Добавлено: 14.06.2024

От Почаева до Тихого океана

Жизненный путь выдающегося архиерея-исповедника Вениамина (Новицкого)

В этом году исполняется 20 лет с тех дней, когда в приделе Свято-Введенского собора города Чебоксары были обретены нетленные и благоуханные останки знаменитого подвижника минувшего века — архиепископа Вениамина (Новицкого). Русская Православная Церковь пока не прославила Владыку Вениамина в лике святых. Однако множество свидетельств святости архипастыря, собранных в Чебоксарской епархии, надеемся, станут достаточным основанием для прославления дивного архиерея, которого, без сомнений, Господь уже прославил на Небесах.

Газета «Русь Державная» в своих предыдущих выпусках неоднократно публиковала очерки об архиепископе Вениамине (Новицком). Личность этого выдающегося архипастыря, подвижника и исповедника XX века заслуживает особого внимания, ведь о его подвижнической жизни сегодня пишут и говорят крайне мало.

Имя архиепископа Вениамина (Новицкого) стоит в ряду имен самых выдающихся и высокодуховных подвижников, архиереев Русской Церкви в эпоху гонений безбожной советской власти. Имена этих знаменитых подвижников, духовных братьев и соратников владыки Вениамина для многих известны и глубоко почитаемы. Это такие выдающиеся делатели на ниве Христовой, как святитель Афанасий (Сахаров), митрополит Иосиф (Чернов), митрополит Нестор (Анисимов)… Все они — великие люди одной тяжелой эпохи, прошедшие ссылки и лагеря, составлявшие один круг духовного, молитвенного общения вместе с архиепископом Вениамином (Новицким).

Для нас, ныне живущих, эти люди совсем близки, ведь они жили в одно время с нашими дедушками и бабушками, с нашими родителями. Сегодня Господь даже дарит нам радость воочию общаться с теми, кто близко знал великих подвижников минувшего века.

Митрополит Вениамин (Пушкарь), возглавивший в 1992 году Владивостокскую епархию, — близкий ученик и продолжатель архипастырского дела владыки Вениамина (Новицкого).

Вот как вспоминает о своем духовном наставнике митрополит Вениамин (Пушкарь): «Всю свою жизнь подвижник Христов посвятил тяжелейшей духовной борьбе за чистоту Православной веры, за сохранение ее канонов, за то, чтобы Свет истинного Православия открывался каждому человеку, несмотря ни на какие государственные запреты или лукавство и злобу врагов Церкви. Для меня, как и для тех, кто близко знал Владыку Вениамина, его имя особо дорого. После долгих тяжелейших страданий за веру, которые Владыка прошел в колымских лагерях, в 1958 году решением Синода Русской Православной Церкви он был назначен правящим архиереем на Иркутскую и Читинскую кафедру. Тогда обширная Иркутская и Читинская епархия охватывала почти треть территории СССР — от Байкала до Тихого океана. Владивосток, Приморье тоже находились под духовным окормлением владыки Вениамина. Мне, тогда 20-летнему юноше, прихожанину единственного во Владивостоке храма, владыка дал направление на учебу в Московскую Духовную семинарию. И все годы моего обучения, поддерживал меня духовно и материально. Отправляясь на летние каникулы во Владивосток, я останавливался в Иркутске, у владыки Вениамина, чтобы духовно пообщаться с ним и помочь ему во время богослужений, будучи у него иподиаконом. Незабываемый образ владыки-молитвенника остался в моей памяти. Во время Литургии, держа перед ним Чиновник, я видел, как из его очей лились молитвенные крупные слезинки за тех, о ком он молился. Так бывает с теми, кто в себе имеет большую благодать. А так, говорят, бывало у него всегда во время богослужения, особенно литургического. Большую духовную и жизненную школу прошел наш архиепископ Вениамин (Новицкий). Но он почти не рассказывал о своих страданиях в лагерях, о тяжестях и подвигах служения Церкви в антицерковном государстве. Для всех, кто знал Владыку, он был образцом христианской жизни и христианской любви, одним из немногих в то время примеров твердого стояния в истинной вере Христовой».

Судьба архиепископа Вениамина (Новицкого) нераздельно связана с трагической судьбой русского православного народа. Родившись в 1900 году в семье белорусского священника, Владыка пережил не только катастрофу революции, цареубийства, но и разделения страны по Рижскому мирному договору.

Владыка Вениамин начал путь священнослужителя в Свято-Успенской Почаевской лавре — крупном духовном центре Православия. Там, в Лавре, он становился истинным монахом, раскрывал свои яркие таланты миссионера, богослова, проповедника, педагога и выдающегося руководителя.

В 1941 году, за два месяца до начала Великой Отечественной войны архимандрит Вениамин стал архиереем Русской Православной Церкви. В последующие годы он сыграл значительную роль в церковной жизни на оккупированной Украине. Когда в 1944 году последовал арест украинских архиереев и многих священников, Владыка получил приговор — «15 лет ИТЛ» и был направлен в ссылку на Колыму. Пребывание там затянулось на долгие 12 лет. В?лагере на Колыме во время работ на прииске Владыка получил тяжелейшую травму. Однако это спасло его от неминуемой гибели в адских условиях заключения. Получив в результате серьезной травмы статус инвалида,

Владыка трудился оставшийся срок в медицинских учреждениях Северного управления колымских лагерей. После освобождения Господь призвал его к управлению церковными епархиями в Сибири.

С 1956 года владыка Вениамин стал архиереем в Омске, Тобольске, Тюмени. А с 1958 по 1973 год управлял обширной сибирской областью, включавшей Иркутск, Читу, Якутск, Улан-Удэ, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.

Будучи правящим архиереем Иркутско-Читинской епархии, владыка застал сложный период хрущевских гонений и брежневского застоя. Тогда верующие более всех испытывали на себе идеологический гнет, лживые нападки в СМИ, жестокую борьбу с инакомыслием, насильственное закрытие храмов и репрессивные методы воздействия.

В эти сложные годы подвижник непостыдно, жертвенно исполнял свой архипастырский долг. Он был деятельной активной личностью и в то же время глубоко духовным смиренным человеком. Советская атеистическая власть относила его к представителям группы так называемых «реакционных» архиереев. Достаточно сказать о том, кто являлся близкими друзьями владыки. Это знаменитые и любимые народом иерархи и крупные исторические личности: архиепископ Винницкий Симон (Ивановский), митрополит Нестор (Анисимов), канонизированный ныне исповедник, святой епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), архиепископ Калужский Ермоген (Голубев), архиепископ Новосибирский Павел (Голышев), архиепископ Свердловский Климент (Перестюк). Все это замечательнейшие, уникальные люди, многие из которых прошли десятки лет лагерей, либо были русскими реэмигрантами, приехавшими из Харбина и Парижа.

В довоенную эпоху владыка успел сдружиться с некоторыми представителями русской эмиграции, потому в Русской Православной Церкви Зарубежом все послевоенные годы о нем помнили и молились духовно близкие ему архиереи: архиепископ Леонтий (Филиппович), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), епископ Серафим (Иванов), епископ Андрей (Рымаренко). Из-за границы духовные люди в своих статьях свидетельствовали о Владыке Вениамине, как о носителе «печати Святой Руси» в СССР, как о редком архиерее древнего и истинного христианского духа.

На Украине в народной среде владыку всегда помнили по героическим событиям борьбы православных иерархов с националистическим расколом лжемитрополита Поликарпа (Сикорского) в военные годы.

В Москве его почитало духовенство за мужественную и непреклонную позицию накануне Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 года, когда он выступил за отмену навязанной государством приходской реформы.

В Сибири в 1960–70-х годах он был любимым пастырем и своего рода «знаменитостью» Иркутска. Не каждая епархия имела такого архиерея исповеднического духа.

Он стал отцом и для своей паствы в Чувашии, куда его перевели на служение в 1973 году.

В древних Чебоксарах Господь призвал владыку Вениамина к Себе в селения праведные в 1976 году по Рождестве Христовом. Сохранились удивительные свидетельства современников о том, как через 28 лет после кончины праведника, в 2004 году были обретены его нетленные останки…

Владыка имел большие духовные дары. Многие свидетельствовали о его прозорливости и глубокой слезной молитве, о том, как своей молитвой он лечил физические недуги, избавлял от душевных скорбей. Многим людям Владыка помогал советом, направлял их по верному пути в жизни.

Будучи смиренным, скромным человеком, он одновременно был выдающимся борцом за сохранение и укрепление Церкви.

В своей земной подвижнической жизни владыка соединил всю нашу Русь от Карпат до берегов Камчатки. Всю Русь, страдающую под натиском антихристианских сил. В тех местах, где владыка Вениамин служил, где был правящим архиереем, его почитают особо, считают своим небесным покровителем. Удивительно и, конечно, промыслительно то, что эти места охватывают всю нашу Русскую землю. От Почаева до Владивостока, от Киева до Колымы, от Иркутска до Чебоксар… Архиепископ Вениамин (Новицкий) — один из тех, кого мы с благоговением можем почитать как заступников и покровителей всей земли Русской. Горячо надеемся, что Русская Православная Церковь канонизирует архиепископа Вениамина (Новицкого) в лике святых!

Недавно вышла в свет книга об этом чудесном и удивительном архиерее Русской Церкви. Называется работа «От Почаева до Тихого океана. Жизненный путь выдающегося архиерея-исповедника Вениамина (Новицкого)».

Издание довольно полно раскрывает святой образ владыки Вениамина (Новицкого), одного из самых мощных духовных столпов Русской Церкви в богоборческую эпоху XX века. Автор труда — Романова Владислава Николаевна, специалист по истории Русской Православной Церкви и поместных церквей, кандидат политических наук.

Работа издана Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), близкого ученика и последователя владыки Вениамина (Новицкого).

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»


от 15.09.2024 Раздел: Июнь 2024 Просмотров: 1245
Всего комментариев: 0
avatar