Добавлено: 29.12.2023

«Они наполнили Царство Небесное»

Из проповеди митрополита Арсения (Яковенко), наместника Свято-Успенской Святогорской лавры в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Мы вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые пострадали в недавнее для нас время. Они не ушли в небытие, но наполнили Царство Небесное и явились молитвенниками и за Церковь нашу, и за Отечество наше, и за нас с вами, их последователей.

Гонение, которое началось после 1917 года, было равно древним гонениям, и те мучения, и та изощренность, с которой преследовалась Церковь Христова, и то безбожие, которое проповедовалось с ясельной скамьи, оно, братья и сестры, наверное, было таковое, как и при Диоклетиане, и при Нероне, и при других гонителях. Можно приводить тысячи и тысячи примеров. Множество угодников Божиих прославлены Церковью как новомученики, как исповедники.

Во всех слоях нашего населения можно видеть людей, которые ревновали о правде Божией, ревновали о хранении веры. Сейчас много, братья и сестры, можно услышать в оправдание этого времени, мол, такая была идеология, но откуда она возникла — идеология ненависти, злобы? XIX век можно назвать веком стяжания знаний. Новые научные открытия, те или иные статьи ученых, философов, но забыли люди предупреждающие слова апостола Павла: «Разум надмевает». Человек стремится стяжать все больше и больше знаний, и он начинает этими знаниями гордиться и превозноситься, и гордость, мать всех пороков, начинает расти в человеке. И он начинает отрицать все то, что он не понимает, все то, что не может вместиться в сосуд его ума, то, что превыше его ума. Не может смириться с этим человек, и он начинает это отрицать. И отрицание доходит до ненависти. Ненависть приносит свои плоды.

Как-то в советское время в одной из школ учительница принесла икону в класс. 60-е годы. Атеистическая пропаганда была в моде. И поставивши икону на полу в классе, учительница заставила всех учеников пройти и плюнуть на икону Спасителя. И вот весь класс, повинуясь приказанию учителя, наставника, человека, наверное, умного, раз он их учит, так сделали. И только одна девочка отказалась, и когда у нее с возмущением спросили: «Ты почему не делаешь так, как все?» Она сказала очень мудрые слова: «Если Бога нет, то какой смысл на него плевать, если Его нет, не существует? А если Бог есть, то к Нему надо относиться с уважением и почитать Его святыни». Можно приводить множество примеров, братья и сестры, и я, наверное, приведу некоторые из них, которые говорят о том, какое это было время испытания и стояния в вере.

В нашем селе, откуда я родом, был протодиакон Алексий, уроженец нашего села, который собрал прекрасный хор, и память о нем долго жила в старшем поколении, в людях, которые лично знали его. В 30-е годы церковь закрыли, его сослали на каторгу лишь только за то, что он протодиакон и не отрекся от Бога. Он был на Беломорканале. Вручную копали верующие, осуж-денные, заключенные на этой рабской стройке. Он отморозил там руки и ноги. Односельчане написали коллективное письмо, ходатайствуя о его освобождении, показывая его добродетели, его невинность. Но когда он узнал на каторге, что односельчане хлопочут о его освобождении, он прислал в село письмо, которое хранилось старшими людьми. В письме были строки: «Не смейте мне мешать! Я страдаю за Христа». Он отморозил руки и ноги и умер от гангрены. И неизвестно, в какой братской могиле там похоронен.

Второй пример. Протоиерей Казанской церкви Феофил Глаголев, это возле моего родного села — Залужного. Батюшка был очень образованным. Ему предложили отречься от веры, от Церкви и стать директором школы, потому что батюшка знал несколько иностранных языков и до этого преподавал в церковно-приходской школе, но батюшка отказался снимать с себя сан. И тогда ему безбожники решили отомстить. Подпоивши молодежь, комсомольцев, они научили их, чтобы они

изнасиловали его дочерей. И пьяные комсомольцы в браваде поймали поповских дочек и сделали свое гнусное дело. Одна из дочерей сошла с ума. Но потом, когда они протрезвели — ведь все-таки эти комсомольцы когда-то были из купели крещения руками этого батюшки доставаемы как христиане, как члены Церкви Христовой — родители их, в ужас пришедшие от деяний своих сыновей, срамили их: «Что ж вы, ироды, наделали?» И тогда у них заговорила совесть: «Что нам делать?» И матери сказали им: «Когда батюшка будет служить и когда будет петься Херувимская песнь, и батюшка выйдет поминать всех с Чашей, вы в этот момент подходите к солее, падайте в ноги ему и на коленях просите у него прощения».

И вот эти насильники его дочерей, протрезвевшие и пришедшие угрызениями совести в покаяние, пришли и встали в конце храма на службе, боясь зайти дальше в церковь. Отец Феофил служил литургию, после Херувимской песни по обычаю вышел поминать всех на солею. И вот толпа этих молодых людей двинулась к Царским вратам и, упавши перед батюшкой, не смея поднять глаза, они сказали: «Батюшка, ты нас прости за то, что мы натворили». Батюшка не мог ничего сказать. Он молча зашел в алтарь. Минут двадцать не было в церкви службы. Стояла гробовая тишина. Только батюшка стоял и навзрыд плакал перед престолом. Потом минут через двадцать он вышел с крестом, благословил каждого из них, простил. Через несколько дней отца Феофила кто-то застрелит через окно в его же доме. Похоронен он был за алтарем Казанской церкви, которую потом взорвут, а из ее кирпичей выложат дорогу, ведущую к лугу. По сегодняшний день на месте той церкви после Великой Отечественной войны — братская могила. Возле ограды старые люди указывали место погребения отца Феофила Глаголева, который так и не имеет ни надгробия, ни креста, но который проявил веру и истинное свое пастырство.

Священномученик Владимир, Киевский митрополит, когда его вывели на расстрел, а перед этим издевались, избивали, душили цепочкой креста, он в благословении поднял руки и благословил своих убийц.

Священномученик, исповедник Тихон, Патриарх Московский и всея Руси последние годы своего патриаршества был вынужден проводить в изоляции, в заключении. Но на прощание с Патриархом Тихоном пришли до миллиона людей, хотя это уже были 20-е годы и советское время.

Сейчас многие говорят о мученической кончине, исповедничестве Семьи Царской, но ведь, братья и сестры, задуматься тоже. Некоторые говорят: «Вот, Царя прославляют». Да не просто Царя, а Царя добродетельного, не предавшего своего Отечества, смирившегося со своим положением, с кротостью терпевшего насмешки и обиды и предательства тех, кто когда-то его величал и кланялся ему. Даже среди своих сродников были предатели. Предательство переносить всегда тяжело. Вдвойне, когда ты любишь того, кто тебя предает.

Но послушать современных, как они стремятся в Европу, в Евросоюз. Но если вы так стремитесь в Евросоюз, в Европу, хвалите все, что там так хорошо, то тогда помните, что двоюродный брат Царя Николая — это король Англии Георг V. Они похожи друг на друга, как близнецы. Помните, что Николай II носил титул адмирала Британского флота. Что мать у Николая II была Датская принцесса. Препо-добномученица Елизавета Федоровна, великая княгиня, была замужем за дядей Николая II великим князем Сергеем Александровичем. Императрица Александра и Елизавета Федоровна были родные внучки английской королевы. Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария и царевич Алексей — царские дети — были родные правнуки английской королевы! И вы, кричащие о Евросоюзе и стремлении в Европу, после этого говорите что-то против Царской семьи? Да в ней все лучшее, что было в Западной Европе, воплотилось: добродетель и милосердие, и терпение, и кротость, и живая вера в Бога. Ведь Царице Александре с детьми — внучке и правнукам английской королевы — предлагали выехать за границу. Царица Александра сказала: «Меня обвиняли, что я была немецкая шпионка во время Русско-германской войны, а я люблю этот народ и чтобы мне ни пришлось принять из его рук, я все с терпением перенесу и этим докажу, что я люблю это Отечество и люблю этот народ». Мученической кончиной пострадала вся Царская семья. И народ почувствовал эту искренность их. Десятки тысяч народа идут крестным ходом из Екатеринбурга, от места их страданий, от храма, который построен на крови, идут на Ганину яму, прославляя сих угодников Божиих и имея их как примеры для подражания в своей христианской жизни.

Наш Святогорский монастырь, святогорская братия. Многие из них перенесли и заключения тюремные, и пытки, и избиения. Игумен Иоанн (Стрельцов), преподобный исповедник, 12 лет каторги отбыший за веру, у которого были выбиты все зубы на допросах, у которого была вырвана часть бороды вместе с кожей, пришел потом после каторги и служил в селе Покровском возле Артемовска, возле Бахмута. Служил ежедневно и народ к нему ехал, как к доброму пастырю, потому что та любовь и те дары духовные, которые за кротость, незлобие у батюшки проявлялись ярко как таланты, данные от Бога, они собирали возле него тысячи народа. Безбожники ему говорили: «Отец, ты кому служишь?» Ведь он служил каждый день, а это были и будни, когда в селе людей-то не было. Ответ был: «Богу, сынки, служу». «А о чем молишься?» «Молюсь, чтобы вам хорошо жилось». Это человек, который не потерял любви

к Богу, а значит, и любви к ближнему, потому что любящий Бога любит и его творения. И он всячески старался помогать в то сложное время людям обрести веру и остаться Божиими наследниками Вечного нескончаемого бытия. Это он ответил на бравадные заключения секретарей компартии, которые говорили: «Умрут белые платочки, и мы все церкви позакрываем». Они грозили в 80-м году показать последнего попа по телевизору. А игумен Иоанн (Стрельцов) говорил: «Не переживайте, детки, церкви будут строить там, где их и не было, и старые будут восстанавливать. Святогорский монастырь еще процветет и прославится. Старая братия еще соберется, и новые придут. И хотя вы меня в селе Покровском похороните, то все равно мощами потом меня в Святые горы принесете. Меня принесете, сами приедете, и мы там вместе с вами Богу молиться будем». Так говорил игумен Иоанн (Стрельцов). Подумайте, сколько здесь веры воскресения мертвых и жизни будущаго века: «Меня мощами принесете, сами приедете, и вместе с вами там молиться будем Богу».

И мы молимся сегодня вместе с теми, которые до крови пострадали, оставаясь верующими и не предавая Церкви Христовой. Мы можем грешить, мы можем быть несовершенными христианами и в нравственном, и в духовном плане. Может грех, присущий со времен Адама человечеству, проявляться в нас, но это не значит, что мы не должны каяться. Это не значит, что мы должны предавать Бога и предавать Святую Церковь. Все исправимо. За нас множество молитвенников у престола Божия. Убивали, уничтожали на каторгах верующих людей, и появлялись тысячи и миллионы новых молитвенников у Престола Божия, которые ныне за нас молятся. Ведь это их молитвами возродились монастыри и храмы. И новые люди пришли в Церковь. Это по их примеру и через их наставления — одно поколение передавало другому — новое поколение стало воцерковленным и переняло эстафету веры в Бога, молитвенную жизнь, стремление к жизни нравственной и духовной.

Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»


от 08.09.2024 Раздел: Декабрь 2023 Просмотров: 1079
Всего комментариев: 0
avatar