Ни Веры, ни Царя, ни закона – в эту пропасть велеречивыми словами обещаний рая на земле реформаторы России и их зарубежные друзья толкали нашу многострадальную страну. Это многовековое поле битвы за православное царство было и остается сегодня. Цели старые, методы изысканные и беспощадные. И тогда, в начале XX века, Помазанника Божия и Его Венценосную семью решили уже на земле довести до ДНА в псковском железнодорожном ТУПИКЕ, многомесячного скитания с унижениями, практически тюремного заключения с больными детьми и подлого расстрела в ПОДВАЛЕ, зверского расчленения и растворения тел в серной кислоте с родным для убийц-сатанистов запахом серы в урочище Ганиной ЯМЫ. Думали подлые, что справились не только с Царской семьей Русского Императора, который, восходя на Голгофу с Императрицей и пятью невинными детьми, по-христиански прощал своих врагов, мучителей и убийц… Возгордившись, думали, что наконец таки справились с этой страной, величающей себя 500 лет Третьим Римом.
Но Родина наша оставалась и осталась под «Подлинным Покровом у Матери с Божественным Младенцем на руках» – о чем и свидетельствует то, что в день отречения Императора от царского престола в Пскове, 15 марта 1917 года была обретена в храме Вознесения Господня в Коломенском икона Богородицы «Державная». Храм построен царем Василием III, провозгласившим со своим сыном Иваном IV Москву-Россию Третьим Римом.
А 15 марта 1917 года в 21.40 в Императорском вагоне, загнанного в тупик железнодорожной станции Пскова, состоялось насильственное отречение от Российского Царского Престола Божиею поспешествующего милостию Николая Второго, Императора Всероссийского, Московского, Киевского, Новгородского; царя Казанского, царя Астраханского, царя Польского, царя Сибирского, царя Херсонеса Таврического, царя Грузинского; государя Псковского и великого князя Смоленского, Литовского, Волынского, Подольского и Финляндского, князя Эстляндского, Лифляндского, Курляндского и Семигальского, Самогитского, Белостокского, Корельского, Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных; государя и великого князя Новагорода низовския земли, Черниговского, Рязанского, Полотского, Ростовского, Ярославского, Белоозерского, Удорского, Обдорского, Кондийского, Витебского, Мстиславского, и всея северной страны повелителя; государя Иверского, Карталинского, Кабардинской земли и области Арменския; Черкасских и горских князей и иных наследного государя и обладателя; государя туркестанского, наследника Норвежского, герцога Шлезвиг-Голштейнского, Стормарнского, Дитмарсенского и Ольденбургского и прочая, и прочая, и прочая.
15 марта 1917 года в 21.40 от Императора Николая заговорщики генерал Н.В. Рузский, представители Государственной думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин получили насильственно подписанный акт об отречении от Престола. И стал в раздуваемой революционным пожаром России Император Николай II просто гражданином Романовым Николаем Александровичем. Под стражей и конвоем. И никто в государстве: ни Дума, ни Правительство – даже не удосужились хотя бы формально признать законность АКТА. Ограничились публикацией в газетах. Ограничились криком в прессе: «Король умер! Да здравствует новый король – «Спаситель Отечества», «Пророк и гений революции», «Народный вождь», «Львиное сердце» – Председатель Временного Правительства А.М. Керенский!» Который на поверку поступал в роковые часы страны как тот, кем был – присяжным поверенным, т.е. служил тем, кто платил. И жил, где платили.
Мой дед Михайлов Матвей Степанович, из крестьян села Фатуевки Пензенской губернии, герой Первой мировой войны, призванный за воинскую доблесть и физические данные (рост как у Императора 176 см, темные волосы и голубые глаза) в Гвардию Его Императорского Величества, рассказывал своим детям через много лет: «Сначала мы охраняли Царя, а потом гражданина Романова. Мужественный человек. Железный».
Все, что произошло в те часы в древнем Пскове, на городском вокзале, те часы и минуты ночи с 14 на 15 марта, особенно после визита Иуды – генерала Рузского – так напоминает то, что происходило 2000 лет тому назад в Гефсиманском саду. Помазанник Божий Император Российской империи, распростершейся от океана до океана, накануне решающих судьбу мира и страны и сражений, остался ОДИН, как и Спаситель, в ту страшную ночь предательства. Невозможно представить, что пережил наш Император, начертавший в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман». Позже, в ссылке, посещавшему Царскую семью лечащему врачу Цесаревича В.Н. Деревянко, Он сказал: «Бог не оставляет меня. Он дает мне силы простить всех моих врагов и мучителей».
Русский Царь, любивший свой народ, простой в обращении, с врожденным достоинством, который ни на минуту не забывал кто ОН, мистически относившийся к Своему Долгу, принял свою Чашу и без страха начал Свое восхождение на Голгофу.
Предавшие его испытали на себе, что есть Суд Божий.
Жизнь генерала Рузского прервалась 1 ноября 1918 г. на кладбище в Пятигорске, в яме, которую вырыли сами приговоренные; его лично своим большим черкесским кинжалом пятью ударами убил член Кубанской Чрезвычайки Г. Атарбеков.
Отречение Императора Николая II свершилось в Пскове. Отсюда, из Спасо-Елеазаровского монастыря в 1505 г. посланиями старца Филофея к вступившему на престол Василию III было провозглашено духовное восприемство от Византии Россией ответственности как мирового центра Православия. Он был сыном великого Московского князя Ивана III и византийской царевны Софии Палеолог.
Спасо-Елеазаровский монастырь – особая древняя святыня. Многие века насельники обители, основанной последователем прп. Сергия Радонежского монахом Евфросином (в схиме Елеазаром), по твердости веры и аскетизму назывались «железными». В Спасо-Елеазаровский монастырь Константинопольским Патриархом Игнатием IV после падения Царьграда в 1453 году была передана чудотворная икона Богородицы Цареградская, которая по Святоотеческому Преданию, пребывает в стране-центре Православия.
Как писал В.О. Ключевский, «брак Иоанна III с Софией получил значение политической демонстрации, которой заявляли всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву, как новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом». Москва становится преемницей Константинополя в полном смысле. Это подчеркивается и переходом герба Византии, двухглавого орла, на Русь.
Прибыла в Россию византийская царевна невеста Великого князя Московского Ивана III София Палеолог через Псковскую землю, где ее на границе в устье реки Омовже (ныне Эмбахо, Эстония), впадающей в Чудское озеро, встретили псковские бояре и посадские люди. Переправившись через озеро, Посольство двинулось по дороге в Псков и не могло не посетить Елеазаровский монастырь, где пребывала главная святыня Византии – чудотворная икона Богородицы «Цареградская», написанная апостолом Лукой.
Преемственность Россией религиозных и политических задач Византийской империи, была законодательно утверждена Стоглавым Собором при царе Иоанне IV Грозном, внуком Ивана III и Софии Палеолог, в 1551 году и никем не отменялась до сих пор. Это абсолютно понималось Императором Николаем II. И во время Первой мировой войны Россия стремилась освободить Константинополь и проливы от «агарян». О чем открыто заявила своим союзникам Франции и Англии через послов в России еще в ноябре 1915 года. Посол Великобритании в России – сэр Джорж Уильям Бьюкенен активно поддерживал революционеров всех мастей в России. Посол Франции в России – Жорж Морис Палеолог. Историческая ирония. София Палеолог была символом России как Третьего Рима; Морис Палеолог – французский дипломат, сын румынского революционера – был ярым противником России и сделал для русской революции 1917 года все возможное, чтобы уничтожить монархию.
Итак, 17 ноября 1915 года послы Франции и Великобритании получают секретный циркуляр через министра иностранных дел России С.Д. Сазонова, в котором в частности говорится: «Ход последних событий открыл, что вопрос о Константинополе и проливах должен быть окончательно решен сообразно вековым стремлениям России».
Русские дипломаты забыли, что Константинополь и проливы, Святая Земля всегда были среди специальных интересов этих стран. Из-за этих интересов собственно была Крымская война 1853-1856 годов. Даже школьники знают, что англичане не позволили в русско-турецкой вой-не 1877-1878 годов еще в начале января 1878 года взять Константинополь и проливы нашим доблестным войскам, которые были у них на ладони после блестящей победы под Адрианополем.
Так и по итогам Первой мировой вой-ны, Англии и Франции досталось всё, к чему стремилась Россия, втянутая ими в революционную катастрофу. Итак, Англия среди прочего аннексировала Ирак, Трансиорданию, Палестину; Франция – Сирию и Ливан, проливы были демилитаризированы. Четыре империи пали. Российская империя среди них. Мое глубокое убеждение, что твердость и неизменность России и ее Императора к вековым внешнеполитическим устремлениям – Константинополю – вызвало консолидацию всех антироссийских сил по устранению Николая II и его империи с поля нового передела мира.
Одной из важнейших причин переворота и устранение Царя Николая II также надо считать стремление и труды Его Величества по восстановлению равновеликого по значению с царствованием в устроении русского государства и его жизнеспособности – Патриаршества, уничтоженного Петром I.
Вернувшись из Европы в 1698 году, Петр I начал активно перестраивать государство, в основу которого хотел заложить иноземные начала. Он понимал, что он не достигнет цели, имея пусть не рядом, а за своей спиной Патриарха, второго лица в православном царстве – вторую голову равнозначную для двуглавого орла. Да если бы еще Патриарх Адриан при своей болезненности был посговорчивее! А то одной ногой в могиле, старец старцем, а тверд, как камень. Он был единственным, кто из окружения Петра, пришел увещевать царя, погрязшего не только в пьянстве и разгуле, но и жесточайших пытках и казнях сотен и тысяч стрельцов, их семей, жен, детей, даже монахинь.
Молодой преобразователь России стремился сократить влияние Церкви и её Главы на жизнь русского народа. Все по западному манеру.
Петр не решился уничтожить Патриарха Адриана, но после его смерти в 1700 году членам Синода, пришедшим с просьбой провести Собор, чтобы избрать нового Патриарха, схватив нож, с бешенством воткнув его в стол, сказал, показывая на него: «Вот вам патриарх!». С 1721 года начался Синодальный период, где Император объявлялся верховным защитником и правителем догматов господствующей веры. Патриарха больше не было и Церковные Соборы не проводились долгих двести двадцать семь лет.
Заморские советчики Петра прекрасно понимали, насколько Русское православное царство создавалось как симфония государственной и церковной власти. Символом этого соединства–симфонии в России и был ее герб – Двуглавый орел.
Они знали, насколько нуждается русский человек в подкреплении истинной веры в лице Патриарха.
Петр I и его учителя пытались вздыбить Русь, а новая Империя без Патриарха не крепла, а постепенно теряла силы; их хватило на два века. оследним ударом по ней было уничтожение самодержавия. Без Патриарха и Царя России нет.
Но Господь поругаем не бывает. Последний царь Российский Николай II 17 апреля 1905 года издал «Указ об укреплении начал вероисповеданий». 16 апреля 1906 года Император учредил Предсоборное Присутствие, которое должно было подготовить Поместный Собор.
Понадобилось почти 11 лет на подготовку Поместного Собора Русской Православной Церкви, где 18 ноября 1917 года был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Спустя 217 лет после уничтожения Патриаршества. Россия была спасена.
Изучая материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, судьбы его участников, историю Московского епархиального дома, где проходили практически все заседания, я была поражена той жестокости, с которой уничтожали участников Поместного Собора, ведь среди них было более 250 человек светских, мирян. Об этом я сказала своему духовнику схиархимандриту Власию. Старец сказал: «Их, участников Собора, восстановившего Патриаршество, должны были всех уничтожить. Кого только смогли найти – умучивали. Должны были всех».
Избранный Патриарх Тихон (Беллавин) родился на Псковщине, получил образование также на этой благословенной древнерусской земле. Из старинного священнического рода. С детства был очень добродушным, кротким и богобоязненным. Его товарищи по Псковской семинарии называли шутливо «Архиереем». Стал первым после восстановления Патриархом. Труды и служение понес тяжелейшие.
Большое внимание уделял иконе Богородице «Державная» после ее обретения, особо подчеркивал её миссию как Спасительницы России. По его благословению она получила широкую известность. Посещала приходы и монастыри. Организовывались постоянно крестные ходы с этой святыней. Известен крестный ход из Коломенского к Храму Христа Спасителя, который был повторен через 90 лет – в 2008 году многотысячным шествием участников программы «Под Звездой Богородицы». Патриарх Тихон принимал самое активное участие в создании Акафиста Пресвятой Богородице «Державная».
В Гефсимании до сих пор хранится тот камень, на котором Сам Господь, оставленный и преданный даже своими учениками, молился и вопиял. Там, на Псковщине, на станции Дно немым укором стоит другой памятник – памятник доблестным революционным железнодорожникам – паровоз, который привез Царский поезд из Главной Ставки на станцию Дно, а потом в Псков.
Но теперь вот уже 10 лет напротив этого стоящего в тупике паровоза с памятной табличкой стоит пятиметровый православный крест, установленный по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия участниками крестного хода Коломенское-Дно-Псков-Елеазарово-Коломенское в 2007 году. Но «умом Россию не понять»… При установке этого креста тоже произошло… чудо. Помолясь, участники крестного хода, жители Дна, Пскова, Питера, священство и монашествующие от храма архистратига Михаила со святынями и хоругвями двинулись в сторону вокзала, к месту установки памятного креста. Но крест… забыли. Он тяжелый пятиметровый крест остался лежать на паперти храма. Одной из последних выходящих из храма была участница крестного хода Валентина Алексеевна Ланцева, которая и увидела, что крестоходы забыли главное – ПОКАЯННЫЙ КРЕСТ. Она не могла связаться с уходящей вдаль колонной. Все воодушевленные событием уходили, вопияше «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».
И как спасение и помощь Божию, она восприняла группу детей-подростков, которые проходили возле храма. Она обратилась к детям за помощью. Ребята не отказались, позвали еще. И мальчишки понесли Покаянный крест. Как вспоминает В.А. Ланцева: «Они, эти хрупкие мальчики, взвалили этот не просто тяжелый – тяжелейший деревянный пятиметровый крест и понесли. И казалось, что Сам Господь и Царственный страстотерпец Николай им помогали – крест словно сам двигался, а ребята его поддерживали». Это продолжалось до места установки.
Взрослые, сосредоточенные на молитве и важности события, даже не заметили, что произошло. А с прибытием детей и Креста, дружно принялись его устанавливать. Так сейчас на станции Дно рядом стоит Крест и паровоз Царского поезда. Во время установки этого креста замироточили икона Богородицы «Державная» и икона-фотография страстотерпца императора Николая, на которой он смотрит на нас из вагона поезда на станции Дно.
Дети подняли и принесли тот крест, который принял и понес наш Император в те роковые дни.
И вот прошло десять лет. Столетие отречения Императора и столетие обретения иконы Богоматери «Державная». В эти дни царская вотчина Коломенское, Москва-Третий Рим и западный нерушимый форпост Псков, да и сама Россия подарила нам, как Божию милость, необычно теплую, солнечную и радостную погоду.
12 марта после Литургии и молебна пред Державной иконой участники Крестного хода Коломенское – Творожковский Свято-Троицкий монастырь Псковской митрополии – Станция Дно – Псков – Спасо-Елеазаровский Псковский монастырь – Коломенское прошли от Казанского храма до храма Вознесения Господня, где в подклети храма святыня была обретена.
Эти священные минуты трудно забыть. Невозможно. Промыслом Божиим православным царем Московским и всея Руси Василием III был заложен и построен сей чудный белый храм, который стал символом Москвы как Третьего Рима и Вознесения чрез крестоношение России, символом её Преображения и великого Возрождения.
В солнце, в голубизне неба и окружающей реки, в пробивающейся зелененькой травке и черных набухших и готовых к рождению ветках деревьев стоял этот дивный храм, наполненный Божией благодатию, которая, разливаясь, пронзала все и наполняла всех радостным спокойствием, что можно было сравнить, разве, с блаженством Причастия.
Наш небольшой автобус с участниками и святынями провожала солнечная воскресная Москва. Мы проезжали мимо храмов и монастырей Первопрестольной. Проводил, благословляя, и Храм Христа Спасителя.
Вспомнился крестный ход, посвященный 90-летию отречения Императора Николая и 90-летию обретения иконы «Державной»: Коломенское – Дно- Псков – Елеазарово-Коломенское. Тогда он был, как мы надеялись, преддверием большой Духовно-просветительной программы «Под Звездой Богородицы». Мы очень переживали: была проведена огромная подготовительная работа, а благословения из Патриархии все не было и не было. И вот после завершения крестного хода на Псковщину, где на станции Дно замироточили иконы Царя-страстотерпца Николая и Богородицы «Державная», которую в Коломенском 15 марта 2007 года от организаторов программы «Под Звездой Богородицы» главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский вручил Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, мы буквально через день получили благословение на ее проведение.
Главной святыней каждого из восьми крестных ходов являлся святой образ иконы Богородицы «Державная». Все крестные ходы: из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на-Дону, Иерусалима (Севастополя), Афона (Одессы), Санкт-Петербурга, Архангельска – стали как бы лучами Звезды Пресвятой Богородицы. Божиим промыслом все ходы должны были прийти 8 июня 2008 года в Москву, к кафедральному собору Русской Православной Церкви – Храму Христа Спасителя, в праздник 125-летия его освящения.
Не менее удивительным было и то, что самый длинный крестный ход Владивосток-Москва практически начался в Москве, как продолжение торжества воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей, которое состоялось в Храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.
14 марта 2017 года, на станции Дно Псковской области состоялось освящение закладки храма Царственных Страстотерпцев. Это произошло день в день через 100 лет после остановки здесь Царского поезда и начала Голгофы Царственной семьи. На станции этого небольшого города, но очень важного железнодорожного узла Северо-Запада России собрались тысячи людей. Освящение будущего храма в строгом византийском стиле назначено на 17 июля 2018 года, в день мученической кончины членов Царской семьи. Глубокое пламенное и мудрое слово сказал пастве митрополит Псковский и Порховский Евсевий. Особо он отметил, что «Царь Николай II был настоящим любящим отцом своего народа и любящим папой своим детям».
Братья и сестры. Мы с вами часть народа, ради которого наш Православный Царь взошел на Голгофу, давайте попросим владыку Евсевия благословить строительство храма Царственных Страстотерпцев на станции Дно как народную стройку. Каждый из нас хотел бы внести свою посильную лепту в строительство этого храма. И наша любимая газета «Русь Державная» будет освещать это великое народное дело.
Недалеко от будущего храма, с другой стороны вокзала, где останавливаются поезда, идущие в Москву и из Москвы, стоит паровоз, обозначенный как памятник революционным железнодорожникам. Надо вернуть ему истинное название – на нем наш великий царь начал путь в Бессмертие. Рядом с ним стоит Поклонный крест, принесенный детьми нашими и Его.
Виктория Медунина
Фоторепортажи
Александра Зверева
Фоторепортажи
Александра Зверева
Крест нашего покаяния
Дети несли крест... Он был огромных размеров и очень тяжелый – этот покаянный крест, который в считанные часы привезли и собрали из добротной северной сосны молодые православные парни из Великого Новгорода.
Из храма Архангела Михаила Крестный ход шел на станцию Дно, где 90 лет тому назад началось загадочное и до конца еще не осознанное нами событие – отречение императора Николая II от власти.
В память об этом и пришел сюда Крестный ход из далекого Коломенского, где в этот же день 2/15 марта 1917 года была обретена икона Божией Матери Державная. В руках у восседающей на троне Царицы Небесной – скипетр и держава, символы царской власти.
Православный народ еще девять десятилетий тому назад связал воедино эти два события: чудесное явление иконы Державной Божией Матери в храме Вознесения Господня в селе Коломенском и трагическое отречение от Престола нашего Государя.
Матерь Божия Державная приняла из рук Императора Всероссийского символы монаршей власти, и только Она, и никто другой, царствует с тех пор в многострадальной стране нашей и управляет нашим народом.
Духовную ниточку нашей слабой, неокрепшей покаянной молитвы и принес из Москвы на станцию Дно Крестный ход, организованный фондом «Андреевский флаг» и редакцией газеты «Русь Державная».
На всем пути к станции к торжественному шествию присоединялись местные жители, ход набирал силу... Яркое весеннее солнце высвечивало у многих на глазах слезы. Наверное, в тот момент вряд ли кто из участников хода смог бы объяснить, почему это происходило.
На крохотном клочке земли между рельсами железной дороги лопаты вгрызались в тяжелый каменистый грунт... И через несколько минут под торжественные песнопения сотен православных людей взметнулся на четырехметровую высоту белый крест. На перекрестии кто-то успел надежно прикрепить икону Царственных Страстотерпцев и икону Матери Божией Державной.
Этот крест нашего покаяния принесли сюда, возможно, внуки и правнуки тех, кто в те далекие годы своим молчаливым попустительством отдал нашего Царя на растерзание. Да, именно дети и внуки искупают сегодня грехи своих родителей.
В руках у одного из участников Крестного хода, который стоял рядом с Крестом, я увидел самодельную иконку. На ней наш Император грустно смотрел на нас из окна вагона. Руки его были закованы в кандалы. И внезапно из правого глаза Государя истекла тонкая, почти незаметная издалека слеза... Она струилась прямо из стекла иконы и тонкой нитью стекала по нему. Это чудо увидели все, кто пришел сюда в этот памятный день. Замироточили, покрылись живительным миром и две иконы Державной Божией Матери, которые мы привезли из Москвы после молебна у чудотворного образа в Казанском храме в Коломенском.
Этот чудесный день, я думаю, навсегда останется в памяти многих людей. «Вы принесли нам вторую Пасху!» – сказал один из местных священников.
Крестный ход «Коломенское – станция Дно – Псков – Коломенское» проходил на крестопоклонной неделе Великого Поста накануне празднования 90-летия чудесного обретения иконы Державной Божией Матери. Юбилейную литургию служил наш Святейший Патриарх. Те, кому посчастливилось побывать в этот день в Коломенском, уверен, навсегда запомнят его слова: «...Обретением Державного образа Матери Божией Господь явил и являет Свою милость нашему Отечеству. Сегодня мы молились о том, чтобы Царица Небесная укрепила нас в вере своим предстательством перед Престолом Божиим, чтобы избавила наш народ и Отечество от междоусобной брани, чтобы народ в согласии созидал свое будущее, будущее страны и Церкви Христовой...»
По окончании литургии мне было поручено вручить от имени участников Крестного хода Его Святейшеству икону Державной Божией Матери, которая прошла с нами весь этот трудный крестный путь. Когда я снял с аналоя лежащую на алом бархате икону, то увидел, что она вновь мироточит. Святейший Патриарх бережно принял Державный образ.
...События этих дней поистине незабываемы. Многое мы, наверное, не в силах сейчас объяснить. Очевидно одно: совершается на святой русской земле покаянная молитва, просыпаются от многолетнего сна наши люди.
Я уверен, что дети, которые несли тяжелый покаянный крест на станцию Дно, вырастут честными, верующими людьми и отмолят наши тяжкие грехи перед Богом, поскольку другого пути у нас нет...
Андрей Печерский,
«Русь Державная». 2007 год. №4
«Русь Державная». 2007 год. №4
Храм Помазаннику Божиему
Вспоминая Крестный ход, радуюсь вместе с вами, что слезы Государевы коснулись окаменевших сердец наших. И пусть делом нашего общего Покаяния будет возведенный Народом Храм Помазаннику Божиему, и Сам Господь вернется к нам как желанный Совершитель и Устроитель жизни нашей.
Священник Борис Журавский,
участник Крестного хода 2007 года
участник Крестного хода 2007 года