Жизнь каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтении определенных молитв, участия в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина. Все это, конечно, очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно исправляя в соответствии с Евангелием свои мысли, чувства, желания, он не достигнет главной цели своей жизни и не исполнит своего предназначения. А еще — не привлечет к себе Божественную Благодать и не станет храмом Божиим и Богом по благодати. Внутренние сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание Благодати, — являются неотъемлемыми сторонами духовности. Господь создал человека, и поэтому вся мысль человека должна быть именно в Боге.
Все земное отложи, всю суету, попечение, чтобы ничто тобой не обладало и всю мысль, все чувства возведи к Богу. Бог — твое прибежище, Бог — твой помощник и сила. Бог — твой собеседник и твой отец. К Нему единому прибегай часто и усердно. И с ним собеседуй в уединенной молитве. Страшно подумать, святые отцы призывают молящегося христианина уподобиться херувимам, которые непрестанно взирают к Богу и славословят Его. Око — есть символ ума. Сия же ангельская природа неслучайно названа в Священном Писании многоочитой, но по причине преизбытка молитвенного внимания. Херувим пребывает в непосредственном духовном созерцании и видении Божественных Таин. Вот к какому образу молитвы призваны мы, братья. Особенно во время предстояния на Божественной литургии.
Страсть порабощает волю человеку, с насилием отвращает ум его от Бога и устремляет к греху. Ум под действием страстей теряет Божественное просвещение и помрачается суетными и нечистыми помышлениями вместо того, чтобы приносить Богу чистую жертву хваления и благодарения. Дух человека, уязвленного грехом, перестает внимать Богу и умирает для духовной жизни, если рана не будет очищена покаянием. Грех и страсть лишают душу дерзновения предстоять Богу в чистой молитве. Грех ранит и уязвляет душу, так что нередко и после покаяния душа ощущает болезненность этих ран.
Благодать же, когда приходит, она утешает, обновляет, просвещает и радует душу, так что она не помнит более о последствиях содеянных прегрешений. Таинство покаяния — это купель, омывающая душу, возвращающая благодать крещения, которая теряется из-за греха. Душа, имеющая опыт духовной жизни, чувствует и знает, что Господь простил ей грехи в таинстве покаяния.
Вот Силаун Афонский говорил: «Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше Отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу этого остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться». Мне нечего добавить к этим мудрым словам старца Силуана.
Отпускайте ближнему все его прегрешения. Сейчас это очень важно, ведь это есть великая добродетель. Как бы ни было тяжело, как бы тяжко ни согрешил перед тобой ближний твой, но если просил он у тебя прощения от всей души, в тот же миг прости его, изгладь его проступок в своей памяти. Прощай ближнему твоему без остатка и познаешь милость Божию к самому себе. Кто скоро и чисто прощает, тому и Бог скоро отпускает грехи, ибо не ложен давший нам сию молитву: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим».
Часто приходится мне слышать такое: «Я простил брату моему, но сделал заметку, чтобы в будущем не допустить подобной ошибки». Лукавое мудрование и злопамятство — скрытые личины рассуждения, а вы прощайте ближним вашим в простоте, и Бог не помянет прегрешений и грехопадений ваших. Всяк человек — ложь. Кается перед Богом и вновь согрешает. Вновь падает, но Бог-то милует нас, если мы каемся и снова просим прощения… Вот так и мы должны поступать подобно Отцу Нашему Небесному.
Христианин сейчас должен упраздниться от всех страстей, впрочем, как и всегда, уединиться во внутренней своей клети и там ожидать Утешителя, который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только благодатью Духа Святаго мы познаем Своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу. Это свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом счастье человека. Свобода — это жить по воле Божией. Аминь.
Из наставлений схиархимандрита Иеремии (Алехина)
По материалам СМИ
По материалам СМИ