Добавлено:

О выходе из кризиса

Раздумья священника

 Наш давний друг и постоянный автор протоиерей Дмитрий Дудко, к нашей большой скорби, ушел от нас в далекие небесные дали…
 Это был необычный человек, с неожиданным и, наверное, далеко не всем лицеприятным твердым убеждением по многим вопросам нашего трудного бытия…
 Мне посчастливилось бывать у него дома, даже беседовать с ним. Более чем скромная квартирка в ветхой пятиэтажке. Из двух комнаток одна до потолка забита книгами, так что приходилось буквально протискиваться между ними. Вторая комната, батюшкина гордость, – домовый храм, сделанный в основном своими руками… Здесь по благословению Святейшего Патриарха он совершал Божественную Литургию. Батюшка ушел и теперь молится за нас грешных в селениях небесных. Но до сих пор слышится в телефонной трубке его радостный голос: «Заезжай, буду рад тебя видеть…»
 Царство ему Небесное!
 Публикуемая ниже статья была написана для нашей газеты и увидела свет еще в 1998 году. Удивительно, но своей актуальности она за пять с лишним лет не потеряла…

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Теперь много пишут о выводе страны из кризиса… Слава Богу, хватились за голову и поняли, что страна - в кризисе. Хотя не сейчас только, она давно в кризисе, но только теперь по-настоящему начинают это понимать.
 Даже коммунисты-безбожники в лице лидера Зюганова говорят: «Без Православия нам не вывести страну из кризиса».
 Не удержусь, чтоб не привести высказывания одного партийного деятеля: «Я коммунист, но воспитан на православной позиции». И вот я думаю, что вообще коммунистическое движение – это подступы к Православию. Но теперь пока что это просто осознание, еще не наступила жизнь по православным традициям.
 И вот в чем заключается загвоздка. Что такое Православие, понятно, кажется, всем, но не все практически к нему подходят одинаково. Для одних Православие одно, для других – другое. Поэтому среди Православия есть раскол, и политические силы, особенно торгашеские, идеологически хотят этот раскол усугублять. На что направляется острие?
 Есть такой деятель из православных, о. диакон Андрей Кураев, самый умный и мыслящий, сетует вот по поводу чего. Священнослужители среди православных мало подкованные, невежественные, надо бы побольше образованности, и все его книги и выступления направляются на эту образованность. Я думаю, что он не достигнет успеха, хотя и знаю, что у него есть поклонники. Но сам он сетует: его не понимают и потому в большинстве своем не принимают. Я думаю, напротив, его хорошо понимают и говорят о нем: дух не тот.
 В чем же дух Православия? Вспомните слова Христа: избрал немудрых и несильных, дабы посрамить мудрых и сильных.
 Чем мы спасаемся? Даже не исполнением заповедей и не только тем, что много знаем. Я не против знания – как раз за большое знание, а не малое. Спасаемся мы благодатью Христовой.
 Есть ли благодать Христова в Русской Церкви на сегодня? Поскольку, как говорят, Русская Церковь скомпрометировала себя с чекистами, а еще больше она оклеветана, то почти в один голос многие воскликнут: нет в ней этой благодати! И Зарубежная Церковь подтвердит это канонически.
 Я хочу возразить: если и есть благодать Христова где-либо, то только в Русской Православной Церкви, такой, какой она есть на сегодняшний день, в Московской Патриархии. И вот почему. Потому что она противится реформации и «умным людям». Тут как раз к месту слова Священного Писания: Богу угодно юродством проповеди спасти мир».
 Конечно, со мной захотят схватиться в спорах. Я даже не против ответить на некоторые вопросы, но я хочу привести слова Антония Храповицкого, митрополита из Зарубежной Церкви: не время спорить, время понимать. Мы слишком философствуем, дискутируем, спорим, а понимания мало. Ну вот хотя бы в том, что я выделил Московскую Патриархию. Тут со мной в спорах до драки могут дойти. А я хочу сказать: «Братцы, если стукнете меня сильно, то быстро убьете, потому что я старик и слабосильный. Давайте лучше не спорить, а понимать».
 Был недавно в Русской Церкви митрополит Иоанн? Был! Ну вот это и слава Московской Патриархии. К.Душенов может воскликнуть: «Но митрополит не был согласен с патриархом Алексием!» А я хочу сказать: «Костя, я ведь сам слышал от него, когда он был жив: нас хотят перессорить с патриархом, а у нас нет ссор. Не пытайся же посмертно их перессорить: митрополит Иоанн и оттуда может погрозить тебе, даже епископским жезлом».
 Есть на сегодняшний день старец Иоанн Крестьянкин? Есть! Ну вот и это слава Московской Патриархии. Можно бы и еще перечислять, но и этого достаточно, ибо за одного праведника Господь милует целые селения и города.
 Тут мне из-под руки хотят подбросить веский довод. Но в Московской Патриархии был и патриарх Сергий, ересиарх, как говорят зарубежники. А я им хочу сказать: «Благодаря патриарху Сергию мы живем и выживем, ибо он нам дал направление, как уживаться с волками, быть мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби. Только об этом не надо спорить, надо понять. Не случайно он написал книгу о спасении еще задолго до переменного времени».
 Нам многое надо понять, от нашего непонимания – и вражда, а не любовь друг к другу, и всякие преступления. А из испорченного источника течет только испорченная вода. Мы пользуемся испорченной водой и этого не понимаем.
 Нам надо понять и колготных старушек, это наши матери, а что может быть сильнее материнской любви? Со дна моря достает. Старушки отстаивают Церковь, они спасают положение. И то, что они безтолковые, – это юродство проповеди, нам надо понять горе их материнского сердца, как их дети спились, развратничают, и они, хватаясь за голову, кричат и в неположенном месте, то есть в церкви.
 Но особенно нам надо понять жажду истины православного русского народа. Он безтолков, говорит Достоевский, но он несомненно знает Христа, отсюда и Россия – богоносная страна, отсюда она еще скажет новое слово миру. Нам надо и понять, как русский народ выносит страдание - терпеливо, смиренно. А сказано: терпением спасайте ваши души. Вот терпением измученного русского народа спасаемся и мы, живущие в России и во всем мире. Даже в Деяниях Апостольских сказано: в последнее время будут спасаться скорбями да болезнями, а этого добра у нас хоть отбавляй. Не случайно ведь сказано и в заповедях новозаветных: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Мы – блаженный народ, и нам бы не печалиться надо, а радоваться.
 Хотел бы на этом я поставить точку, но все-таки хочу кое-что добавить.

1.

 Писать статьи, конечно, надо, даже философствовать, даже спорить, но не надо забывать понимания. Понимания пока у нас мало, вот в этом и главная беда.
 И еще хотел бы сказать вот что. Наш народ нуждается в утешении. Потому он переполняет храмы, там только находит утешение. Но и в обычной жизни его надо утешать, чтоб он не отчаялся: уж слишком трудный период выпал на нашу долю.

2.

 Как жить, как поступать и что делать в наше время? Все разваливается, истощается, грозит гибель материальная и духовная. Многие растерялись. Однако появилось и много всяких учителей. Пишут, полемизируют, рассуждают. Но все остается по-прежнему, и многие отчаиваются. А жить надо, но как? Кто ответит?..
 Прежде всего, чтобы получить ответ, узнай, у кого ты спрашиваешь. Надо помнить слова Христа: различайте духов, кто он такой по жизни. Ибо только из доброго источника течет добрая вода, из злого – вода испорченная, и она не даст тебе утешения.
 Многие судят, все критикуют, всем недовольны. А ведь то, что мы переживаем, не без попущения Божия.
 Наше время мы называем перестроечным. Но уже не одна была перестройка, а жизнь все ухудшается. Лучше сказать, что сейчас время не перестройки, а осмысления. Что мы сделали, чего достигли и к чему пришли или, как говорит митрополит Антоний, время не спорить, а время понимать. Поймешь, что делается, поймешь промысл Божий и успокоишься.
 Многие хотят видеть перемены к лучшему, чтобы не страдать, хотя бы благополучно вздохнуть. Так не бывает. Самые благополучные времена несут в себе страдания. А вот к чему страдания, это и нужно понять.
 Здесь без Христа не поймешь. Почему пострадал Христос, почему Он избрал страдания методом нашего спасения. На эти вопросы можно ответить только тогда, когда увидишь или даже уверуешь в Воскресение. Если есть Воскресение из мертвых, если есть вечная жизнь, тогда все в порядке, все ко благу.
 Просто критиковать и видеть одни недостатки – значит закрывать на все глаза. Ничего не бывает случайным и безсмысленным, все для чего-то. В промысле Божьем не просто для чего-то, а для блаженства в вечности. Отыскать положительное в наше время – значит понять жизнь.
 Почему ты видишь только отрицательное? Потому что считаешь: это не по-нашему. Но не по-нашему, и хорошо. Хорошо, что все по Божьему промыслу.
 Даже самое отрицательное не бывает безполезным. Понять – значит увидеть в отрицательном положительное, отсюда и мужество, и радость жить.
 Но ведь многие гибнут сегодня и не только физически. Но откуда ты знаешь, что гибнут? Разбойник в последнюю минуту опередил всех, вошел первым в Царство Божие. Мы видим сиюминутную картину, а не знаем, как она начиналась и чем кончится. Отчаяния не должно быть в любых случаях, отчаяние – от нашего неверия. Вот наше время своими катаклизмами и избавляет нас от неверия. Погибает только тот, кто отчаивается, кто шарахается из стороны в сторону и только ропщет.
 Отчаяние начинается с нашего осуждения, уверенность начинается, когда ты стараешься увидеть добро, а не зло, а на зло даже закрываешь глаза. Хотя жизнь состоит почти только из зла, однако и ложь – конь во спасение, однако и зло бывает спасительным. Вообще зло – ничто, но и из ничего Бог творил мир, из ничего, из зла мы должны выделить добро. «Добро зело», – скажем мы. Как при творении мира. Так можно сказать и при творении своей души.
 Все ничто, все только Бог. Кто как Бог?! И обретя эту уверенность, хотя ты и почувствуешь все превратности жизни, однако подымешь голову и возрадуешься: приближается избавление.
 Приближается избавление России от всех зол. Все сейчас против нее, все готовы ее растерзать, но не смогут. Если все против, значит, за! Бог – это самое главное.

3.

 Молясь Богу, не требуй, чтоб сразу по твоему желанию все исполнилось. Это значит молиться самому себе. Молясь Богу, ты представляй все в Его волю, Он учтет и твои желания, сделает так, как необходимо для тебя, твоего спасения, всегда нужно иметь в виду не земное благополучие, а вечное спасение. Главное - надо верить, что Господь слышит твои молитвы, и ища Царство Небесное, найдешь и необходимое земное.

4.

 Наблюдай, как исподтишка начинают подтачивать наш российский организм. То, что развалили внешне, это они понимают, что, может быть, ничего и не сделали, нужно подточить внутренне. Там – ниспровергнуть достойных людей России, оклеветать их, здесь – посеять сомнение. Нам надо быть бдительными и даже не вступать с ними в полемику. Полемика в данном случае будет поиском нашего слабого места и внушением неуверенности в свои силы, надо делать свое дело по созиданию, уповая на Бога.

5.

Русь Державная
Православная,
Славься, славься наш русский народ.
Русь безправная,
Своенравная,
Продвигайся смелее вперед.
Уж каких ты врагов не видела,
Не вступала с кем в смертный бой.
Уж каких ты не знала вредителей,
Это, что ли, тебе впервой?
Нас никто не спасет, только сами,
Будь же милость Господня над нами.
Не сдавайся наш русский народ.
Стой на страже, смотри, кто идет.

О. Дмитрий ДУДКО

от 20.09.2020 Раздел: Июль 2004 Просмотров: 330
Всего комментариев: 0
avatar