«Не прикасайтеся помазанным Моим,
и на избранных Моих не глаголите зла».
Псалтирь 104:15.
и на избранных Моих не глаголите зла».
Псалтирь 104:15.
Публикуемая статья — это частное мнение ее авторов. Редакция газеты надеется, что предстоящий Архиерейский собор внесет ясность в этом сложном, но очень важном для нашей российской истории деле.
28 ноября в Москве в Большом зале конгрессов гостиницы «Космос» состоялась Международная научная конференция, посвящённая исследованию обстоятельств злонамеренного убийства Императора Николая II и Его Августейшей Семьи. Впервые в ходе конференции была дана правовая оценка материалов расследования убийства Царской Семьи в виде целостного доклада по этому вопросу. Это касается следствия, которое проводилось в 1993–1998 гг., и следствия, начатого в 2015 г.
Поделиться впечатлением от конференции и высказать свое мнение о ее результатах Редакция газеты попросила двух ее постоянных авторов, известных ученых — доктора юридических наук, профессора Михаила Кузнецова, кандидата юридических наук и кандидата исторических наук Георгия Шайряна. На конференции они выступили с совместным докладом, в котором дали правовую оценку опубликованных материалов следствия.
Редакция: Скажите, что больше всего привлекло ваше внимание на конференции? Как вам видится ситуация в целом?
М. Кузнецов: Прежде всего, конференция дала возможность сделать по ее итогам серьезный вывод. Он заключается в следующем:
• достоверных доказательств, подтверждающих доводы следствия об идентификации костных останков как царских, в опубликованных материалах не имеется;
• расследование убийства Царской Семьи в силу закона невозможно проводить в рамках уголовно-процессуального кодекса РФ;
• следственные действия в таком формате следует прекратить;
• предоставить Церкви, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, присущими ей методами, которые выработаны многовековым опытом молитвенно-духовной жизни православных христиан, самостоятельно оценить статус «екатеринбургских останков».
Г. Шайрян: Нельзя не учитывать и без того существующее нестроение в нашей Церкви, вызванное недопониманием, возникшим между прихожанами и рядом представителей священноначалия вследствие их избыточной настойчивости в скорейшем признании неизвестных костных останков царскими мощами. Спешка здесь губительна, а безосновательная и неубедительная позиция в этом вопросе вполне может стать основой для возникновения церковного раскола, как на территории России, так и в ее зарубежных епархиях. Судя по текстам ряда докладов, его опасность вполне очевидна. Следует незамедлительно прекратить движение по этому роковому пути. Только так можно не дать деструктивным силам столкнуть диаметрально противоположные мнения отдельных заинтересованных лиц, в том числе и в Церкви, со взглядом абсолютного большинства православных христиан, искренне верящих Богу и уверенных в том, что Господь Сам откроет Свою волю в отношении судьбы царских останков и сделает это без следственных экспертиз, их сомнительных результатов и поспешных выводов.
М. Кузнецов: Мы полагаем, что самым лучшим способом послужить убиенному Царю и Отечеству будет наше покаяние в грехе цареубийства, а не кощунственные эксперименты с идентификацией и гробокопательством. В этой связи стоит напомнить слова из Послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи:
«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».
Спустя пять лет Патриарх Алексия II повторил свое обращение, в котором говорил: «Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием». К сожалению, его слова оказались забыты, и нестроения в Церкви, в народе Божием лишь усугубляются.
Что же касается основных моментов, на которые нам, как юристам, хотелось бы обратить внимание общественности, то они изложены в выдержках из публикуемого ниже нашего доклада на конференции:
Цареубийство Николая II, Его Супруги, Детей и их верных слуг по своей духовной сути является немыслимым злодеянием. Это акт открытого богоборчества. С точки зрения юридической — преступное антигосударственное и общественно опасное деяние, имеющего своей целью смену верховной власти и убийство ее законного царственного обладателя. Однако, государственная оценка этого злодеяния, незаконность действий цареубийц, заказчиков преступления, их покровителей и лиц, причастных к сокрытию следов цареубийства, до сих пор не дана.
Это не обычное преступление, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Это цареубийство. Это насильственное лишение жизни Царственного Венценосца и Помазанника Божьего без предъявления ему обвинений, без суда, тайно и достоверно не установленным способом. Уже это говорит о исключительном характере преступного деяния и заставляет утверждать о заказном характере расправы над Николаем II и Его Семьей, ставить вопрос о поиске его заказчиков и лиц, которые занимались сокрытием его следов.
Наше отношение к цареубийству, к поискам царских останков и дальнейшему преемству династической власти в роде Романовых было подробно высказано в монографии «Отречение, которого не было… Останки которых нет… Где искать наследника престола… Правовая оценка фактов и документов». Она была опубликована в 2018 г. в год столетия убийства Царской Семьи. Ее текст есть в интернете.
Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 1 октября 2008 г. № 274-П08 Николай Александрович и его Семья были признаны необоснованно репрессированными и реабилитированы.
Оставим в стороне саму, по сути, кощунственную идею реабилитировать Коронованного Царя и Помазанника Божьего, причисленного к лику святых. Оставим даже в стороне юридическую абсурдность и элементарную незаконность применения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-10 от 18 октября 1991 г., который не распространяется на Российского монарха, обладавшего исключительным государственно-каноническим правовым статусом Государя Императора, Особы Священной и Неприкосновенной.
Тем не менее, Постановление было принято, и из его текста следует, что Президиум Верховного Суда РФ охарактеризовал содеянное как политическое, а не уголовное преступление. В связи с этим возникает вполне законный вопрос. На каком основании сегодня расследуется уголовное преступление, а его результаты предлагаются в качестве доказательств, имеющих юридическую силу, если высшая судебная инстанция уже дала квалификацию и оценку этому преступлению как факту политической репрессии и указала на отсутствие уголовного характера убийства Императора Николая II и Его Семьи? На каких основаниях расследовалось предыдущее уголовное дело, возбужденное в 1993 г. прокурором-криминалистом В.Н. Соловьевым, должность которого не позволяла этого делать? Это означает, что уголовное дело 1993 г. было возбуждено незаконно, и все проведенные в рамках этого дела экспертизы не могут считаться достоверными законными доказательствами.
Что касается отрывочных материалов современного следствия, представленных СКР, то в них отсутствуют тексты постановлений о назначении экспертизы, а сами экспертизы приведены не полностью, что также исключает их юридическую оценку как достоверных доказательств. Отсутствует в них и надлежащая оценка цареубийства. Это означает, что отсутствует цель, ради достижения которой должно проводиться уголовное расследование.
Государь Император Николай II, как известно, в силу Основных государственных законов Российской Империи являлся главой государства, которому приносили присягу царские подданные, а также Главой Церкви: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитникъ и хранитель догматовъ господствующей веры, и блюститель правоверия и всякаго въ церкви святой благочиния». Как поясняется в ст. 64 ОГЗ 1906 г. «В сем смысле Император, в Акте о наследии Престола 1797 г. именуется Главою Церкви».
Это означает, что в рамках возбужденного уголовного дела потерпевшими в деле об убийстве Государя Императора Николая II могут быть признаны все православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви, и не только. Должны быть признаны потерпевшими все те царские подданные, кто потерял жизнь, имущество, получил увечья и т.д. Ничего этого нет.
При составлении итогового документа рекомендуем Конференции учесть следующие положения, вытекающие из вышеизложенного:
1. Расследование преступления вековой давности — убийства Русского Самодержца, Царя и Помазанника Божьего — Главы Государства, Главы Династии и Главы Церкви, как об этом записано в Основных государственных законах Российской Империи, имеет важнейшее значение для понимания исторических, юридических и духовных последствий цареубийства для нашего Отечества. Нельзя забывать, что результатом отстранения Императора Николая Александровича от Престола и Его убийства стала насильственная смена государственного устройства, быта, традиций и жизни людей, разрушение их культурно-исторических основ тысячелетней российской государственности.
2. Расследование цареубийства не может ограничиваться идентификацией костных останков. Это искусственное сужение предмета расследования и полномочий следствия, которое должно выявить лиц, причастных к совершению преступления, его заказчиков и покровителей как у нас в стране, так и за рубежом.
3. Правовой анализ документов, приведенных в Книге, не дает оснований считать, что на данной стадии уголовного расследования, опубликованные в ней выдержки из заключений экспертов, являются достоверным доказательством в подтверждение версии следствия о их принадлежности Царской Семье.
4. В рамках расследования должны быть опубликованы все скан-копии проведенных экспертиз, в том числе, альтернативных, в полном объеме вместе с сопровождающими их процессуальными документами.
5. Необходимо провести всестороннюю историческую экспертизу с привлечением лиц, обладающих специальными знаниями как основополагающий процессуальный документ. Такая экспертиза должна установить достоверность исторических фактов, связанных с обстоятельствами убийства Царской Семьи, целью цареубийства, его последствия и последующие обстоятельства сокрытия преступления. Она должна дать верный вектор всему расследованию и действиям следователя.
6. Частью такого расследования должно стать установление наличия или отсутствия ритуального характера цареубийства. Отсутствие такой экспертизы, оставляет открытым важнейший вопрос для православных христиан о духовных причинах цареубийства, повлекшего за собой тяжелейшие испытания для России.
7. Необоснованное признание костных останков неизвестных лиц честными останками Царской Семьи, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых Царственных Страстотерпцев, представляется нам надругательством над святой памятью Государя Императора, Главы Церкви и Помазанника Божьего Николая II, по сути, кощунством и святотатством, вторым распятием Его на Российской Голгофе, предательством правящего Рода Романовых, которому Русский народ присягал на верность на Соборе 1613 г.
8. Результаты следствия по Царскому делу, которое ведется с 1993 г. до настоящего времени, формируют в обществе устойчивое мнение о том, что полномочий Следственного комитета РФ для осуществления объективного расследования обстоятельств цареубийства и его последствий явно недостаточно.
9. Расследование должно быть проведено специальной Государственной комиссией, наделенной Государственной Думой ФС РФ исключительными полномочиями с правом полноценного доступа в закрытые в настоящее время архивы с формулировкой задачи, которая позволит установить исторический и юридический факт цареубийства с обоснованной государственно-правовой и морально-нравственной оценкой содеянного преступления.
10. До формирования и окончания работы Государственной комиссии считаем необходимым приостановить любые действия по данному делу.
11. В виду отсутствия достоверных данных о принадлежности костных останков, находящихся в распоряжении Следственного комитета РФ, просить Архиерейский собор Русской Православной Церкви отложить рассмотрение данного вопроса на неопределенное время.
Святые Царственные мученики,
молите Бога о многострадальной России!
молите Бога о многострадальной России!
Доктор юридических наук, профессор
Михаил Кузнецов,
кандидат юридических наук и кандидат исторических наук
Георгий Шайрян
Михаил Кузнецов,
кандидат юридических наук и кандидат исторических наук
Георгий Шайрян