«Получилось так, что мой родной дед, иерей Василий, будучи сосланным на Соловки, именно здесь, в этом месте, был заключен. Отсюда их водили на лесоповал, здесь же вместе с ним томились священнослужители и архипастыри», – сказал Святейший Патриарх после литургии в освященном храме.
В один день было принято решение этой православной группой заключенных совершить литургию на лесоповале, на пеньках. В ней участвовало всего несколько человек, в том числе дед патриарха. О богослужении в тот же день узнало начальство. Участников богослужения поместили в изолятор. Затем состоялся суд, им продлили сроки заключения.
«А деда приговорили к самому незначительному сроку, но когда его огласили, то все поняли, что это смертная казнь. Его приговорили к тридцати дням пребывания в штрафном изоляторе на Секирной горе. По мнению живших здесь заключенных, больше недели жить на Секирной горе было невозможно, особенно в холодное время суток», – отметил Предстоятель.
Отца Василия отправили на Секирку в ноябре. Он и другие заключенные, стоя по пояс в ледяной воде в течение всей смены, вязали плоты, которые затем отправляли на продажу в Западную Европу. После работы заключенные жили в помещении, которое не отапливалось, и лежали на холодном полу.
«Каким образом мой благочестивый предок выжил, представить себе невозможно», – сказал патриарх.
В детстве дед учил его, что в любой момент может наступить время, когда снова придется служить литургию на пеньках, «и в те послевоенные годы это звучало очень актуально».
«Его слова были бесценным даром для меня, формировавшим мое отношение к вере, Церкви и к возможным последствиям, которые проистекали от принадлежности к Православной церкви», – сказал патриарх Кирилл.
После Соловков отца Василия перевели в Кемь. Освободившись, он не мог жить в городах, вернуться к семье и более десяти лет, «как сейчас сказали бы, просто бомжевал: жил в подвалах, каких-то пустых отопительных котлах, без всяких средств к существованию и пропитанию», продолжил рассказ патриарх. В 1945 году отца Василия снова арестовали, он отбывал пять лет ссылки только за то, что требовал открытия храма в родном селе Оброчном в Мордовии.
На патриаршей литургии, в частности, присутствовали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и благотворители, на чьи пожертвования построен храм.
Патриарх особо поблагодарил за усердные труды по возрождению скита его начальника иеродиакона Иакова (Макеева), который подвизается на Соловках 18 лет. Долгое время он практически один воссоздавал жизнь скита, некоторое время вместе с другим монахом обеспечивал весь Соловецкий монастырь дровами, вылавливая на острове Анзер деревья, которые туда прибивало течением во время сплава. Кроме того, он сам вместе с трудниками тушил пожары с переносной помпой.
После службы патриарх прошел по территории скита, отведал вишни и смородины, в местном саду, где они в изобилии.
В июне 1923 года на Соловки прибыли первые партии заключенных Соловецких лагерей особого назначения (СЛОН). Савватиево стало самым многочисленным «политскитом» Соловков. Здесь содержалось около 350 «политиков» – членов социалистических партий (анархистов, эсеров и меньшевиков). В середине 1920-х годов Савватиево стало центром 2-го отделения СЛОН. Именно это отделение осуществляло основной объем лагерных лесозаготовок. За зиму на лесоповале погибала четверть работавших там, и столько же покидали эти работы инвалидами. Зимой 1926 года был издан приказ, дающий право расстреливать отказников на лесозаготовках без суда.
В Савватиево действовал 1-й батальон школы юнг, который готовил радистов, рулевых и боцманов. В келейных корпусах размещались учебные классы и помещения для командного и преподавательского состава.
http://www.interfax-religion.ru
Фото: Патриархия.ru