Добавлено: 03.06.2018

Образ русской православной духовности

Особенность подвига русских святогорцев состоит в том, что духовное богатство, собранное ими на Афоне, они передали в наследие своим соотечественникам — чадам Русской Церкви. Благодаря духовному просвещению, пришедшему со Святой Горы посредством сонма Преподобных Русских Святогорцев, сформировался духовный уклад русского народа, образ русской православной духовности, который объединяет и сплачивает все народы Русского Православия в единую духовную семью.

Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестнице афонских старцев.

– Афон – это всегда умиротворение и радость, пребывание на Святой Горе как глоток свежего воздуха. Здесь все радует глаз и сердце. Все мелочи и детали кажутся значительными и важными, любое движение насельников как будто о чем-то многозначительно говорит, каждое сказанное слово звучит иначе, весомее в этом пространстве, отзываясь эхом еще долго внутри.

На Афоне нет мелочей, здесь концентрация жизни, света, позитива и радости.

Несказанно рад каждой возможности соприкоснуться с жизнью афонских монахов, чему-то научиться, что-то узнать новое. Любая поездка всегда является толчком для нового витка в жизни.

Каждый раз возвращаешься обновленным и наполненным чем-то исключительно важным и светлым, тем, что долго искал. И потом с радостью вспоминаешь незабываемые краски, звуки и лики Афона: солнечные и приветливые, лучезарные и неунывающие лица насельников, залитый потоками солнца храм, фрески на стенах, сделанные будто вчера, отражающие солнечный свет золотом и пурпуром библейских одеяний. Все это еще долго сопровождает тебя по возвращении, ободряя и утешая.

Собранная на протяжении поездок по крупицам мудрость афонских монахов позволяет сделать определенные выводы и поделиться некоторыми из них.

Афонские старцы о покаянии

На Афоне главными добродетелями считаются покаяние и послушание. Особое внимание уделяют правильному покаянию. От этого зависит дальнейший путь спасения. К сожалению, у некоторых существует ошибочное представление о покаянии.

Покаяние – это вовсе не призыв человеку опустить голову и плыть по течению этой жизни. Покаяние не признак духовной слабости.

Духовно слабый человек никогда не сможет признать свои ошибки, только сильный духом способен к покаянию, потому что именно благодать Божия укрепляет его в этот момент.

Покаяние – удел мужественных.

Подлинное покаяние – это не дежурное перечисление своих грехов на исповеди, это осознание того, насколько они опасны для нашей души.

Чтобы прийти к истинному покаянию, нужно преодолеть злополучные круги своих страстей, которыми мы все обвиты, как в коконе, и хоть частично выбраться из них наружу, чтобы увидеть Божий мир и себя в истинном свете, а это под силу только сильным духом смельчакам, не побоявшимся бросить себе вызов, рискнувшим разорвать греховные путы, восстать против своей испорченной природы.

За каждым обвивающим нас кольцом открывается новое, но оно уже не так затеняет свет Божественной любви: с каждым кругом мы все ближе к Богу, мы свободнее, мы мужественнее, мы счастливее наконец.
Один из почитаемых афонских духовников старец Дионисий (Игнат) говорил, что благодать Святого Духа помогает, если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас так много, потому что искуситель – дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.
Покаяние – это возможность рассмотреть среди грязи и мусора величие души.

Афонские старцы о времени

На Святой Горе по-другому ощущается время. Здесь тысячелетия прикасаются к сердцу, глазам. Здесь настоящее пульсирует в каждом моменте, размеренно и четко, ты ясно слышишь его звонкое звучание, нет нужды заглядывать в будущее.

Но современный человек спешит жить в будущем, убегая от настоящего, он жаждет будущего и непрестанно говорит о нем. Он живет будущим. И собирается спасаться тоже в будущем. Настоящее и прошлое существуют только как доказательство существования будущего. И в этом ожидании проходит вся жизнь.

«Завтра, завтра, завтра… – слышно отовсюду. – Изменюсь завтра, начну завтра, полюблю завтра, отложу на завтра».

На Афоне есть только одно измерение – сейчас. И это спасительное измерение. Оно точно и правдиво.
Сейчас длится бесконечно. Сейчас состоит из молитвы и труда, добра и света, оно заполняет все пространство.
Довольствование настоящим ведет к смиренномудрию, т. е. полному подчинению себя воле Божией. Благодаря смиренномудрию нисходит на человека благодать Святого Духа.

Преподобный Паисий Святогорец учит, если не будет благодати Святого Духа, то человек ни на что не годен. Дух Святой есть Свет, божественный Свет. В этом вся основа…

Благодать – это та сила, которая делает человека свободным от страстей и похотей века сего, писал преподобный Симеон Новый Богослов.

Грех убивать время, грех откладывать спасение на завтра. Время – единственная непополняемая субстанция в нашей жизни. Каждая минута драгоценна и неповторима, она запечатлена навеки в Книге Жизни, вплетена в узор настоящего, без нее, как без недостающего пазла, не будет общей картины.

Афонские старцы о послушании

Послушание – это не стать фарисеем. Послушание предполагает, что главной и безусловной ценностью для человека является Бог.

«Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23:26) – обращение Господа к каждому из нас. Если же сердце прилепилось к чему-то другому, Бог не может спасти такого человека.

Законник не ответит на призыв Господа.

Законник не может стремиться к жизни вечной. Бессмысленно надеяться только на закон, ибо законом невозможно достичь праведности (Рим. 7:22–23).

Соблюдение заповедей – это не послушание из страха или для галочки, это понимание заповедей как неизреченных даров Божиих, которые могут утешить нас на этой земле и даровать нам блаженство в жизни вечной.

Благодаря заповедям мы сохраняем человеческий облик, в противном случае все можем превратиться в диких зверей и напасть друг на друга.

Задача послушания – воспитать в себе любовь. К Богу и ближнему. И от этой любви возникает полное доверие Творцу, желание слушаться Его и исполнять заповеданное.

Без любви послушание и спасение невозможны.

Спасение – это результат, высшая точка наших отношений с Богом.

Подлинная религиозная жизнь предполагает только личные отношения человека с Творцом. Если человек, забывая о себе, начинает наставлять других и «спасать» их и Церковь – это признак духовной прелести.

Только если человек заботится о спасении собственной души, он заботится о всех. Когда человек спасается сам, вокруг него спасаются и другие.

Мы можем помочь своим ближним, если откроем свет Христов в своих сердцах и душах.
Именно так сами спасаются афонские монахи и помогают спасаться другим.

Записала Наталья Горошкова
pravlife.org
от 21.08.2018 Раздел: Июнь 2018 Просмотров: 184
Всего комментариев: 0
avatar