Добавлено:

Обитель в северных лесах

Богоявленский Кожеезерский монастырь



Во все времена монашествующие люди стремились приобретать плоды духовной жизни в уединении, подальше от мирской суеты. Они шли в безлюдные глухие места северных пустынных земель, не боясь дальности пути. Подвизаясь на этих землях и истинно возлюбив Господа, пустынники сохранили в своих сердцах неугасимую любовь ко Христу до конца жизни, в подвижническом уединении и молитве. Так возникали многие северные обители, в том числе и Соловецкий монастырь – оплот русского духовного северного монашества. Это рвение к подвижнической жизни сохранилось и по сей день. После 80-летнего гонения на Русскую православную церковь, в третий раз затеплилась лампада молитвы ко Господу в одном из самых глухих и труднодоступных монастырей русского Севера.

Само местоположение Кожеезерского монастыря, его удаленность от городов и мирских селений дает необходимую основу для построения монашеской общины, где строгое воздержание и богослужение являются главенствующими во внутреннем устроении монастыря.

Это место духовной подвижнической жизни явили нам благочестивые насельники и преподобные, которые подвизались на Кожозере с XVI века. По неисповедимому промыслу Божию в этом пустынном месте, удаленном от ближайших селений, не имеющем дорог, Богу угодно было основать, в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного, святую обитель. Устроителями этой обители были пустынножители: отшельник священноинок Нифонт и преподобные Серапион, Никодим и Авраамий, которые угождали Христу своей добродетельной жизнью, сревнуя своими иноческими подвигами древним преподобным отцам первых веков.
В 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона началось возрождение Кожеезерской обители. В первый раз оптинская братия приехала в монастырь 29 апреля, а ровно через год, по Божьему смотрению, состоялось заседание св. Синода, где было благословлено открытие обители. Строителем монастыря был поставлен иеромонах Михей, бывший насельник оптиной пустыни. Неся послушание регента, отец Михей провел свою последнюю службу 3/16 июля в монастыре, в день памяти св. Филиппа Московского и преподобного Никодима Кожеезерского. Духовник Троице-Сергиевой Лавры арх. Кирилл благословил братию на подвижнический труд образом преподобного Амвросия Оптинского, обретение мощей которого произошло через некоторое время, в день памяти преподобного Серапиона Кожеезерского.

В столь труднодоступное место иноки отправились не случайно. Им хотелось сохранить то устроение обители, которое было создано при первом игумене монастыря архимандрите Евлогии. Иноки стремились создать монастырский уклад по примеру последнего уставного монастыря Русской православной церкви – Глинской пустыни, в которой было неопустительно каждодневное посещение братией всех богослужений суточного круга. В монастыре является главным благоустроенное пение и чтение, что и определяет монашескую настроенность. Все находящиеся в обители посещают богослужения. С первых дней открытия обители жизнь в монастыре устроена таким образом, что все насельники стараются придерживаться простого образа жизни. Монашеская жизнь без излишеств, в умеренности содействует насельникам создавать монашеское устроение пустани.
В настоящее время в монастыре придерживаются богослужебного устава, установленного православной церковью, который был определен святыми отцами и всегда исполнялся в монастырях, скитах и храмах. Вечером – вечерня и повечерие, а ранним утром – полунощница, утреня, часы, литургия или обедница. После утреннего богослужения трапеза и небольшой отдых, после которого насельники несут послушания до вечерней службы. А в воскресные и праздничные дни работ и послушаний нет. У Коже-езерского монастыря есть некоторые особенности, отличающие его от других монастырей. Он поддерживает благочестивую традицию афонских русских монастырей в неиспользовании электричества. Такая же духовная и благоговейная обстановка была и в старинном монастыре Золотоноше, когда все сестры трудились руками, и электрической лампочки не было даже на кухне. Еще св. Патриарх Алексий I (Симанский) и другие благочестивые архипастыри были против использования электрического освещения. Наверное, каждый христианин думает и сердцем чувствует те благодатные моменты богослужения, когда во время чтения шестопсалмия в храме гасится электрическое освещение. Патриарх говорил, чтобы освещение в храмах было церковное, с настоящим церковным маслом, а не яркими электрическими лампочками, которых так много на витринах театров и клубов. И менее всего, – говорил Патриарх, – мы желаем видеть их в наших храмах. Освещение в храмах должно быть скромным, мягким, даже чуть затемненным, потому что для молитвы яркий свет не нужен, а вреден. Он рассеивает молитву и развлекает ум.

Другая особенность этого монастыря в том, что его насельники всю работу делают своими руками. С помощью Божьей они восстанавливают обитель; трудятся на огородном хозяйстве, где хорошо растут картофель, морковь, свекла, огурцы, помидоры и другие культуры; разработаны сенокосы. Хорошим подспорьем для монастыря является рыба, которая водится в озере. В своем распоряжении монастырь имеет молочарню с сохранившимся подвалом и ледником, два амбара с погребами, деревянную баню с парной и овин для сушки снопов. Насельники этой обители, вверившие Богу попечение о себе, своим трудом и молитвой подвизаются непрестанно угождать Господу, стремясь взращивать в своем сердце любовь и бесстрастие. Господь благословил эту обитель, и преподобные Никодим, Серапион и Авраамий незримо помогают насельникам в их каждодневных трудах и подвигах, и также тем, кто хочет приехать и потрудиться во славу Божию в этой обители. Монастырские насельники с радушием и любовью стараются принимать всех, как монашествующих, так и паломников, прошедших долгий трудный путь пешком по лесной тропе и болотистым местам до Богоявленского монастыря, приветствуя благочестивых паломников, которые приносят в обитель благодать, молитву и помощь.
В последнее время появились желающие среди монашествующих сестер посетить Кожеезерскую обитель, ищущие такого же образа жизни. На сегодняшний день при монастыре создается женская монашеская община. Сестры будут жить по тому же церковному уставу и порядку, что и в монастыре, основой которого будет богослужение. Те монашествующие сестры и паломницы, которые захотят приехать в монастырь, должны позвонить по телефонам, указанным ниже, для того, чтобы их встретили заранее отец Михей или братия по его благословению.

Братия старается благоговейно беречь монастырский дух этого места, следуя заветам старцев, в т.ч. Паисия Афонского (кончина 1992), и отрицательно относится к посещению монастыря праздными туристами. Они ведут себя порой бесцеремонно и дерзко, не считаясь с сокровенной монашеской жизнью. К сожалению, во многих монастырях это является настоящим искушением по отношению к святым местам и иноческому образу жизни.

Кожеезерская обитель – место само по себе уникальное. Необычайные по своей красоте и богатству северные земли в сочетании с подвижнической монашеской жизнью представляют картину необычайную, возвращая нас в те благодатные времена, когда насельники пустынных монастырей удивляли простых мирян трудами своими, обращенными к Господу.

Кожеезерский монастырь находится в архангельских лесах, и добраться до него можно разными способами, в зависимости от времени года. В летний период до него можно дойти пешком по лесной тропе из Нименги. Из Москвы удобнее всего добираться поездом Москва-Вологда до станции Вологда, далее пересесть на поезд Вологда-Мурманск и ехать до ст. Нименга. От станции дойти до автобазы поселка Нименга (2 км). Оттуда рано утром – лесовозом или вахтовкой (около 80 км) вас довезут до тропы, ведущей в монастырь. Всего идти около 30 км. В начале пути дорога будет проходить по болотистой местности, поэтому обязательно нужно иметь сапоги (до колен). Идти надо в светлое время суток. Вся тропа помечена затесками, выкрашенными красной или желтой красками, чтоб не сбиться с пути. Через 8 км есть оборудованная изба, в которой можно переночевать. В избушке есть печка. Еще через 9 километров дорога выходит к большому Вингозеру, на котором тоже есть изба. Если созвониться заблаговременно, то вас встретят на лодке у второй избы и по озерам через протоку довезут до монастыря. Дорога до Винга – 17 км. В крайнем случае нужно будет пройти еще 9 км по красивой сухой тропе вдоль озер. 6 км дорога идет по бугру вдоль этого озера и приводит к Кожозеру, на котором есть еще две избы. А через 3 км – песчаный пляж, с которого виден монастырский корпус. Добравшись до песчаного пляжа в пределах прямой видимости монастыря, следует развести дымный костер и стучать в металлическую трубу, для того, чтобы обитатели монастыря заметили и перевезли вас на лодке. Следует учитывать, что летом, начиная со второй половины мая и до середины августа, светло круглые сутки; в конце сентября темнеет в 7 вечера, а в конце ноября – в пятом часу дня.

Другие варианты: поезд Москва-Архангельск, через станцию Обозерская. От Обозерской с пересадкой на Нименгу. Далее – поездами местного сообщения. Надо учитывать, что расписание часто меняется.

Контактные телефоны:
Поселок Шомокша 8(81839) 32-434 Олег и Любовь.
Архангельск 8(8182)294-868 Евгений и Галина.
Москва 8-926-536-8233 Георгий.
Управление Архангельской епархии 8(8182) 615-808
Адрес для писем: 164874 Архангельская область,
Онежский район, поселок Шомокша.
Иеромонаху Михею (Кожеезерский монастырь).

от 22.12.2024 Раздел: Август 2010 Просмотров: 1126
Всего комментариев: 0
avatar