15 декабря в поселке Саблино Ленинградской области в Центре православной культуры при храме святителя Николая состоялась Военно-историческая конференция, посвященная памяти героя обороны Порт-Артура в Русско-японской войне 1904-1905 гг. генерал-лейтенанта Романа Исидоровича Кондратенко (по случаю 150-летия со дня рождения и 103-й годовщины со дня его героической гибели). В настоящее время в отдел по канонизации Санкт-Петербургской епархии подано прошение о причислении воина Романа к лику святых.
Вел конференцию капитан 2-го ранга О. Д. Грехов. Открывая форум, он привел слова командующего Тихоокеанским флотом, вице-адмирала С. О. Макарова, который как-то сказал генералу Кондратенко: «Я скоро перестану здесь с кем-либо говорить, кроме Вас. Какого вопроса ни коснись, все упирается в Кондратенко. Жаль, что вы не моряк». Показательно, по словам Грехова, и высказывание из дневника офицера, участвующего в обороне Порт-Артура: «Мы знали, что Порт-Артур держится исключительно одним Кондратенко… Так и свершилось. Смерть Кондратенко была гибелью Порт-Артура».
Протоиерей Геннадий Беловолов выступил с докладом «Явление Порт-Артурской иконы Божией Матери». Священник отметил, что ни одно значительное историческое событие в истории России не обходилось без помощи и покрова Матери Божией. «История России — это, по сути, история славы Матери Божией. По ее иконам можно изучать историю России, или, наоборот, по истории России можно изучать иконы Пречистой Божией Матери. Мы не можем представить Куликовскую битву без Донской иконы Божией Матери, как невозможно представить спасение и защиту Москвы от многих нашествий татаро-монгол без Владимирской иконы Божией Матери, освобождение Москвы от поляков без Казанской иконы Божией Матери. Наконец, Русско-японская война для нас, православных людей, также неразрывно соединилась с прославлением иконы Божией Матери — Порт-Артурской. К сожалению, будучи широко почитаемым образом, которому посвящен тропарь, акафист и дни празднования, он до сих пор не внесен в официальный список чудотворных икон. Хотя этот образ имеет более чем 100-летнюю историю, тем не менее следует признать, пока что наш календарь отстает от живого народного почитания.
Эта икона явилась в декабре 1903 года простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла матросу, что будет война и что она поможет русскому воинству, если будет написан ее образ и принесен в город Порт-Артур. Он поехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении. Старцы молились, чтобы узнать от Бога явление сие или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением. Матерь Божия явилась держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала первым русским знаменем, символом русской симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводе Русской земли».
К сожалению, Божия Матерь не смогла защитить своим омофором Русскую землю. «В Киеве после того, как стало известно о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери, был создан совет, который собрал пожертвования на написание образа. 28 марта 1904 г. икона была доставлена в Петербург. Именно с этого момента начинаются события, которые иначе как искушением не назовешь. В Петербурге икону встретили восторженно, но на Дальний Восток отправлять не спешили. А тем временем погиб крейсер «Петропавловск» и на нем вице-адмирал С. О. Макаров. Возможно, смерть Макарова стала предупреждением о том, что эта икона написана не для Петербурга, а для Порт-Артура. Наконец, в мае икона прибыла во Владивосток, где была помещена в доме адмирала Скрыдлова, который не придавал ей большого значения. Только 2 августа по требованию верующих икона была перенесена в Кафедральный Успенский собор Владивостока, но время уже было потеряно. Как ждали в Порт-Артуре эту икону, как ждал ее лично генерал Кондратенко! Сейчас мы задаемся вопросом, почему Господь не поспособствовал победе русского оружия? Возможно, потому, что не была проявлена наша верность Матери Божией. Стяг, который подняла Матерь Божия на этой иконе, не был подхвачен. Поэтому Господь и допустил наше поражение, чтобы мы поняли, что без помощи Божией, без Покрова Божией Матери мы бессильны».
Затем с докладом «Имперская политика России на Дальнем Востоке. Причины Русско-японской войны 1904-1905 гг.» выступил преподаватель русской истории православной школы пос. Саблино, капитан 2-го ранга запаса, к. т. н. Г. И. Лямин. Он рассказал о предыстории Русско-японской войны, о ее причинах и духовном смысле. Военные историки давно заметили, что для России любая война становится духовной бранью. «Стремление англосаксов и американцев к мировой гегемонии, использовавших Японию в своих целях, воспринималось в тогдашней России как попытка построить царство антихриста. Поэтому русские воевали, чтобы отодвинуть конец истории, отдалить приход антихриста», — считает военный историк.