Из интервью профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова
«О коронавирусе, Путине и будущем России»
— Алексей Ильич, добрый день! Начнем мы с вопроса об этапе, с которым столкнулось все человечество: неподготовленность к резким событиям — закрытые школы, институты, рабочие предприятия, храмы, мечети, молельни. В таких условиях как действовать человечеству дальше, чтобы сохранять духовные скрепы, больше понимать друг друга, больше прощать, молиться наедине с собой или всем вместе? Какую пользу принесет человечеству в духовном плане эта временная борьба с неудобствами?
— Событие, свидетелями которого мы сейчас являемся, не является каким-то уникальным, единственным в истории. Уже сколько раз повторялись случаи и подобные, и еще худшие. Посмотрите только, какие были катастрофы, если обратиться к истории человечества. Возьмите потоп, возьмите Содом и Гоморру, если обратиться к Библии. Или хотя бы посмотреть на историю XX века, когда была такая страшная революция в 1917 году, унесшая в конечном счете, в Гражданской войне, столько людей. И миллионы людей тогда пострадали. Так что к этому человечеству не привыкать, но, конечно, каждое поколение по-своему встречает и провожает подобные потрясающие события.
Дело в том, что сам характер жизни, как народов в целом, так и каждого человека в отдельности, все-таки меняется в зависимости от того, на чем они выросли. Если говорить о современности, если взять Россию, то посмотрите, как у нас изменилась жизнь, даже по сравнению с доперестроечным периодом. Очень изменилась жизнь, и изменились люди. Во время Второй мировой войны, посмотрите, сколько было действительно патриотизма. Не важно, как мы сейчас можем оценивать возгласы солдат «За Родину! За Сталина!». К этому пусть подходит каждый по-своему, но патриотизм действительно был. А уж если мы обратимся к войне с французами 1812 года, то мы можем просто поражаться, какие были люди.
Как много значит та атмосфера, я бы сказал, духовная атмосфера, в которой воспитывается народ. Вот и сейчас то же самое. Посмотрите, наступила эта болезнь и посмотрите, как по-разному воспринимают уже ее люди. Той атмосферы, которая была в то время, конечно, ее уже нет, но еще во многом, конечно, сохраняется в религиозном сознании наших людей вера в то, что никаких случайностей не существует, все происходит закономерно. Закономерно по тому известному, если хотите, правилу, о котором народ всегда говорил. Когда наступала чума, страшные неурожаи, засухи или напротив, все заливало, говорили: «Мы нагрешили. Это наказание Божие!» Каялись, изменялись. Вот и сейчас значительная часть наших людей, конечно, понимает так эту реальность с этим коронавирусом. Хотя, далеко не все.
— Алексей Ильич, коронавирус — это реальная опасность, это какой-то финальный план глобалистов или это наказание Божие ввиду отступления от веры?
— Тут уже Вы задаете вопрос мне лично. На это я отвечу. По моему глубокому убеждению и по моему пониманию, например, христианства, я Вам скажу. Бог никого не наказывает и не награждает. А что же тогда? Бог — врач, а не судья, который сидит: одному расстрел, другому — дворец. Он Врач. Когда к врачу приносят больных, он, проделывая операцию, что, наказывает? Нет. Когда он прописывает какой-то курорт, он что, награждает? Нет. В зависимости от болезни он дает просто соответствующий рецепт. Так и сейчас, я тоже считаю, что Бог не наказывает, не награждает. Существуют духовные законы, по которым естественно происходят события самого разного порядка. Только мы их воспринимаем или с радостью, или чуть ли не с отчаянием. Только и всего. Когда на тяжелую операцию кладут, разве не страшно человеку? Подчас отчаяние бывает. Это операция. Так и я понимаю, что это очередная операция и для нашего народа, и для народа всей Европы и Америки. Человек не может жить, как животное, которое только ищет, что есть, что пить. Он всегда поднимает еще голову кверху, у него есть вертикаль. И вот это оставление вертикали всегда-всегда боком выходит для сознания и для душевного состояния. Духовные законы существуют.
Знаете, интересная вещь. Мы законы физики изучаем, всяких Ньютонов, Паскалей, кого угодно, а о духовных законах даже не слыхали. На самом деле, они же так же существуют, причем более незыблемы и более важны. Почему? Потому что, в конечном счете, именно они определяют и характер действия всех других законов: и психологии, и биологии, и физики.
Законы незыблемы. Точно так же, как нельзя прыгать с пятого этажа, чтобы не погибнуть или не искалечиться. Так и здесь: нельзя лгать, нельзя притворяться, нельзя обманывать. Не Бог за это наказывает, как не Бог наказывает, когда человек прыгает с пятого этажа. Его что, Бог наказал, Он поломал руки, ноги? Да нет же. Ты сам виноват. А разврат, воровство, ненависть, злоба, зависть — они, оказывается, являются причиной, если хотите, выражением нарушения нами этих духовных законов и обязательно потом начинается или какое-нибудь цунами, или землетрясение, или коронавирус и все такие вещи. Не Бог: «Вот вам, сукины сыны, что вы делаете, покажу я вам сейчас, двуногим существам». Нет, мы сами себя наказываем. А вот как функционируют эти духовные законы, это действительно мы не знаем, но факт этот бесспорный, что именно нарушение духовных законов приводит к любым аномалиям: и социальным, и политическим, и физическим, каким угодно. Так что я объясняю это вот таким образом.
Теперь, Вы спрашивали, какова же цель этого? Цель — как всегда. Такая же, когда папенька, например, наказывает сына. Какая у него, интересно, цель?
— Проучить, научить.
— Научить. Слово «наказание» — славянское слово: «научение». Так и здесь: не опомнятся ли люди, глядя на то, что происходит, не подумают ли, а почему это происходит, почему? Вот, оказывается, почему, что больно вы стали «хороши». Вот почему это происходит.
— Алексей Ильич, а теория заговора, ведьмы, ведьмаки у власти, культовые жертвы, жертвоприношения. Возьмите правительства многих стран, которые разрешают пропаганду этого культа темных сил: музыкальные клипы, фильмы — все в открытом доступе. Скажите, это тоже все идет по плану Бога? Может, мы кого-то ждем, правителя какого-то? Кто нам нужен, чтобы человечество в нужную реку вошло?
— Дело в том, что с христианской точки зрения Бог не может ни на одну йоту прикоснуться к нравственной свободе человека. И, в конечном счете, весь результат, который мы видим, обусловлен этими отступлениями — и каждого человека, и семьи, и общества, и народа, и, если хотите, всего человечества. Отступлением в своей свободе. Не Божий это план. А нарушая эти закономерности, мы, естественно, получаем такие результаты.
А вот что такое происходит, действительно, с человечеством? Тут у меня есть идея. Вон там видите дуб (за окном), мощный, могучий дуб. А ведь, знаете, другой стоял, сгнил. Оказывается, все не только зарождается, не только растет, но и дряхлеет и погибает. Не исключено, что и человечество в своем развитии проходит те же этапы. Происходит какое-то духовное загнивание человечества. Духовное загнивание. А вот эти вещи, которые мы видим, всякие кризисы, они только свидетельствуют об этом загнивании. Это идет. И посмотрите, как угасает у людей интерес к положительным религиям. Не так интересна им положительная религия. Интересно вот это как раз колдовство, всякая мистика, всякие экстрасенсы и так далее. Почему? Ищем не смыслы жизни, о котором очень твердо говорят религии, а ищем что? Нельзя ли с помощью чисто внешних манипуляций, в частности, колдовских, достичь целей. Каких? Вот этих, сиюминутных: кого сглазить, кого направить куда-то, кому помочь в чем-то. Исключительно земное. Вы знаете, очень интересно: в славянской Библии приводятся слова Бога перед потопом. Я их приведу по-славянски, потому что звучит очень здорово: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть». Переведу: «Не может пребывать Мой Дух в этих людях, поскольку они плоть. «Оскотинились». Вот так.
— Скажите, это навязано кем-то? Вот это колдовство, «оскотинивание». Как Вы считаете?
— Навязанное со стороны кого?
— Даже информационно.
— Друг друга, конечно, мы заражаем. Еще бы! Вы знаете, как в природе существуют и овцы, и волки, и многие еще всякие. Так и в человечестве. Обратите внимание, некоторые рождаются, про них говорят: «Ну, медведь». Про других: «Ну, лиса… а это зайчишка какой-то. А это волк». Очень точно. Эти животные выражают, если хотите, какие-то стороны или особенности человеческой личности. Действительно, рождаются уже люди с этими свойствами. Как они к ним относятся, это уже вопрос другой. Потому что рождаются, например, клептоманы. Но мы же никак не можем одобрить. И он, если становится верующим человеком, он понимает, что нельзя же позволять себе заниматься воровством. А если он неверующий ни во что, если смысл жизни только в этой жизни, то и все: «давай украдем, где что лежит не так, как нужно».
Так что, видите, здесь, конечно, навязывается это определенными… но вот кем? Это вопрос. Обратите внимание на телевидение. Вы посмотрите, что это такое! Это же показывают одну похабщину, если выразиться одним словом. Непрерывно! В чем дело? Здесь вопрос в другом: кто же это делает? Есть же идеологи.
— А есть ответ на этот вопрос?
— Кто эти идеологи? Об этом никогда речь не идет. «Ой, телевидение, что с ним стало, какие были наши хорошие мультики советские, а теперь смотреть невозможно!» А в голову не придет: а кто же это, и зачем такие гадости показывает? В Евангелии есть слова хорошие: «дерево узнается по плодам». Действительно, можно сразу узнать, что здесь: яблоня или груша или что другое. Так и здесь. Значит, надо понимать, что если плоды отвратительные, то с точки зрения религиозной кто может насаждать злобу, вражду, разврат? Кто? Дьявол. Так, значит, есть сатанисты и не просто, а которые обладают, видимо, громадными возможностями финансовыми и прочими.
— А для чего это?
— А вот ведь вопрос, хороший вопрос: почему мы называем дьявол, каковы его свойства?
— Мне кажется, дьявол — это вырождение.
— Нет, если мы верим в его существование, то это существо, которое наполнено злобой, и вся его задача — принести зло. Кому? Чему? Чему угодно. Помните, в «Фаусте» есть такие слова: «Я часть той силы, которая вечно хочет зла, но вечно творит благо». Через это зло. Так вот, видите. Оказывается, сейчас не только у нас, но и в Европе, Америке одинаковое теперь телевидение. Я помню советское время, когда я бывал за границей, я просто поражался, какая разница между тем, что телевидение показывает там — ужас какой; и российское — у нас такие хорошие фильмы были, и в общем-то чистое все, просто великолепное. Теперь — одинаковое. Какая же мощь, значит, этой организации, которая заражена подобным духом. Ведь недаром кто-то говорил: во-первых, мы должны захватить прессу, а тогда будут и деньги, и власть.
— Господь в миру позволяет это им делать?
— Свобода. Свобода. Но эта свобода обусловлена чем? Мы все обладаем свободой. Но свобода наша: одно дело нравственная свобода, другое дело — свобода внешних действий. Это потому что, как только два человека, они уже ограничивают друг друга. Кстати, нет абсолютной свободы. Ее и быть не может. Мы все ограничиваем друг друга. И, в конечном счете, общение происходит за счет того, чей дух оказывается сильнее. Иногда говорят, характер. Вот муж и жена. Кто у вас глава семьи? У одного муж, а у других вдруг жена оказывается. У кого характер сильнее.
— Алексей Ильич, вопрос про свободу прощения. Сейчас человечество столкнулось с денежным ресурсом, вернее, с их оборотом. Есть ли такой выход: простить все долги между людьми? Денежные, не денежные, мелкие, крупные, не важно. Просто простить друг другу. Рассматривается ли такой вариант — освобождение человека от финансового рабства? Или мы всегда будем в чем-то нуждаться?
— Это идеализация. Дело вот в чем. Прощать можно тому человеку, который действительно сам не лукавый, искренний, добрый человек. Но прощаете вы вору. Он скажет: «Очень хорошо, давай сюда». Это чем обусловлено? Нашим нравственным состоянием. Поэтому в целом осуществить такую акцию просто невозможно. Что-то можно, когда-то, на каком-то этапе можно. Но сам по себе такой принцип постоянно прощать ни к чему не приведет. Просто все разорятся, государство рухнет, экономика рухнет.
— Нужен кнут.
— А вот где мера — это, действительно, самый трудный вопрос: сколько можно, сколько нельзя. Есть хорошее выражение: «Все без меры от дьявола». О, как даже! То есть неверно. И другое есть: «Без рассуждения нет добра».
— Алексей Ильич, вопрос про нашу планету Земля. Столкнулось человечество с неудобством — временная борьба с вирусом. Остановилась промышленность на земле. Многие не работают, как мы уже говорили. Но уже где-то расцветают сады, оживают реки. Можно ли сказать, что Господь таким образом чистит планету от нас же самих?
— Законы духовные — это реальность. Но их действие нам очень трудно распознать. Очень трудно. Мы не знаем, вот, например, мы видим: один человек богатый, другой бедный. Почему? В чем дело? Религиозная точка зрения говорит: бедный просто лентяй и ничего не хочет. Или, если посмотреть глубже, то для одного человека более полезно побыть бедным. Для другого надо побыть богатым. Почему я говорю «побыть», потому что наша земная жизнь — это фьють, и ее нет, и — на Том свете. И вот один живет, кажется, купается во всем, и потом скажет: «Господи, для чего ж я жил? Все потерял. Умер». О чем больше страдаем, когда потеряем: рубль или миллиард? Можно сказать?
Недаром есть притча о талантах. Каждому человеку даются свои духовные таланты. Я говорю не способности, а таланты. Вот кому-то полезнее это, а кому-то полезнее другое. Вы говорите: где-то зацветают сады, где-то всюду благополучие, у других — противоположное. Мы не сможем оценить, потому что не знаем этих людей, не знаем этого народа, их духовного состояния. Да, для кого-то, может, полезнее, чтобы на данный момент у них все цвело и благоухало. Да, полезно. Может, в конце, когда опомнится, скажет: «А зачем мне все это, в конечном счете, если меня завтра уже не будет». Представьте, если личность неуничтожима с религиозной точки зрения, и это действительно так, жалко, что не все в это верят. Это действительно так. Неуничтожима. И представьте себе, что он умирает и оставляет все эти миллиарды и потом смотрит: «За что я цеплялся? Я же точно знал, что я умру, и я все силы души отдал на это? А где же мое нравственное лицо? Человеческое лицо, а не это». Как Вы знаете, это очень серьезно.
У Бердяева есть книга, которая называется «Sub specie aeternitatis», то есть с точки зрения вечности. Мысль эта очень глубокая. Если мы посмотрим на все земные реалии с точки зрения вечности, мы оцениваем их совершенно иначе. Знаете, в чем основная наша беда? Ни один из людей не верит, что он умрет, хотя он точно знает это. Но никто не верит.
— Алексей Ильич, этот вирус поставил всех в определенное одинаковое положение, что богатый человек, что небогатый, так скажем. Будет ли сейчас оцениваться человек именно в этот период с какой-то нравственной точки зрения, духовной?
— Знаете, у христиан есть такая картина, которая очень хорошо отображает людей в различных ситуациях: Христос посредине на Кресте, справа — один разбойник, слева — другой. Справа говорит: «Достойное по делам нашим получили». Левый рвется: «Себя спаси, если Ты всех исцелял, Христос, и нас спаси!» Это же промыслительно произошло, неслучайно же распяли двух разбойников. Так и сейчас. Есть одни люди, которые понимают и обращаются к себе, к своему внутреннему состоянию и задумываются: правильно ли я живу? Не пора ли нам хоть немножко все-таки подумать, что мы смертны и что мы скоро придем туда. Скоро. Потому что нет человека бессмертного. Другие рвутся с креста: «За что Ты нас наказал, за что? Мы хуже других что ли?» Или: «Нет никакого Бога!» И так далее. Вот оно, разделение.
Недаром в Евангелии написано, когда маленького Христа, Ребенка принесли, то Симеон старец сказал: «Он лежит на восстании и на падении многих людей». То есть, одни поднимутся, другие — еще хуже упадут. Это сейчас и происходит, независимо от того, богатый или бедный. Каждый выбирает себе, если хотите: или справа, или слева. Все на кресте коронавируса, а вот отношение совсем разное.
— Скажите, Алексей Ильич, есть ли наставление на этот час для людей. От Вас для людей.
— Ну, наставление. Если бы я был Папой Римским, например, то, конечно, я бы сказал что-то такое высокое.
Мне кажется, что современная ситуация с коронавирусом все-таки заставляет нас вспомнить, во-первых, о том, что мы не вечны, как и ничто не вечно под Луной. И что нужно бы в конце концов помнить человеку, что он кроме животной стороны имеет еще другую, исследовательскую. У животного нет вопроса о смысле жизни. А у человека есть другая сторона. Не пора ли все-таки нам подумать о смысле человеческой жизни и о том, что же первично в человеке: эта духовная сторона, которая заключается в нашем стремлении к добру, красоте, справедливости, любви, великодушию. Ведь есть же это в каждом человеке. Или, напротив, только одни животные инстинкты? Идет постоянная борьба этих двух начал. Как в «Фаусте» было написано: «Ах, две души живут в груди моей и жаждут разделенья». И вот, я думаю, всегда такие серьезные события все-таки подвигали тех людей, у которых еще оставалась духовная искра, на это размышление, на этот вопрос. Нельзя же так, ты же человек, а не животное.
— Хорошо, Алексей Ильич, подумали все, выбрали первую сторону. А как действовать дальше?
— Как действовать? Смотря в чем действовать. Если мы, действительно, выбрали именно эту человеческую сторону, а не животную, тогда нужно постараться соответственно и жить. И тут первый вопрос: а Бог вообще есть или нет? Если есть Бог, то какой Он. Религий-то множество. Ведь религии чем отличаются? Просто разным пониманием Бога. Я помню, неоднократно участвовал в заседаниях представителей Русской Церкви с мусульманами Ирана. И вот я помню, мы как раз обсуждали этот вопрос. И на какой почве? Нам говорят, что Бог — это высшая справедливость. Мы говорим:
— Да, это хорошо, но это еще не предел.
— Как?
— Бог — есть любовь.
— Как любовь? Это что, негодяя, преступника, вора любить надо? Бог — справедливый судья: одних Бог наказывает, поделом им, других — награждает за их добродетели.
А мы ответили то, что я Вам в начале сказал. С христианской точки зрения Бог — не судья, а врач. Он не спрашивает, когда принесли искалеченного: это бандит или его жертва? Всех лечит.
Так и сейчас тоже. И если Вы меня спрашиваете, я Вам скажу: постараться следовать тому Богу. В этом и заключается вера в Бога: как Он, если хотите, посылает солнце на злых и добрых и дожди на праведных и неправедных, так и мы должны относиться к людям.
Официальный сайт А. И. Осипова
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»