Беседа с епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский носит имя святого князя Даниила, духовного защитника Москвы. Ровно пять лет назад владыка был направлен на восточную границу нашей державы.
Три владыки – епископы Диомид (Чукотка), Игнатий (Камчатка), Даниил (Сахалин, Курилы) – это, по российской табели о рангах, три генерал-лейтенанта, военачальника, которые держат с христовым воинством духовную оборону нашего Отечества на тихоокеанских ее рубежах.
С епископом Игнатием уже знакомы наши читатели. Ныне мы публикуем беседу с епископом Даниилом, который также посетил нашу редакцию.
– Владыко, расскажите о Вашей епархии, о Сахалине, Курилах, их значении для России. Как сегодня там живут люди? Что нам всем вместе делать, чтобы, несмотря на все сложности нашей жизни, сохранить нашу Родину?
– На Сахалине говорят так: «С нас начинается Россия». Не заканчивается здесь, а именно начинается: мы первыми встречаем солнце, первыми встречаем все наши праздники. Имею в виду – раньше России основной, материковой. И это место является главным сейчас. Я часто привожу такое сравнение: когда перед грызунами пирог, они начинают уничтожать его не с середины, а с края и постепенно приближаются к центру. Поэтому у нас – передовая, первая линия обороны. И не случайно, когда пять лет назад я приехал сюда, мне задали вопрос журналисты: «Кем Вы себя видите на Сахалине?» Я ответил: «Знаете, мое служение очень схоже со служением пограничника. Пограничник должен выдержать натиск врага и не пропустить его. У меня те же самые задачи. Мы не примиримся с тем, что народ пытаются развалить лжеучениями религиозными».
У нас ситуация сложная: прежде чем была образована епархия, на эти земли уже пришли сектанты. Приезжает, скажем, в поселок православный священник – находит там сильную общину пятидесятников. Они собрали вокруг себя немало людей, причем лучших, тех, у кого есть интерес к религии, у кого горит еще сердце, у кого живая совесть. Такие именно люди пришли к ним… Действительно, непросто работать.
А работать можно только по одному принципу, о котором сказал Христос: так свет ваш должен светиться перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела; и тогда они прославят Отца Небесного. Это самый главный принцип. Не то, что некоторые говорят: выгнать, выдворить, уничтожить, расстрелять. Это не наш метод, у нас совершенно другое…
На этом рубеже, самом передовом, что должно быть? Знаете, я всегда ассоциирую свое церковное служение со службой в армии. Много общего. Только в армии служат земному царю – мы служим Царю Небесному. Так вот, на этом передовом рубеже должны стоять лучшие из лучших. Это в перспективе, конечно, это задача-максимум: создание, можно сказать, такой православной группы «Альфа». Мы должны показать наше православие во всей его красоте, у нас должны быть лучшие не только священнослужители, но и актив мирян. И я благодарен Александру Владимировичу Мельнику, ныне он возглавляет Фонд «Андреевский флаг», который очень помог нам в этом отношении.
Вспоминаю такой случай. Читаю в Сахалинском университете лекцию, молодежь задает вопрос: «Скажите, что, православие – это отжившая, архаичная религия?» Я говорю: «Почему вы так решили?» Дело в том, что у нас, на Сахалине, священнослужители – это умные, хорошие, образованные люди, но вот таких мирян, которые и образуют православное большинство и по ним судят о нашей вере, таких и не видим. К нам приезжают профессора из других стран, бизнесмены, но они не православные. И вот в прошлом году, когда мы все отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, к нам прилетели Герои Советского Союза, они верующие, вместе с ними политики, депутаты Государственной Думы. Это было действительно лицо православия.
Сравниваю жизнь епархии и жизнь человеческую. Нам – епархии – тринадцать лет. Я говорю: можно ли с ребенка в тринадцать лет спрашивать то, что мы спрашиваем со взрослого воина? Конечно же, нет. Разрушать легко, у нас не осталось ни одного храма, все уничтожено было полностью. Теперь предстоит огромный труд все это заново возродить, тем более на острове, где очень дорогое строительство, даже нет своего кирпича приходится все везти паромами. Паромы же – это просто обирание своего народа: если во всем мире морские перевозки дешевле железнодорожных, то у нас почему-то наоборот. Часто ждем свой контейнер по полтора-два месяца. А если еще начинается осень, период штормов…
И народ поменялся сейчас, народ обозлился, потому что государство – как ни больно об этом говорить – бросило свой народ. Вот что страшно. В 90-е годы народ стал никому не нужен. Сейчас потихоньку ситуация начинает меняться, но сколько ждать этого возрождения? Если пенсия ниже прожиточного минимума. Говорят, не хватает средств, но ведь миллионы, миллиарды денег куда-то на стабилизационный фонд кладутся.
Никто не задумывается о том, как живут эти люди. Как?
Это лучшие, цвет нашей страны – пенсионеры, те, кто отдал, всего себя стране. Они самые здравомыслящие, но уже не в состоянии вот так же отдавать себя, свои физические силы на благо государства. Отдано уже все. И теперь долг государственных мужей отблагодарить их, попросить прощения у народа.
Часто приходят пенсионеры, плачут. Они даже хлеба досыта не могут наесться!
Что сделали с народом! Как унизили!
Хочу, чтобы все, кто прочтет эти строки, подумали об этом. И если есть какая-то возможность – помогли, чтобы восторжествовала истина.
Общего воцерковления еще нет. Когда же человек близок к Богу, то у него есть такие добродетели основополагающие, которые есть и в Боге: любовь, сострадание, милосердие, он не может быть равнодушным к страданиям других людей. А когда этого нет, то мы видим разделение. И здесь, конечно, не какие-то революционные идеи нужны. Это все глупость, они только принесут еще больше скорби народу, а именно необходимо обращение к Богу. А Господь тогда уже вразумит.
Хочу поблагодарить материковцев, которые активно помогают нашей епархии, это очень отрадно!
Прошу также у всех, кто прочитает эту беседу и услышит нас, всяческой помощи. Даже когда человек говорит, что ничем не может помочь, это не так. Человек может помочь своей молитвой, может записку подать в храм о здравии. И когда действительно эти тысячи, миллионы молитв вознесутся к Престолу Божию, то неужели Господь не проявит своей милости к народу нашему?
По словам святых отцов, если бы только весь мир обратился к Богу и взмолился: «Господи, помилуй! Господи, помоги!» – то сколько бы милостей Господь послал нам с вами!
Желаю всем читателям газеты, всем людям, которые идут к православию, держаться этого пути, потому что наша вера – это не вера запретов, а вера радости, оптимизма, потому что каждый прожитый день приближает нас не к черной могиле, как атеисты говорили, где будет лежать труп человека, и его будут есть черви – ужас, безперспективная вера. А мы знаем, что каждый день нас приближает к нашему Отцу.
Мы – как блудные дети. Но если у нас есть покаяние, как у блудного сына в евангельской притче, то мы уверены, что Бог нас примет, оденет в лучшие одежды, отрет всякую слезу с наших очей. Что может быть выше, радостнее такого обетования!
Главное – помнить и те слова, которые говорили наши предки: «Нам без Бога не до порога» – как каждому из нас, так и в целом всей стране.
Беседу записал Владимир ТАНАКОВ