Добавлено:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

Глубокоуважаемый господин Президент!

 К Вам обращаются деятели отечественной культуры, науки и представители российской общественности, обеспокоенные тревожным положением, сложившимся в области русского искусства и культуры. Угрожающие обстоятельства требуют незамедлительного совместного заступничества, государственной помощи в спасении созидаемого веками национального достояния и действенной заботы о духовном здоровье нашего народа. Побудительным мотивом написания этого обращения к Вам стало известие (см. «Литературную газету» от 28 апреля 2004 года) о готовящемся смещении с поста художественного руководителя и главного дирижера Академической Капеллы Санкт-Петербурга выдающегося музыканта современности народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России, профессора Владислава Александровича Чернушенко и о предполагаемой реорганизации Капеллы под благовидным предлогом слияния концертных учреждений. Позволим себе напомнить, что речь идет об уникальном, единственном в мире музыкальном образовании – историческом памятнике, который по своей значимости может сравниться разве что с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве или Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Хор Капеллы имеет более чем 500-летнюю историю: он был основан в 1479 году в Москве по Указу царя Ивана III как хор государевых певчих дьяков, а затем в 1703 году был переведен в Петербург – новую столицу Российского государства.
 К величайшему сожалению, это не первый опыт неумелого и бездумного укрупнения музыкально-творческих организаций. Жертвой повсеместной «глобализации», охватившей сферы культуры и СМИ, уже стало музыкальное радио «Орфей» (единственный в стране канал классической музыки), утратившее свой государственный статус, низведенное до уровня редакции, состав сотрудников которой последовательно сокращается, при этом с понижением реальной заработной платы. Кроме того, от радио «Орфей» отделены создаваемая годами фонотека, студия фонозаписи, а для вещания, время которого уже значительно сокращалось, предоставлен качественно несоответствующий классической музыке частотный диапазон, тогда как именно отношение к классической музыке является своеобразным мерилом нравственного состояния общества, могущества государства и его стабильности. В развитых странах Европы и Америки (на которые нынче в России так модно ориентироваться) радио- и телеканалы классической музыки исчисляются десятками, тогда как у нас в стране единственный музыкально-просветительский канал даже не всегда прослушивается в столице. А ведь еще живы в памяти времена, когда в любом доме, из каждой бытовой радиоточки можно было услышать шедевры мировой классики: симфонии Бетховена, Чайковского и Шостаковича, концерты Моцарта и Рахманинова, оперы Глинки и Верди… Уже выросло «потерянное поколение» молодых людей, которые никогда не слышали музыки Баха, Мусоргского и Свиридова.
 К сожалению, приверженцы рыночных отношений в культуре не желают понять, что целомудренное музыкальное искусство не может, подобно бесстыдному шоу-бизнесу, задирать подол и этим зарабатывать на пропитание, как не должно унизительно просить с вечно протянутой рукой подаяние у попечителей и властей. Многочисленные статьи в прессе в защиту радиостанции «Орфей» остаются без внимания Правительства, Президентского совета и Государственной Думы, а коллективные письма на имя Президента, не дойдя до адресата, возвращаются на стол к тем, кто принимал решение о так называемой реструктуризации. Теперь очередь сомнительных реорганизаций дошла до Академической Капеллы Санкт-Петербурга, влачащей жалкое существование и финансируемой из городского бюджета. Достаточно вспомнить имена композиторов и музыкальных деятелей, которые были связаны с историей Капеллы, чтобы стало ясно, что Певческая Капелла – это не только старинный музыкальный символ Санкт-Петербурга, но и воистину наше историческое российское национальное достояние. С Капеллой в разные времена были связаны: Д. С. Бортнянский, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский, С. В. Смоленский, А. К. Глазунов, Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, видные хоровые дирижеры – М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников и другие. В этом году исполняется 30 лет как Певческую Капеллу Санкт-Петербурга возглавляет выдающийся дирижер современности Владислав Чернушенко, под руководством которого Капелла заслуженно снискала мировую славу и стала гордостью хорового искусства России.
 Готовящиеся преобразования выглядят чудовищными и с творческой и с чисто человеческой точек зрения (в данное время Владислав Чернушенко находится на излечении после перенесенной операции на сердце). Еще не зажила в памяти общественности кровоточащая рана, нанесенная русскому музыкальному искусству в связи с отстранением от дирижерского пульта Государственного оркестра России великого русского дирижера Евгения Светланова, чей преждевременный уход из жизни несомненно был ускорен этим необдуманным решением.
 В связи с происшедшими в последнее время изменениями в кадровой политике (по всей вертикали власти) весьма настораживают тенденциозные назначения на ответственные посты в области культуры и привлечения в советники лиц, представляющих преимущественно так называемую «массовую культуру», «индустрию развлечений» и шоу-бизнес. Трудно предположить, что артисты, чьи личные интересы в прошлом, настоящем и будущем связаны с утверждением на эстраде и в СМИ «легкого жанра» смогут достойно, с глубоким пониманием, осознанием всей возложенной на них ответственности ведать на государственном уровне отечественной культурой и указывать пути развития национального искусства. Отсутствие надлежащей государственной политики в области культуры, снятие элементарной цензуры (под страхом обвинения в советском атавизме), привели к тому, что в средствах массовой информации настойчиво героизируются как имеющие заслуги перед Отечеством эстрадные исполнители, проповедующие «искусство подворотни» и «лагерную уголовную лирику»; жаргон и манеры девиц легкого поведения и бандитов внедряются теле- и радиопродукцией в сознание как языковая норма и образец для подражания. На этом фоне вполне логична и даже закономерной кажется авторская программа «культурная революция» на телеканале «Культура» бывшего министра культуры М. Е. Швыдкого, где он, глумясь над высшими жизненными понятиями, такими как совесть, честь, любовь и Родина, задает «философские» вопросы: возможно ли мыслить русский язык без мата, а искусство без секса, и отвечает отрицательно. Приблатненность, пошлость, эстетизируемое уродство и разврат торжествуют, словно настало их время и им отныне дана неограниченная никакими этическими нормами и законами беспредельная свобода. То, что на протяжении веков было чуждо возвышенному искусству и именовалось растлением, одобряется и материально поощряется в крупных размерах, тогда как истинная культура и ее бескорыстные подвижники испытывают крайнюю нужду, а бесценное национальное достояние зачастую обречено на распродажу и ликвидацию.
 Деятели культуры и российская общественность со вздохом облегчения и большими надеждами приветствовали назначение на пост министра культуры и массовых коммуникаций Александра Сергеевича Соколова, чья позиция, высказанная в прессе, заслуживает уважения, как и деятельность на посту ректора Московской консерватории. При этом не может остаться незамеченным и вызывает недоумение тот факт, что бывший министр культуры России М. Е. Швыдкой, скандально известный как ярый правозащитник государственных интересов Германии (!) в вопросах реституции, остался у руля отечественной культуры, будучи, по существу, переведен в теневое управление.
 Естественно полагать, что люди, не радеющие о благе национальной культуры и нанесшие ей значительный ущерб, не имеют морального права продолжать руководство. Трудно представить возможность плодотворного союза М. Е. Швыдкого, о разрушительной деятельности которого многократно говорилось на общественных съездах и сборах, с созидательными намерениями нового правительства.
 Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, это письмо продиктовано настоятельным стремлением прервать пагубную для России направленность в области государственной культурной политики и изменить ее в сторону нравственного оздоровления общества, сохранения и защиты истинных культурных ценностей.
 Исходя из вышеизложенного мы просим Вас оказать государственную поддержку в виде президентских грантов на реставрацию исторического здания Капеллы, содержание Певческой Капеллы Санкт-Петербурга под управлением н. а. СССР В. А. Чернушенко, а также на деятельность музыкальной радиостанции «Орфей». Мы полагаем, что эти творческие организации по праву должны обрести на государственном уровне официальный статус национального достояния. Для этого Певческая Капелла Санкт-Петербурга должна быть в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций, а не в городском подчинении, как и радио «Орфей» не может быть зависимым придатком Музыкального центра, состоящего из нескольких хоров и оркестров.
 Мы надеемся, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, что Вы отнесетесь к нашему письму с пониманием того, что вопросы культуры никогда не могут быть в такой великой стране как Россия второстепенными. С раскультуренным народом, утратившим свои национальные корни, невозможно провести спасительную экономическую реформу и возродить Россию в ее былой славе и мощи.
С почтением

Подписи (должность и звание приведены не полностью)

Ирина Архипова, н.а. СССР Президент международного Союза музыкальных деятелей;

Николай Бурляев, н.а. России Президент международных кино- и театральных форумов «Золотой витязь»;

Валерий Ганичев, Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, Председатель правления СП России;

Вячеслав Клыков, н.х. России, скульптор, президент «Славянского фонда»;

Владимир Крупин, писатель, секретарь правления СП России;

Виктор Мержанов, н.а. СССР, Президент Рахманиновского общества;

Михаил Никешичев, Председатель музыкального Танеевского общества;

Георгий Поляченко, худ. рук. Международных фестивалей православной музыки;

Валентин Распутин, Лауреат Президентской премии 2004 г. и государственных премий, писатель;

Михаил Сапонов, профессор МГК;

Игорь Шафаревич, академик РАН;

Савва Ямщиков, академик РАЕН, заслуженный деятель искусств России

P.S. Нам стало известно, что от видных музыкальных деятелей Санкт-Петербурга на имя Президента РФ также отправлено письмо в поддержку В. А. Чернушенко и Академической Певческой Капеллы Санкт-Петербурга

от 20.09.2020 Раздел: Июнь 2004 Просмотров: 329
Всего комментариев: 0
avatar