К 90-летию явления иконы Божией Матери «Державная»
Во время написания «Державной» иконы я много размышлял о духовном смысле ее обретения в связи с событиями, происходившими в России в то время, и о значении этого знамения Божиего для будущего России и русского народа. Особенно четкое осмысление пришло во время торжественного освящения этой иконы о. Вадимом вечером 2 (15) марта 1995 г. в присутствии членов нашей организации в домовой церкви Рождества Христова. На третий день после этого освящения мысли мои сформировались полностью для их изложения, и я, преодолевая страх перед необычностью своих выводов, рискнул поведать о них нескольким близким мне по духу людям. Реакция их была неоднозначная, чего я и ожидал. Но мои рассуждения вызвали большой интерес.
Мне было предложено поделиться своими мыслями на страницах православной и патриотической печати. Такой случай вскоре представился. Одна из состоявших в нашей организации сестер, связанная с редакцией вашей газеты, предложила написать о своих размышлениях в «Русь Державную». После долгих раздумий я, испросив благословения о. Вадима, пишу эти заметки.
Дата 2 (15) марта 1917 г. вошла в историю нашей страны и в мipовую историю благодаря широко известному факту отречения в этот день от Российского Престола Императора Николая II.
Появление иконы в день отречения от Престола последнего Императора из династии Романовых, необычайный вид ее, где Богородица изображена с атрибутами Царской власти, — всё это было воспринято потрясенной Россией как надежда на спасение, на возрождение в будущем Самодержавной Монархии. Именно поэтому подверглись жесточайшим гонениям почитатели этой иконы. Повсеместно уничтожались списки с этой [Державной] иконы, а она сама на многие десятилетия была заключена в хранилище. По Промыслу Божию икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни. Это уже не вызвало широкого отклика среди русских людей, одурманенных в большинстве своем атеистической пропагандой, но всё же дало толчок движению за возрождение в России Самодержавной Монархии. Вновь возник вопрос о Царе, которому, по общепринятому мнению, Богородица, после всенародного покаяния, должна вернуть атрибуты Царской власти.
Долгое время у меня такой ход событий не вызывал сомнений. Они начали появляться в процессе написания иконы и особенно усилились, когда ко мне попала, наконец, копия непосредственно с той иконы Пресвятой Богородицы Державная, которая была явлена в с. Коломенском. Она существенно отличается от тех списков, что я видел, по композиции, цветовому решению, выражению ликов Богородицы, Бога Отца и Младенца Христа. Всё это создает ощущение торжественности и суровости, внутренней мощи, чего я не ощутил ни в одном из списков. Важным отличием копии от списков является то, что если на списках Богородица изображена только в царской короне, то на копии ее корона состоит как бы из двух корон: царского зубчатого венца, опоясывающего императорскую корону. Дело в том, что изображение Богородицы в короне уже не ново… а подобное изображение наблюдается впервые. Наличие у Богородицы двух корон — прямое указание на то, что Царица Небесная взяла на себя управление и царством земным — Империей Российской, к наименованию которой в подобном случае вполне уместно добавить определение «Священной». Императорскую корону, олицетворяющую эту земную власть, дополняют другие атрибуты власти: царская порфира алого цвета, скипетр и держава. Царственный и величественный вид Богородицы, восседающей на троне с символами царской власти, — это вид правящей Богородицы. И даже мысли не возникает, что Она всего лишь временная Хранительница царских символов для будущего Российского Государя. Именно под таким впечатлением я стал думать, что Самодержавная Власть вознесена на Небо навсегда. Символично также, что церковь, в которой была явлена икона, именуется церковью Вознесения Христова. В подобных случаях каждая подробность имеет глубокое значение.
Всё это означает, что свержение дьявольскими силами с Престола последнего Русского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу.
Самодержавие по Промыслу Божиему, благодаря заступничеству за русский народ его известной Покровительницы Пресвятой Богородицы, перешло из земных сфер в небесные, недоступные вовек для диавольских сил. Отныне Русское Самодержавие стало несвержимо, ибо оно осуществляется Царицей Небесной, ставшей одновременно и Земной Владычицей нашей. Нас не должны интересовать теперь никакие претенденты на Российский Престол. Он занят, и занят навсегда, до скончания века. Занят Той, Которую русский народ считал своей Владычицей еще задолго до клятвы, данной им Роду Романовых, для Которой Россия извечно была Ее Домом. И в самое трудное для России время, когда неверие русского народа достигло угрожающих размеров и его постигла кара Божия, Она пришла к народу Своему и дала ему надежду на спасение, сохранив для него благословленную Богом Самодержавную Власть. Она раскинула над Россией Свой Покров и спасла ее, когда диавольские силы распинали ее, заливая землю жертвенной русской кровью, когда пришли испытания Великой Отечественной войны. Спасает и сейчас, когда кажется чудом, что Россия еще жива.
Россия живет и будет жить, пока жива ее душа — Вера Православная, пока раскинут над ней Покров Владычицы нашей — Пресвятой Богородицы. Она ждет нашего сердечного покаяния, нашего подданства духовного и телесного. Только это поможет нам сокрушить все козни вражеские и безбожную крамолу по всей земле нашей. Только это укажет нам истинные пути возрождения нашего Отечества и построения богоугодного самодержавного государства — Священной Империи Российской.