержавной власти, отстаивающей интересы прежде всего русского народа, заботящейся о независимости и державной мощи страны, народ всегда одобрит.

Андрей Печерский. Действительно, нам надо задуматься над этим, и не только нам. Потому что сейчас на самых разных площадках, как сейчас принято говорить, обсуждаются эти вопросы. И очень неоднозначно обсуждаются. Или с уклоном, я бы сказал, в белую сторону, или с уклоном в красную сторону. Здесь, по-моему, цвета не должны играть роль.

Виктор Саулкин. На всех информационных площадках в последнее время горячо обсуждают события столетней давности. И что бросается в глаза: и белые, и красные, (хотя это условные названия) ведут себя так, что кажется, что они одержимы одним и тем же духом. Духом непримиримого противостояния и вражды. И белые и красные зачастую в ходе полемики делают все, чтобы это противостояние продолжалось. Например, белые утверждают, что советская эпоха это черный провал, черная дыра русской истории: всех, кого могли пересажали, остальных расстреляли, и страну отбросили на столетие назад. Красные же убеждают нас, что при царском режиме Россия была «темной» и «неграмотной», «нищей», но коммунистическая партия спасла страну, вывела Россию из «вековой отсталости», великая революция - прогрессивное событие мирового значения: рухнула колониальная система, а мы благодаря «славному октябрю» полетели в космос. И, к огромному сожалению, ни у тех, ни у других нет понимания того, что Московское Царство, Российская Империя и Советский Союз, все эти эпохи - есть единая неразрывная русская история. Трагическая и величественная.

Рассуждая о событиях столетней давности нельзя не вспомнить слова Федора Ивановича Тютчева, который в середине ХIХ века говорил, что в мире есть две силы, которые обязательно вступят в непримиримое противоборство: Россия и революция. Россия для Тютчева – это Православная Держава, щит и ограда Церкви Христовой, а революция – богоборческое движение, сознательная война с Богом, война с Церковью. И мы видим, как развитие идей т.н. великой французской революции, свирепая борьба за свободу, равенство и братство при помощи гильотин, постепенно привели к современной европейской цивилизации, которую можно назвать «цивилизация Шарли». Сегодня в Европе опустевшие христианские храмы продают под казино и рестораны, либо под мечети мусульманам. Мы видим, как отменяют такие понятия, как отец и мать, заменяя на родитель №1 и родитель №2, фетальная терапия - из младенцев готовят лекарство - это ведь полное расчеловечивание, настоящее людоедство, откровенный сатанизм. Вот это и есть плоды той самой т.н. великой французской революции, во время которой революционеры в Соборе Парижской Богоматери на престол блудницу сажали, уничтожали мощи святых угодников Божиих, топили и вешали священнослужителей, безжалостно истребляли свой народ. Но у нас до сих пор в школьных учебниках принято восхищаться этой «Великой французской революцией» и славить ее идеалы!

Мы все, наверное, помним советскую песню: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Мы видели, как революция продолжилась в 1991 году, когда к власти пришел, по словам отца Александра Шумского «коллективный Троцкий», а я бы добавил «коллективный Троцкий» вместе с «коллективным Керенским» пришли к власти в 91-м. Либералы - самые настоящие «февралисты», наследники тех самых масонов-февралистов, которые в феврале 1917г. разрушили Российскую империю, а затем довели страну до полнейшего хаоса и передали Россию в руки «третьего интернационала». И вот сегодня мы видим, как февралисты (либералы) дружно спелись со своими, казалось бы, непримиримыми противниками - коммунистами (октябристами, наследниками большевиков). Вместе они выступают против святого Царя-Мучника, вместе они митингуют против постройки 200 храмов в Москве, против передаче Церкви Исаакиевского собора. Откуда такое трогательное единение? Потому что и либералы и коммунисты - это дети одной и то же богоборческой т.н. великой французской революции.

Что нам сегодня сделать, чтобы все-таки положить конец этой «революции, у которой нет конца», чтобы очередная революция, к которой нас подталкивают наши заклятые друзья из-за океана, все-таки не состоялась? Мне кажется, важно вспомнить слова замечательного русского военного историка Антона Антоновича Керсновского:» Интриги были английские, деньги немецкие, еврейские…Но ничтожества и предатели были свои, русские. Не будь их, России не страшны были бы все золото мира и все козни преисподней».

Но откуда эти изменники появились? Мы видим, как монархисты пытаются многих из тех генералов, что предали в марте 17-го Царя, объявить героями белого движения. Но какие же они герои, если они нарушили крестное целование, нарушили священную присягу на верность Царю, нарушили солдатскую присягу, когда и предали и своего Царя – Помазанника Божия, и своего Верховного главнокомандующего.

Сегодня мы видим, что в современной России интересы элиты входят в противоречие с национальными интересами. Такое уже бывало в истории России. Либо элиту подавляют железной рукой, как это удалось Государю Иоанну Васильевичу Грозному, потом Государю Императору Петру Алексеевичу, или же преследуя свои корыстные интересы элита может ввергнуть страну в катастрофу. Нам важно понимать, что сегодня интересы олигархов, элиты сформировавшейся в те самые революционные 90-е, входят в явное противоречие с интересами народа, национальными интересами России. Это представляет серьезную. опасность для всех нас. В смутное время в начале ХVII века, как и в 1917 г. Россию на край пропасти приводила боярская измена.
Но что же все-таки привело к революции 100 лет назад? Ведь не только же «мировой интернационал ростовщиков» финансировавший террористические организации, все эти парвусы вместе со своими хозяевами - банкирами-ростовщиками шифами и вальдбургами, одержимые ненавистью к исторической России, ленины, свердловы и троцкие. Федор Михайлович Достоевский писал в «Дневнике писателя» о том, как в пореформенной России всевластие денежного мешка убивает веру в сердцах людей гораздо сильнее, чем проповедь всяких нигилистов. Мне думается, что в то время капиталистический уклад, с огромным влиянием ростовщического капитала, духом наживы и стяжания вступал в противоречие с мировозрением, укладом и духом Православной Руси. Но все же Царя-Мученика в феврале 17-го свергал не народ, а элита - олигархи того времени, которые считали, что «отсталое самодержавие» не дает им получать сверхприбыли, прозападная «прогрессивная интеллигенция» заполнившая Думу, честолюбивые изменники генералы. И, как бы нам сегодня не наступить на те же самые грабли! Нынешний разрыв в стране между богатыми и бедными, всевластие денежного мешка, поклонение золотому тельцу – очень серьезная угроза для нашего общества.

Священник Александр Шумский. Когда мы говорим о революции и ее уроках, надо вспомнить рассуждения нашего, я считаю, великого мыслителя и филолога и историка Вадима Валериановича Кожинова, который сказал, что вообще все великие революции происходили в момент, когда экономика стран, материальное развитие было на высшем уровне. Был большой рост материального благополучия. Это касается и английской революции, и французской. Англия была владычицей морей, когда революция произошла. французская революция произошла в момент, когда Франция, как США сегодня, выполняла примерно ту же роль: была законодательница мод и политических, и каких угодно. Так же было и в России. То есть было потрясающее материально преуспеяние, был огромный материальный рост. При этом не было духовного роста. Этот разрыв между материальным преуспеянием и духовностью – это самая, мне кажется, главная причина, почему произошла революция. Духовность, конечно, отставала от материального роста.

Когда человек духовно оскудевает и при этом богатеет, естественно, что у него в голове происходит революция. И у многих идея державности соединилась с идеей материальной силы. Иоанн Кронштадский говорил, что сколько бы у нас ни было военных кораблей, сколько бы у нас ни было вооружений, но если с нами не будет Господа, то ничего мы сделать не сможем. Мы проиграем.

Сегодня, как мне кажется, у многих наших патриотов есть перекос: они о державности говорят именно в плане внешней силы. Нам нужна, конечно, сильная армия, мы это понимаем, мы этому радуемся, что сейчас наш Президент сделал такой акцент на вооруженных силах и мы, сейчас, действительно, имеем армию, которая может любому врагу противостоять. Но все-таки державность – это прежде всего державность духа.
Сейчас как бы такая точка бифуркации: повторится или не повторится то, что было в 1917 году. Много очень похожих вещей. Я надеюсь, что не повторится и, кстати, еще потому что мы сейчас не находимся на экономическом подъеме. Как ни странно, мне кажется, что наше материальное отставание от запада – залог нашей стобильности. Выделю еще один момент, что сегодня либералы хотят новой революции. Это мы видим. Но, к сожалению, к ним присоединяются сегодня и некоторые наши радикальные патриоты, ненавидящие Президента Путина, считающие, что он во всем виноват. «Кошка бросила котят – это Путин виноват». Либералы сегодня могут сказать что-нибудь вроде: «Сталин скушал «октябрят» - это Путин виноват». К сожалению, сегодня против власти объединяются либералы, радикальные патриоты, среди которых есть и православные и националисты.

Протоиерей Николай Булгаков. Печально, что наши православные братья в вопросах истории забывают и про Бога, и про диавола. Мол, Путин виноват. Или Царь Николай довел до революции. Или Сталин захотел – и велел начать репрессии. А Промысл Божий? А диавол? А грех наш, человеческий? Но как тогда в чем-то можно разобраться?

Священник Александр Шумский. Да, вот это нас беспокоит, потому что, действительно, если сейчас соединятся, как в начале прошлого века соединились черносотенцы с революционерами и вместе сбросили царя, то будет очень плохо.

Виктор Саулкин. Дело в том, что некоторые наши монархисты забывают, что управляет Россией последние сто лет Царица Небесная Державная. Нередко можно услышать, как некоторые наши братья-монархисты буквально требуют у Бога царя для России, утверждают, что все плохо, только когда царь придет страна поднимется. Ну а раз Путин не царь, то Россией, по их мнению управлять не способен. В этом, мне видится опасная подмена понятий. Мы понимаем, что православного Царя надо вымолить, мы должны стать достойными этой милости Божией. Ропотом на нынешние состояние общества и призывами к восстановлению монархии в этом случае не поможешь. Не мечтать нужно а упорно трудиться, поднимая страну после либерального погрома. Противостоять духу этой перманентной революции под любыми лозунгами. Без подлинного духовного возрождения не может Господь даровать Царя. А пока мы даже не научились Святейшего Патриарха слушать, какого царя нам Господь может послать в этом состоянии ропота и осуждения?

Протоиерей Николай Булгаков. Мы все изучали в советское время марксизм-ленинизм. А это два совершенно разных мiровоззрения: материалистическое и христианское.

Марксизм учит, что прежде чем думать, чувствовать, рассуждать, нужно есть, пить, одеваться. Помните, мы проходили так называемый «основной вопрос философии»: что первично, материя или дух? Любимый прием диавола – ложная альтернатива. Нет, вопрос так не стоит. Ни то и ни другое не первично, а первичен Господь.
И есть другой, противоположный марксизму, взгляд Евангельский: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам».

Это важнейший вопрос всегда: что у нас стоит на первом месте? Ищем мы Царства Божия, думаем о душе прежде всего, или о душе собираемся подумать потом, после «хлопот по хозяйству»?

Наш прекрасный народ знает об этом и потому говорит: «Главное, чтобы человек был хороший».

А что значит – хороший человек? Красивый, сильный, богатый? Нет, это человек с хорошей душой. Верующий, честный, порядочный, трудолюбивый, безсеребренник. Вот это действительно очень важно, это определяет качество человека, а значит качество всей жизни.

Страсть сребролюбия, о которой сейчас упомянули, это важнейший вопрос. Недаром Господа предали за денежки. Господь так показал всему человеческому роду, какая в этом страшная опасность. И отец Николай Гурьянов предсказывал, имея в виду наши дни, что дьявол бросает последнее оружие – деньги.

Борис Галенин. Прежде чем рассуждать о частностях, ‒ мы ведь все здесь собрались православные люди, поэтому должны с православной точки зрения постараться понять смысл мировой истории, насколько нам подсказывает Священное Писание. Очевидно, если взять в совокупности Евангелие и Откровение Иоанна, что смысл мировой истории для Господа – это отбор необходимого числа верных в Небесный Иерусалим, где начнется новая история с теми, кто туда попадет.

Понятно, что попасть туда можно, с одной стороны, просто достойно живя в православной империи под кровом православных императоров и постепенно, сравнительно благополучно и безопасно в земном смысле проходя узкую дорогу в Царствие Небесное, а, с другой стороны, если вдруг подданные не захотят жить в этой империи, как получилось у нас 100 лет назад, ‒ а Господь поругаем не бывает, ‒ то необходимое число все равно отобрано будет, но тогда уже отобрано будет в крови большевицкого террора, гражданской войны, в концлагерях, в пламени Отечественной войны и так далее, то есть в весьма некомфортных с точки зрения земной жизни условиях.

Второе. Понятно, что, хотя в первую очередь, к революции приводят личные грехи, неверие и прочее, нельзя отрицать влияние всемирного денежного мешка, всемирной финансовой мафии в организации таких вещей, как Первая мировая война, смысл которой со стороны, так сказать, всемирного Карфагена, ‒ уничтожение христианских наследников Римской империи… ее западной и восточной части. Процесс втягивания империй в самоубийственную войну занял примерно три десятилетия.

Подчеркну, что сами императоры Востока и Запада войны не желали, но были втянуты в войну прежде всего внутренними врагами. И то, как виртуозно это было осуществлено летом 1914 года, и не снилось авторам самых крутых детективов. Об этом ‒ книга-расследование, над которой работаю в настоящее время. Условное название: «Императоры войны не желали. И от престолов не отрекались».

Первая мировая война стала переломной точкой всемирной истории. Представляется вероятным следующий печальный для нас сакральный смысл Мировой войны. Смысл этот – «закрытие» Господом «Римского проекта». В рамках которого Верховная государственная власть, начиная с Миланского эдикта 313 года Императора Константина Великого, и пыталась посильно создать оптимальные условия для своих граждан или подданных для прохождения «узкой тропы» в Царство Небесное. То есть фактически в 1917-1918 годах закончилась «эра Константина» ‒ последние христианские империи уничтожили друг друга.

При этом надо учесть, что никакие масоны, ни прочее не сыграли бы своей роли, если бы не специфика XIX века, ‒ века невиданных доселе материальных, научно-технических достижений. Этот столь романтичный «жюль-верновский» век был ужасен для духовной жизни.

Почему? Дело в том, что именно тогда наука впервые себя проявила как производительная сила, а наука эта была тогда полностью безбожной. Основой ее была ньютоновская физика, из которой следовало, что вселенная вечна и безконечна, все законы ее заданы с точностью законов часового механизма. За безконечное время в такой вселенной могло эволюционировать что угодно во что угодно, и Богу в этом «часовом механизме» места просто не оставалось. А раз не оставалось места Богу, то не было места и Его Помазаннику. Из сакральной фигуры тот превращался просто в высокопоставленного магистрата, вдобавок занимающего место не по праву всеми признанных достоинств, а просто «по случайности» рождения.

Поэтому в начале XX века очень трудно было образованному в «европейском» смысле человеку быть одновременно и человеком верующим, гораздо труднее, чем нам с вами. Поэтому вера у подданных Российской Империи была уделом тогда преимущественно крестьян и недалеко отошедших от них по мировоззрению слоев населения, а в высших классах господствовало безверие.

Я недавно перечел впервые с детских лет «Анну Каренину», потом ранние рассказы Алексея [Николаевича] Толстого, и впал в тихий ужас. Там нет верующих людей. С ними же скучно, там поговорить не с кем. Я должен сказать, нам очень повезло. Мы имеем счастье и возможность сидеть и беседовать в компании верующих и при этом образованных людей и таких, пусть не в процентах, но в абсолютных цифрах сейчас много. Даже среди молодежи таинственным образом наличествуют несмотря на все старания «болон-к-ского» образования.

Я раньше, дурак, прости Господи, хотел попасть в XIX век, сейчас – избави Бог!

Мы бы там со скуки вымерли.

Понятно, что в российском обществе начала прошлого века единственной сдерживающей его от распада скрепой был Государь, в которого Россия в целом верила, а большая часть даже любила.

Понятно, что против него были направлены все мировые и внутренние силы, но самое главное, что верха проявили потрясающую глупость, навязав себе на шею петлю и приложив все возможные усилия, в том числе и военная элита, и духовная элита во многом, потому что она тоже была заражена этим недомыслием, чтобы свергнуть государя.

Катастрофа была неизбежной.

Итак, весна, лето, осень 1917 года. На «духовно-политическом поле» бывшей Империи противоборствовали две силы:

Первая сила – устроившая Февраль «общественность», не понимавшая по своей «образованной дикости» даже сакрального смысла православной государственности, против которой столь усердно боролась на протяжении десятилетий. Поддержавшая ее церковная «общественность» в лице Синода, вместо анафемы цареборцам, провозгласившая многолетие благоверно-масонскому Временному правительству.

Не понимавшие даже, что русский народ не способен от души, добровольно подчиниться никакой власти, кроме сакральной. Что немедленно ощутили на себе офицеры и генералы, превратившиеся мгновенно в глазах солдат из «царевых слуг», по слову которых надо идти на смерть, просто в самозванцев, нацепивших погоны, которых можно и брать на штык.

До сих пор совершенно неверно понимается – имевший место – феномен массового непосещения солдатами церковных служб после февраля-марта 1917 года. Обычно из этого делается вывод, что и раньше русский солдат был в массе уже не церковен, и только военная дисциплина заставляла его участвовать в богослужении.

Не о неверности и маловерии, будто бы присущих русским людям, говорит этот факт, равно как и история послереволюционных лет и десятилетий, но, напротив, о слишком серьезном отношении очень многих из них к вопросам веры и верности.

Ведь что получилось? Царь их оставил, попы тоже отреклись, все начальство – иуды.

Айда, братцы, в деревню – землю делить!

Это еще поразительно, что бывшая Императорская Армия еще несколько месяцев представляла хоть какую-то угрозу для противника: австрийская и «железная» непобежденная(!) германская армии перестали быть боевой силой в аналогичных условиях буквально на следующий день.

Держалась у нас почти до осени Гвардия, особенно Петровская бригада ‒ живучи были старые имперские полки. Но никто из «начальства» даже не попытался обратить эту живучесть для восстановления порушенного Царства. А «общественность» и вовсе пила шампанское за обретенную (от кого интересно?) свободу, и уже начинала разваливать «единую и неделимую» по образцу 1990-х.

Это вкратце о первой силе, демократической и европейски ориентированной.

Вторую, противостоящую первой силу, представляли сознательные враги русской православной государственности, давно объявившие ей открытую войну, и в этом смысле никого не предавшие. Во главе этой силы были, прежде всего, большевики со своей «партией нового типа». Почти религиозно убежденные в правоте избранного ими пути, ведущего человечество к счастью. Готовые умирать за свою идею, и уж безусловно готовые убивать всех мешавших ее воплощению.

Свой, пока «политический» спор с либералами лидеры большевиков, прежде всего Ленин, никогда не воспринимали всерьез, в плане соблюдения ими каких-либо своих слов, заключенных соглашений и сиюминутных лозунгов:

«Нравственно лишь то, что способствует победе социалистической революции». А пока можно говорить, что угодно, вступать в любые коалиции. А там – разберемся.

Из этого краткого обзора становится не только просто, но «страшно просто», ‒ как сказал в 1912 году генерал Вандам, предсказывая последствия Мировой войны для России, ‒ понять, что уже произошло, и что вскоре имеет произойти на просторах России.

Ясно, что шансов у первой силы против второй не было никаких.

Остальное – частности и конкретика.

Андрей Печерский. Отец Александр очень хорошо сформулировал понимание державности. Столетний юбилей явления Державной иконы, и недавно 90 лет исполнилось владыке Иоанну Санкт-Петербургскому и Ладожскому, а его потрясающую работу «Державное строительство», мы еще раз перепечатали. Он же там очень просто говорит и расставляет нужные акценты. Мне кажется, что большинство из нас просто не понимает, что такое слово «державность», а владыка Иоанн говорит, что это государственное самосознание народа, добровольно принявшего на себя церковное послушание удерживающего.

Если бы, как мне кажется, люди понимали, о чем речь идет, наверное, мы бы в другой стране жили. Но понятия этого у многих нет, также как нет понятия о том, что сейчас Владычица Державная управляет Россией. Это для многих кажется каким-то сказом, мифом. А об этом на полном серьезе говорят на уровне наших ведущих иерархов Церкви. Я вспоминаю конец прошлого года, когда мы мечтали с отцом Николаем о том, чтобы праздник столетия Державной иконы Божией Матери стал важным праздником. Но, к великому сожалению, не стал. Надо констатировать этот факт. Почему не стал? Об этом надо нам всем, наверное, порассуждать.

Виктор Саулкин. Я хотел бы продолжить тему, которую наметил Борис Глебович, вспомнить о предательстве Царя многими из церковных иерархов. Как это могло произойти? В переломный момент нашей истории многие церковные иерархи утратили ясное понимание того, какое значение имеет для Вселенской Церкви существование на земле Православного Царства. Забыли, каким великим благом со времен Константина Великого была для Церкви Христовой власть православного Императора, христианская государственность. Почему Синод благословил Временное правительство? Потому что многие иерархи в то время считали, что самодержавие со времен Императора Петра I ограничивает власть Синода, препятствует правильному течению церковной жизни. И после того, когда иеррархи забыли, что Православное царство – щит и ограда Церкви Христовой и Государь – внешний епископ Церкви, после того, как вынесли кресло государя из зала заседаний Синода, Господь Русскую Православную Церковь немедленно же вернул во времена до Константина Великого. Почему именно Русскую Православную Церковь, а не все остальные поместные Церкви? Потому что Русская Церковь являлась Церковью Православной Империи. И Церковь Третьего Рима Господь поставил в условия, в которых христиане пребывали в Римской Империи до Константина Великого: не хотели при православном государе жить, ему подчиняться, желали свободы - вот свобода пришла, попробуйте пожить при различных тиранах, императорах языческих, которые к вам могут быть более или менее благосклонны, или же равнодушны, как в последние годы советской власти. Но для начала испытайте каково христианам жить при свирепых богоборцах, гонителях Церкви Христовой. Вынесли мы урок из этой эпохи? К сожалению и сегодня многие священнослужители считают, что Царь не нужен, Церковь и так благоденствует при нынешней свободе. Но так ли это? Не сменится ли нынешний период в жизни Церкви новыми гонениями? Неужели не видно, как и либералы, и коммунисты, и неоязычники относятся к Церкви?

И на мой взгляд очень важный момент, который необходимо обдумать. Почему все-таки сто лет назад наш народ пошел за этой сказкой, пытаясь построить рай на земле? Увлекся этим новым религиозным сознанием, о котором Борис Глебович говорил? Опять же виной тому всевластие денег, буржуазные реформы при Государе-императоре Александре II. Если почитать Островского, он замечательно описывает это время, то увидим те же пирамиды Мавроди, векселя, аукционы и т.п. Буржуазное сознание противоречило традиционным ценностям русского православного мира, и крестьяне это понимали.

Удивительно, но до сих пор нам коммунисты говорят о забитом и нищем русском крестьянстве. По статистике 90% пахотной земли была у крестьян. У помещиков было 10%, Царь-Мученик лично оплатил все крестьянские долги по выкупным бумагам. Бунин пишет, что у русского крестьянина наделы земли были больше, чем у европейского собрата. Конечно проблемы были, но был создан Крестьянский банк, все противоречия можно было разрешить, все язвы и недуги общественной жизни излечить и уврачевать. Рабочее законодательство в царской России было самым демократичным в мире, американский президент Тафт это отмечал. Что же произошло? Чувствовали русские люди всю несправедливость власти золотого мешка. И это во многом стало причиной взрыва, на этом сыграли враги российской государственности, умело стравливая народ в т.н. «классовой борьбе». Но разве только распропагандированные революционные солдаты и матросы были виноваты в крушении Империи? А заговорщики из высшего света, российские олигархи, все эти гучковы и родзянки, которые свергали Царя-Мученика? Потом они же с ненавистью говорили о «завистливой черни», которая погубила Россию.

Вспомним, почему солдаты бросили фронт, когда армия разложилась? Генерал Лавр Корнилов, для многих кумир, герой белого движения. Но Корнилов наградил унтер-офицера Кирпичникова, участника революционного бунта за убийство выстрелом в спину своего командира штабс-капитана Лашкевича Георгиевским Крестом! Георгиевским Крестом награждали за подвиги на поле боя. Да разве после этого армия могла существовать? Корнилов это должен был понимать как боевой генерал.

Что означало для русского солдата отстранение заговорщиками от власти Царя? Генерал Нечволодов, автор замечательной книги «Сказания о Русской земле», в то время начальник дивизии, спрашивает у ординарца: «А что солдаты говорят?» Ординарец, богобоязненный православный русский солдат ему отвечает: «Ваше высокоблагородие, солдаты говорят так: “Баре скинули царя, чтобы самим править, а зачем нам, чтобы баре нами правили? Мы и без них обойдемся.”» А кто такие для солдат были эти баре, свергнувшие Царя? Баре для них – это все те земгусары, подрядчики, заводчики, миллионщики, которые в то время, когда солдаты в окопах кровь проливали с 1914 года, распивали в Петербурге шампанское, танцевали на балах. За Веру, Царя и Отечество русский солдат сражался храбро и стойко. За проливы, за союзников по Антанте, «благоверное временное правительство» не захотел.

Почему русский солдат, храбрый, дисциплинированный неожиданно превращается в дезертира, который разбивает винные подвалы и убивает офицеров? Рухнул миропорядок - не стало Царя. В момент этого боярского предательства народ ринулся к большевикам не потому что услышал призыв «грабь награбленное». Русского человека лозунгом «грабь награбленное» не возьмешь. А потому, что пообещали царство справедливости. Заветное Беловодье большевики пообещали, где царит правда. Не случайно они и газету свою назвали «Правда». Землю крестьянам, фабрики - рабочим, а главное – во всем мире построим счастье для всех угнетенных, не будет несправедливости, никто больше не будет наживаться за счет другого человека, всеобщее счастье и братское единение.

Андрей Печерский. Мне кажется, нам надо обсуждать не только события и причины столетних юбилеев, а и поближе к нашему времени обратиться, потому что все мы все-таки выросли в советское время и, что греха таить, у многих ностальгия по тем временам, по тому, как люди относились друг к другу, какие фильмы выходили, какие книги печатались. В это воскресенье была потрясающая передача по первой программе телевидения. К сожалению, не помню, как она называется. Там вспоминали 70-е годы, от нас совсем недалекие. Притом известные люди вспоминали с большим теплом, известные артисты, вспоминали фильмы, которые выходили тогда. Ведь это все не вычеркнешь из нашей жизни. А что сейчас на экранах на наших творится телевизионных? Я уже не говорю про то, как информационные технологии внедрились в сознание людей. Я еду за город, проезжаю какую-нибудь деревню по дороге в Оптину пустынь, полуразвалившиеся избы стоят, а на крыше телевизионные тарелки с сотнями каналов. То есть человек живет, можно сказать, в бедности, а кнопки нажимает и 300 программ смотрит, как где-то красиво люди живут. По сути дела, благодаря нашим средствам массовой информации, в частности, телевидению и интернету, происходит уход от действительности в какой-то иллюзорный мир. Особенно, конечно, как мне кажется, это отражается на наших детях и внуках.

Священник Александр Шумский. Я бы хотел мысль Андрея Николаевича подчеркнуть по поводу кино, средств массовой информации вообще. Действительно, прав Ленин, который говорил, что кино – это огромная сила, огромный фактор. И действительно, мы сейчас видим, что как раз борьба между либералами и патриотами-державниками и антидержавниками очень хорошо в кино выражена. Мы сейчас ведем борьбу против демонстрации фильма «Матильда». Не буду в это углубляться, об этом много уже говорили. Действительно, фильм гнусный и клеветнический, кощунственный. С другой стороны, враги нашего государства не дремлют. Появляется сериал «Спящие», например. Мы сейчас с вами говорили о советском периоде. В этом фильме, в общем-то, и вспоминается советский период, когда наши доблестные органы КГБ работали, защищая наше Отечество. Ведь наши диссиденты демонизировали спецслужбы и, надо сказать, они эту мысль внушили и широким слоям общества, что КГБ – это плохо, это зло. А на самом деле, мы знаем, что, как в любой организации, там были разные люди, но в целом КГБ выполняло функцию защиты национальных интересов нашего Отечества и весьма удачно это делало на протяжении многих-многих лет. Фильм «Спящий» как раз напомнил и о советских временах, но и также он и о наших временах. То есть проснулись не только замороженные, так сказать, американские агенты влияния, проснулось государство, которое их стало ставить на место. Вот этот сериал, мне кажется, очень ценный и он, возможно, станет пропагандистским прорывом, столь необходимым сейчас в борьбе с либеральной нечистью.

Но они отвечают тут же, и ставят фильм «Троцкий». Уже даже по трейлеру видно, о чем будет фильм, то есть Троцкий там, естественно, будет прославляться. Какая реакция на этот фильм была в Каннах, где прошла первая серия, например? Показали всем ведущим мировым кинопрокатчикам, причем в самом престижном зале Канн. Понятно, что это заказ уже не Эрнста, не наших либеральных кругов, что это заказ уже мировой закулисы, так сказать. Что говорили люди, выходящие после просмотра этого фильма, западные кинопрокатчики, суперлибералы? Они говорили: «Потрясающий фильм: Троцкий - демон революции, великий революционер». Слово палач русского народа ни разу не прозвучало. Этого нет. Демон – он же не человек. Его же нельзя осуждать-то – он же демон. А вот Сталин – он не демон. Он человек, и для коллективного Троцкого двуногая скотина. Поэтому Сталин во всем виноват, а Троцкий будет во всем прав, как демон революции. Они же демону поклоняются. Поэтому Троцкий для них – это культовая фигура.

Виктор Саулкин. Американский политолог Джеймс Саймс в прошлом году, говоря о неоконах (американских политиках, которые развязывают цветные революции и разжигают войны по всему миру, продвигают сатанинскую глобализацию), утверждает, что все наиболее известные неоконсерваторы – прямые потомки троцкистов, бежавших от Сталина в США. Интересный факт.

Когда-то у отца Александра была статья «Красная и голубая Вавилонские башни». Сталин сумел остановить тогда проект мировой революции, красной богоборческой глобализации, возведения этой красной башни Вавилонской, которую строили троцкисты, стремясь уничтожить семью, все традиционные ценности. При Сталине на 70 лет практически Советский Союз заморозился и тем самым остановил процессы мировой глобализации, весь этот откровенный сатанизм. Но как только рухнула мощная советская держава, а ведь Россия, даже в советском обличии оставалась Русской Империей, когда она исчезла, сразу пошел стремительный процесс дехристианизации по всей Европе: крестики стали снимать, храмы продавать. И так же стремительно пошел процесс уничтожение семьи. Мы наблюдаем точно такую же богоборческую глобализацию, которую проводят сегодня американские неоконы, о которой мечтал в свое время Троцкий. И что замечательно, противостоит этому очередному этапу богоборческой революции вновь Россия. Как и предвидел Федор Иванович Тютчев.

Священник Александр Шумский. Актер Хабенский, который играет Троцкого, он же играл и Колчака. Новую статью можно было бы назвать «Адмирал Троцкий». Колчак и Троцкий – оба люто убивали русских людей.

Февралисты в лице Колчака и красные в лице Троцкого делали одно общее дело – уничтожали русский народ – Россию.

Борис Галенин. Позвольте тут с Вами не согласиться. Общепризнано, что из 13 миллионов погибших в Гражданскую войну, по даже преувеличенным красным данным на совести белых максимум 200 тысяч. Я занимался этим, я отвечаю за цифры. Остальные – на совести ленинце-троцкистов.Поэтому я отрицаю вообще понятие белого террора, имели место максимум – эксцессы исполнителей, у которых уже были уничтожены родные, близкие и друзья.

А Колчак был очень приличным человеком. Считайте, что я его почти лично знаю, не только как историк флота, но через отца Бориса Старка, сына героя Моонзунда адмирала Юрия Старка, уже в Париже записавшего в свои мемуары, что Колчак был Человек, за которым можно идти до конца.В это конкретном вопросе я Вами не согласен.

А вот насчет КГБ ‒ согласен на 100%. Я как-то в разговоре со своим добрым знакомым, правда, философом-марксистом, но искренним патриотом, в прошлом разведчиком, пошутил, что у советских и русских патриотов России есть согласие в одном. В любом случае в будущей России будет Комитет Госбезопасности и различие только в том, будет ли он при Третьем Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии или при Совете Министров Советского Союза. Это вещь необходимая для державности.
Насчет Хабенского же ‒ думаю, что как Троцкий он идеален…

А вот на Колчака Хабенский похож так же, как заштопанный надувной матрас на эсминец на полном ходу.

Протоиерей Николай Булгаков. Я бы хотел пожелать нашим читателям, нашим соотечественникам вот что. Диавол, который действует постоянно в мiре, который старается над каждым из нас работать, очень хитрый. Он хитрее людей. А наш народ доверчив. Это его ахиллесова пята. Чтобы не попадаться в ловушки бесовские, чтобы нас не обманывал лукавый и его слуги в будущем, – а он и так, и эдак, и через такую идеологию, и через любую другую будет действовать, – надо за Бога держаться. Без Бога, без молитвы ничего у нас не получится, и это, можно сказать, главный итог ста лет. Мы без Бога не победили бы в Великой Отечественной войне, без молитвы это невозможно, это показала сама история, Сам Господь показал, когда Победа была дарована Богом на Пасху.

Мы много можем рассуждать, люди спорят на работе, обмусоливают разные темы, которые им в избытке подбрасывают СМИ. Это всё для разговоров, от которых никакого толку. Но можно подойти к иконам, перекреститься, попросить Матерь Божию Державную, всех русских святых, которых так много на небесах, – и это есть то, что реально меняет нашу жизнь к лучшему.

Они, наши святые сродники, постоянно молятся за нас. В общий день их памяти началась Великая Отечественная война, и потом они нас сопровождали до рейхстага. Весь этот сонм русских святых, прославленных и непрославленных, – это великое воинство небесное. Там и отец Николай Гурьянов, и отец Иоанн (Крестьянкин), и вот наша прихожанка Валентина Петровна Майорова – мученица, которая погибла 10 лет назад на посту в храме. Прекрасная женщина, святая. Мы ее почитаем, люди приходят на ее могилку за алтарем нашего храма, придела Всех русских святых, говорят, что она помогает. Наша сила – в соединении с ними. С Божьей помощью, с Крестной силой, с Царицей Небесной, Которая покрывает Своим Державным Покровом нашу Родину уже тысячу лет, никто нам ничего не сделает, никакие революции будут невозможны.

Андрей Печерский. Вы совершенно правы, батюшка. Ведь отец Кирилл Павлов на это тему тоже говорил. Эта знаменитая его проповедь в «Руси Державной» - «Я шел с Евангелием и не боялся». Он здесь говорит четко о причинах, почему Великая Отечественная война вообще произошла. Потому что народ отошел от Бога. Он вещи называл своими именами. Здесь же он приводит пример, как он зашел в один из храмов во время войны – и какой восторг: люди все стояли и молились. Слезы у многих из глаз лились. И действительно, пока люди не обратятся к Богу, ничего не будет. Как рефреном здесь я вспоминаю, кто-то из священников на Украине сказал: по поводу этой беды, которая сейчас происходит – гражданская война, где православных убивают православные. Он очень просто сказал: «Люди в Бога не верят, поэтому и война идет». Это ко всем нам относиться должно: люди в большинстве своем, к сожалению, не верят в Бога!

Протоиерей Николай Булгаков. И всё же, мне кажется, главный итог прошедших ста лет – это то, что вера нашего народа оказалась непобедима. Хотя и потери в этом отношении мы понесли огромные. Ведь чего только с нами ни делали. Ни с каким народом так не поработали, нигде не было в истории такого тотально безбожного государства.

Казалось бы, и коммунисты, и либералы – их идейные наследники – могли бы решить: уж если даже под страхом смерти не смогли сделать наш народ безбожным, то можно прийти к выводу, что это невозможно. Но нет: снова та же цель, что и сто лет назад.

Почему? Потому что думают, что Бога нет. Нет Его силы, которая сильнее любой другой. И диавол их снова и снова толкает бороться с верой, со Святой Русью. Но с диаволом шутки плохи. Тех, кто ему служит, кто пользуется его услугами, он до поры до времени использует, а потом и их не щадит. В этом – тоже урок новейшей истории, в этом – духовная суть репрессий 30-х годов, в которых пострадало и множество «красных террористов»: «Взявший меч от меча погибнет».

Священник Александр Шумский. Батюшка, Вы подняли правильную тему, что, к сожалению, сейчас происходит охлаждение к церкви. В храмы стали меньше ходить – это факт. Сформировалось новое поколение, которое выросло уже в других условиях и как должное воспринимает то, что есть. Мы-то как чудо воспринимаем. Когда я иду служить в Иверскую часовню, я всегда плачу. Если бы мне в юности сказали, что я стану священником и буду служить в Иверской часовне, я скорей поверил бы, что меня оправят на Марс.
Молодежь сейчас прагматичная стала. Они сейчас пока еще активно против Бога не борются. Я со многими молодыми ребятами разговаривал. Они слушают так, как бы «дядя, говори, говори, мы послушаем, а у нас свои дела». Они как бы мимо ушей все это пропускают. Меня это очень беспокоит.

В развитие мысли батюшки Николая, у нас верующий Президент. Мы сейчас вспоминали его валдайскую речь. Она же очень духовная по содержанию. Во-первых, он прекрасно говорит, у него масса самых разных ассоциаций. Видно, что много читает, много знает. У него блестящая память. Все, что он говорил о традиционализме, очень важно и ценно. Есть в нашем Президенте духовно-нравственный заряд. И Бог ему помогает. Это видно. Он это понимает. Как мне кажется, у него нет головокружения от успехов. Он очень трезво сам себя оценивает. Это удивительно. Столько лет у власти и трезво себя оценивать. Это же всегда видно, трезво человек себя оценивает или нетрезво, адекватно или неадекватно. Это только Сталину удавалось до последних лет.

Андрей Печерский. Но почему молодежь охладевает к вере или даже к ней не приходит. Об этом очень хорошо сказал на сороковинах отца Кирилла (Павлова) в Троице-Сергиевой лавре владыка Феогност – наместник монастыря. Он как раз и говорил, что отец Кирилл как говорил, так и жил, а так живут единицы. Да, действительно. Посмотрите, как красиво у нас научились говорить и депутаты, и священники, а часто за словами дела-то нет. А молодежь мудрее нас. Она видит вот это противоречие между тем, что говорится и что делается.

Протоиерей Николай Булгаков. На этом Советский Союз развалился, когда люди увидели, что партийная верхушка говорит одно, а живет по-другому, перестали им верить. Даже патриотизм стал, увы, восприниматься как идеологический инструмент, как красивые слова. Это и были слова – сути преимуществ и высоких достижений нашей страны она не показывала. На этом расцвела иллюзия западного превосходства над нами. Очень нужно сегодня честное, аргументированное, вдохновенное патриотическое слово. Духовное наследие Владыки Иоанна (Снычёва) надо бы вовсю пропагандировать – он обо всём, что нам сегодня нужно, прекрасно сказал, всё разъяснил.

Священник Александр Шумский. В этом еще некая загадка, на самом деле. Потому что во все времена мы видим некие циклы, когда Церковь преследовалась либо обществом, либо государством. Дьявол воздвигает ту или иную силу против Церкви. И не объяснить даже, почему. Даже если мы все оденемся сегодня в рубища, все машины отдадим, все раздадим нищим, нас будут еще больше ненавидеть. Вот что интересно. К сожалению, мирный цикл заканчивается. Начинается новый цикл, видимо, так и должно быть. Господь дает мирный период, чтобы люди подготовились, отдохнули, почитали, образовались, а потом, извините, нужно отрабатывать.

Виктор Саулкин. Я хотел бы вернуться к 100-летию революции и к ее урокам. Понятно, что это было Божие наказание, а наказание – это наказ, урок. Какие же уроки этого столетия? Несомненно в советский период нашей истории, во всех великих испытаниях, скорбях и трагических обстояниях нельзя не видеть действия Промысла Божия о России. Россия сохранила самое главное. В ХХ столетии в отличие от Европы, где не было гонений на христиан, наш народ сумел в атеистическом безбожном государстве, сохранить веру в Бога. Есть еще одно в советском периоде, что мне видится очень важным. Андрей Николаевич говорил, как тепло мы вспоминаем 70-е годы. Отец Александр, отец Николай, Борис Глебович, что мы тепло вспоминаем? Да мы вспоминаем поразительное отсутствие духа стяжания и корыстолюбия, те годы, когда для всех нас главной была книга, советские фильмы. Я вновь процитирую рядом с нами сидящего отца Александра Шумского. Отец Александр в одной из статей писал, что советские фильмы Феллини признал самыми христианскими фильмами в истории кинематографа: «Судьба человека», «Отец солдата», «Баллада о солдате». Кроме того, если говорить о советских фильмах, например, вполне православный фильм о семье - «Семья Журбиных», фильм о рабочей династии Это просто обычная патриархальная русская семья. И вот именно это мы с вами вспоминаем с теплом. А если говорить об истории советского периода, то надо четко разделять: Сталин перед началом войны фильм «Александр Невский» выпускает на экраны. Умер Сталин в 1953 году, с тех пор не было создано ни одного такого же замечательного исторического фильма, как «Крейсер «Варяг», «Корабли штурмуют бастионы», «Суворов» и многие другие исторические ленты той эпохи. Приходит троцкист Хрущев, идет «возвращение к ленинским нормам» и Советский Союз постепенно движется к своей гибели. Мне недавно пришлось с одним коммунистом спорить. Он утверждал, что элита царской России при Романовых стала загнивать. Я ответил, что имперская элита загнила, но за триста лет империи Романовых, а коммунистической элите без Сталина хватило двух-трех десятилетий, чтобы сознательно разгромить, предать и развалить страну. Кто воспитал Горбачева, Шеварнадзе, Ельцина и прочих иуд?

Все лучшее в советском периоде – это продолжение русского имперского периода. Сталин продолжил и развивал все стратегические проекты, которые задумывал и начинал Государь Николай Александрович. Все великие советские достижения - от освоения Северного морского пути и Арктики, успехов авиастроения, великие достижения науки, полет в космос, и даже прекрасный советский кинематограф были основаны на том, что было заложено и начинало успешно развиваться в правление святого Царя-Мученика. При Сталине единство русской истории восстановилось. В наше время пытаются вновь разорвать нить русской истории. Я бы попробовал так подвести итог этого столетия: Россия дважды за сто лет пережила и отринула либеральную химеру. И в феврале1917г. и в августе 1991 г. либералы брали власть. Почему большевики пришли к власти? Да потому что либеральное Временное правительство довело страну до хаоса, так народу надоело за несколько месяцев, что пусть хоть кто угодно, только не эти мерзавцы, решили многие русские люди. Ну а после 1991 года и лихого правления всех этих чубайсят слова «либерал» и «реформатор» – в России слова ругательные. За прошедшие 100 лет мы отринули троцкистскую идею коммунистическую, дважды отринули либеральную идею. Пора через сто лет возвращаться на свой исторический путь, путь предназначенный России Богом, строить Российскую государственность на твердом фундаменте веры в Бога, на духовных традициях тысячелетней исторической России. Естественно, сохранив и все то лучшее из советского опыта, что наш народ приобрел и выстрадал в суровых и трагических испытаниях прошедшего столетия. А будем готовы и достойны - Царица Небесная вручит Скипетр и Державу Русского Царства будущему Русскому Царю.

Священник Александр Шумский. Такое наблюдение. Недавно Швыдкой выступал. И вдруг он стал о Ленине и о Троцком говорить, в общем-то, положительно. Раньше они вообще не замечали ни Ленина, ни Троцкого. У них Сталин был во всем виноват. А тут Швыдкой вдруг положительно заговорил о Ленине. То есть фактически либерал Швыдкой соединяется с радикальными коммунистами. Вот что интересно. Он сказал, что, если бы Ленин прожил дольше, то Сталин бы его убил, как и Троцкого. То есть получается, что либералы протягивают руку радикальным коммунистам, чтобы соединиться в борьбе с нашей верховной властью. Вот еще какая комбинация возможна.

Протоиерей Николай Булгаков. И еще говорят, что Ленин и Сталин – это одно и то же. Главное – не слова, не названия, а каков дух.

Когда была революция 1917 года, то все атрибуты царской власти, до мелочей, быстро уничтожили – чуть ли не с этого начали. Также и после «разоблачения культа личности». А после революции 1991 года мавзолей стоит. И то, что дело тут во «мнении народа», «оскорблении чувств коммунистов», – никак не вяжется с реальностью, потому что очень многое делалось вообще безо всякой оглядки на мнение народа, и даже явно против мнения коммунистов – начиная с разрушения СССР и кончая переименованием милиции в полицию.
Дело – в другом. В духовной преемственности либерально-демократической новой власти по отношению к троцкизму-ленинизму в главном – в безбожии, несмотря на все внешние различия. Соответственно – антимонархизм, антирусский дух.

И Господь постоянно отводит от нас Свой гнев праведный. Не раз уже предсказывали старцы афонские, Троице-Сергиевой Лавры: такие-то события вот-вот могут случиться, и даже самые серьёзные. Но Господь открывал им это, чтобы они молились, чтобы и нас призывали к молитве. Когда мы все молимся: Афон молится, монастыри, люди в храмах, – тогда это всё и отодвигается. А сколько храмов, монастырей открылось за эти четверть века, это же всё существует. Каждый крест, водруженный на купол храма, – это же сила духовная, освящающая нашу землю.

Андрей Печерский. Да, это верно. На этом, наверное, мы закончим сегодняшнюю нашу беседу. Хотелось бы вспомнить, что столетие для всех – это урок. Столетие Державной Божией Матери, перед этим – 90-летие. Все вы знаете, что мы участвовали и организовали Крестный ход на станцию Дно. Те чудеса, которые там происходили – как мироточили иконы, из глаз императора лились слезы. Это тоже не может быть просто случайным. Это посыл в будущее, посыл нашим детям, призыв: «Задумайтесь, не все так просто, не все так плохо». И даже Храм Христа Спасителя. Мы уже привыкли, что он стоит на этом месте, но ведь недавно бассейн стоял. Мы уже забыли об этом. А молодежь идет, иногда даже мимо проходит равнодушно, а ведь это истинное чудо, что Господь воздвиг опять храм на том месте, где хотели построить дворец советов, но почему-то фундамент не выдержал, а храм Христа Спасителя стоит и будет стоять.

Как мне кажется, это не последняя наша встреча и не последняя наша беседа на эту важную тему. Я предлагаю ее не просто продолжить, а считать нашу встречу прологом и учреждением нашего Державного клуба.
от 23.11.2024 Раздел: Ноябрь 2017 Просмотров: 1676
Всего комментариев: 0
avatar