Перечитывая эту свою статью, я искренне удивился, как быстро бежит время. Мне всегда казалось, что описываемые события происходили совсем недавно, чуть ли не в прошлом году. Хотя с тех пор прошло уже девять лет, как она была написана.
Эта поездка на Святую Гору Афон — уже не первая в моей жизни, но, пожалуй, самая важная и памятная. Конечно же, первое соприкосновение с этой великой святыней навсегда останется в сердце. Оно изумляло и преображало сознание, и жить вдали от этих райских обителей становилось очень грустно. Но всегда в глубине души я надеялся хотя бы на краткое время вновь прикоснуться к этому загадочному миру постоянной молитвы.
Страстной Четверг в монастыре. Чтение Страстных Евангелий. Притом, в отличие от наших приходских храмов, это действительно великий труд и великое таинство, которое продолжается практически всю ночь, до раннего утра.
Время на Афоне пролетает незаметно. Одна служба сменяется другой, краткий отдых, и вновь колокольчик в архондарике (гостинице для паломников) призывает в храм на молитву.
И вот она, Великая Суббота — вершина великопостных богослужений. Вся атмосфера в храме уже как бы пропитана ожиданием Пасхального торжества.
По окончании полунощницы, незадолго до полуночи, монахи раздают всем присутствующим свечи. Идет приготовление к Крестному ходу вокруг храма с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» Я очень люблю пасхальный крестный ход. Уже многие годы я участвую в нем в нашем сельском Троицком храме. Мне доверяется нести запрестольный крест. И волнующие слова «Воскресение Твое, Христе Спасе» всегда невольно прошибают слезой.
А на Афоне Крестный ход сопровождается особым погребальным звоном. Мы идем вокруг храма, небо усыпано звездами, ни малейшего дуновения ветра, и свечи безпрепятственно горят у монахов и паломников. В какой-то момент ко мне внезапно приходит ощущение, что мы действительно хороним Самого Господа Иисуса Христа. Не объяснить этого состояния словами...
И вот уже побежала радостная Пасхальная литургия. В какой-то момент я увидел, что монахи выстраиваются в длинную шеренгу по всей длине храма. Другие, проходя к алтарю и поравнявшись с теми, кто стоит в линии, лобызают их со словами «Христос Воскресе!» Не сразу, сознаюсь, я понял, что этот путь надо пройти и мне самому. И, встав в поток паломников, я изумленно увидел в правом приделе храма батюшек со святыми реликвиями монастыря. Многократное «Христос Воскресе» и радостное «Воистину Воскресе», улыбки и добрые пожелания знакомых и незнакомых монахов буквально переполняют душу каким-то особым пронзительным торжеством. В этот момент хочется обнять всех присутствующих и еще, и еще раз с братской любовью произнести: «Христос Воскресе!» Да, именно так встречают Воскресшего Христа на Святой Горе Афон.
От усталости многочасовых бдений и безсонных ночей не остается и следа. За окном храма светлеет. Скоро взойдет солнце. Усталые, но счастливые, идем в трапезную на разговение. Оно относительно скромное: красное пасхальное яичко, кусочек кулича, пасха и кофе с молоком. Все очень мудро предусмотрено. Никаких излишеств. А в миру как часто наш брат, истосковавшись после поста по разным вкусностям, набрасывается на всякую снедь. Да так, что иные в больницы попадают. Должен признаться, и я тоже не исключение. После Рождественского поста таким образом отличился.
Солнышко вышло из-за горы, осветило купола храмов, золоченые кресты, заискрило на изумрудной глади моря. Благодарим Господа и отправляемся по кельям отдыхать.
Разбудил меня колокольный перезвон. Радостный пасхальный благовест заполнил, казалось, все пространство вокруг монастыря. Я поспешил в храм, думая, что начинается служба. Но храм Святого Пантелеимона был непривычно пуст. И мне захотелось побыть какое-то время наедине со святыми иконами...
Но благовест все призывал и призывал куда-то, и я начал обходить другие храмы обители в надежде обнаружить, где же все-таки происходит служба. Нигде никого не было. Казалось, монастырь вымер. А секрет оказался совсем простым — к стыду своему, праздничный пасхальный благовест я принял за призыв на службу. Колокольный перезвон раздавался до самого вечернего богослужения.
После праздничной трапезы все подходят к игумену. На столике рядом с ним — большая корзина с пасхальными яйцами. Он заботливо одаривает всех нас со словами: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» — слышится многократный ответ.
Сколько раз мне приходилось с огорчением отмечать, что пасхальная радость после Светлого Воскресения заметно утихает, а то и совсем улетучивается от будничного настроя в метро и на улицах больших городов. К счастью, нет такого на Святой Горе Афон! Мне посчастливилось на этот раз провести там почти всю Светлую Седмицу. И радость о Воскресшем Христе только усиливалась изо дня в день.
В Светлый Понедельник совершается традиционный крестный ход в столице Афона — Карее. С великой святыней Православия, чудотворной иконой «Достойно есть» идут священники и архиереи, простые монахи и паломники. Почетным эскортом идут невозмутимые и полные достоинства вооруженные полицейские.
Крестный ход останавливается у многочисленных храмов, келий и часовен. Дорогу крестного хода любовно устилают веточками лавра и вишни. Всех проходящих обильно кропят святой водой и благовониями. На каждой остановке — молебен, обязательные пасхальные угощения (пасха, куличи, яйца, сыр, вино, вода).
Крестный ход продолжает свой пасхальный путь, постепенно приближаясь к начальной точке отправления, где икона «Достойно есть» торжественно возвращается в свой храм, чтобы на будущий год вновь порадовать православный мир.
В Иверском монастыре совершается крестный ход с великой святыней Православия — иконой Иверской Божией Матери, написанной еще в IX веке.
К нашему приезду икону уже вынесли из монастыря и после краткого молебна несколько сотен священников и паломников отправляются вслед за Иверской иконой по окрестностям с остановками у часовен и келий для молитв и благодарений. Среди паломников много грузин. И это не удивительно. Иверский монастырь до XII века принадлежал Грузинской Православной Церкви. А Иверская икона Божией Матери сугубо почитается в Грузии. И вновь идет соревнование за право нести святыню. И это право предоставляется монахом, отвечающим за порядок несения иконы, представителям грузинского народа. Как малые дети, радуются они предоставленной возможности. В какой-то момент я оказываюсь рядом с иконой и вспоминаю греческое слово «евлогите» (благословите!) И греческий монах милостиво разрешает мне взять с правой стороны чудотворную икону Божией Матери. Прикладываюсь губами к краю иконы. Полный восторг! Невольно накатываются слезы. Да и разве много нужно православному человеку для счастья?
Праздничная процессия приближается к морю. По преданию, именно здесь в давние времена впервые высадилась на афонский берег Богородица. В нескольких метрах от моря — родник со святой целебной водой. Совсем рядом, в храме Иверской Божией Матери, проходит Божественная литургия. А затем икону торжественно переносят на берег. Все участники торжества благоговейно прикладываются к Иверской, получают из рук архиерея освященный хлеб, целуют крест.
А рядом на столах уже разложены пасхальные дары (куличи, сладости, ярко-красные яйца в белой сеточке с красной ленточкой...). Иверская святыня вновь возвращается в свои пределы — в монастырский храм.
Каждый вечер мы ходили на пристань провожать заходящее солнце. Иногда золотой круг прятался в низко сидящее облако, окрашивая его в пурпурный пасхальный цвет, но чаще солнышко незаметно таяло на горизонте, освещая морскую гладь своим прощальным золотистым лучом. От этой завораживающей картины природы уходить не хотелось, и пока не начинало темнеть, мы молча сидели на причале...
Паром решительно двинул свой стальной язык на пристань, и люди с обеих сторон — одни, только приплывшие из Уранополиса в монастырь, и другие, уезжавшие со Святой Горы в мир, — пошли навстречу друг другу. Мое путешествие тоже подходило к концу. Было грустно расставаться с полюбившимися сердечными и мудрыми людьми, которых послал на моем пути Всемилостивый Господь. Это была моя первая Пасха на Афоне. И, Бог даст, не последняя.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
«Русь Державная»,
2015, № 5
«Русь Державная»,
2015, № 5