– А где ты его нашёл.
Мальчик повернулся в сторону окна и рукой показал на здание, которое виднелось недалеко. А что же ты плачешь?
– Он какой-то грустный самолётик и мне его стало жаль.
– Ну, плакать так не надо ты же мужчина.
Но он продолжал плакать, и мама позвала отца – надо как-то упокоить его. Отец взял его маленькую ручку:
– Ну-ка покажи, что ты там нашёл. Мальчик разжал кулачок и на ладони все увидели маленький крестик.
– Ой, да это же крестик, воскликнул отец.
А мама удивлённо разглядывала его в руке и приговаривала: так это не самолетик, а крестик. Какой ты смешной – перепутал крестик с самолетом. Почему тебе показался самолёт?
Мальчик пожал плечами и не уверенно произнёс:
– Мне, наверно показалось.
– Ну, хорошо. Наверно, видел в небе.
- Нет папа я его не видел- мальчишки рассказывали.
- А где нашёл? – спросил отец. Мальчик показал в сторону окна
–Там!
Отец воскликнул: так это около церкви.
- А почему ты заплакал?
- Понимаешь, с мальчишками бегали, запнулся, и упал в песок, испугался, что-то больно царапнуло по руке, поднял, смотрю, крестик похож на самолёт. Мальчишки увидели , хотели отобрать , но я им не дал и подрался.
– Ну ладно, всё хорошо, успокоил отец. - Давай этот самолётик повесим на грудь и помолимся…
Дома он долго разглядывал находку и мечтал. В то время самолётами в тридцатые годы увлекалась повзрослевшие мальчишки, и мечтали быть похожими на знаменитых лётчиков-полярников.
Заполярье. Аэропорт «Ваенга». 25 июня 1941 год. Было раннее утро. Тяжёлые низкие облака висели над штурмовыми бомбардировщиками, которые готовились к началу атаки на вражеский аэродром Луостари. Предстартовая подготовка. Командир экипажа Кедун Иван Кириллович отдал приказ- всем быть готовыми штурману Моргунову и стрелку-радисту Маркову Б.А. быть готовыми через пять минут срочный вылет. Накануне был серьёзный разбор полёта. Всё предусмотрели, тщательно изучили маршрут.
26 июня 1941 в составе шести экипажей бомбардировщиков вылетели на боевое задание бомбардировщик СБ №2/67 на бомбардировку аэродрома Луостари. Низкие свинцовые облака прижимали к земле самолёт до 400 метров и, пролетев низко над землей, он попал под интенсивный артобстрел немцев. Бомбардировщик с экипажем (Кедун И.К. Моргунов Г, С. стрелок- радист Марков Б.А.) упал недалеко от норвежской границы 26 июня в 16. 45ч. И погиб. Об этом я узнал из сообщения из военкомата.
Рано утром мне раздался звонок из Екатеринбурга. Звонила племянница Ольга и сообщила: Что нашёлся погибший в начале войны дядя Боря. Утренний звонок меня застал врасплох. Звонила из Екатеринбурга моя племянница Ольга и сообщила неожиданную новость – нашёлся мой дядя Борис Александрович. Я растерялся и не мог понять. Правда или нет. Как нашёлся. Его уж давно нет, и где он никто не знал. Она сказала, что ей позвонили из Мурманска .
Я вдруг вспомнил далёкий разговор с мамой, она говорила о погибшем брате Борисе, с которым она росла, когда с ней шли по улице Уралмаша. Был вечер и шёл снег лёгкой косой, погоняя ветром. И почему-то она решила вспомнить о нём. Она мало говорила, но мне надолго мне запомнилось, что погиб совсем молодой. И когда я просил о нём больше рассказать, она молчала, наверно, не хотела по какой-то причине говорить.
Прошло почти 60 лет, где находится место падения, так никто не нашёл. Я засел за интернет. Вышел на поисковую группу . Узнал что это место было найдено совершенно случайно замечательными поисковиками Альбертом и Юрием, спустя после тех трагических событий. оно находится в несколько километров южнее аэродрома Луостари (Корзуново. Мурманская область) недалеко от финской границы на высоком берегу Малая Печенега. Они увидели в лесу останки самолёта, где остались небольшие фрагменты от него. Рядом проходила тропа грибников и дорога истоптанная шинами рыбаками, что покрупней ушло на металлолом местными жителями. А что поменьше на сувениры. Особой надежды что-то найти, связанное с экипажем, почти невозможно. Но произошло почти невероятное, какое-то чудо. Им удалось найти ведомую шестерёнку радиатора от одного двигателя, на ней дублированный серийный номер двигателя. А дальше какой самолёт?. Эти ребята поисковики, оказались настойчивыми и нашли в Петербурге Илью Прокофьева одного из опытных поисковиком, который по номеру на шестерёнке нашёл завод, а потом и самолёт. Именно тот самый бомбардировщик, который погиб в 1941 году с экипажем Кедуна И.К. Просто профессионал! А потом был тяжёлый поиск, найти родственников членов экипажа. Самый трудный оказался поиск Маркова Бориса, самого молодого члена. Военное время, особенно в начале войны. Что-то теряется, что путается, изменяется в датах и вообще не просто в общении с разного рода чиновников и т. д ., как и произошло с Борисом. На его счастье нашлась удивительная родственница командира экипажа Кедуна И.К. Евгения Иванченко. Она терпеливо и настойчиво искала документы в разных городах, где проживала семья. Удивительно, что 9 мая к ней пришла удача, как она сама говорит. Она нашла мою племянницу, через неё вышла на меня. Я ей благодарен за её гражданский подвиг. Его отец долго разыскивал документы по своему погибшему сыну Борису. Так и не смог преодолеть трудности поиска. Так и не узнал, что мне посчастливилось узнать о Борисе. А нам помнить героев, отдавших свою жизнь и особенно молодых.
Память о них, как натянутая струна между поколениями и не дать перестать звучать или ослабить до трагического молчания.
Раздался недавно мне звонок. Звонила Евгения – правнучка командира экипажа:
– На месте гибели будет установлена новый памятный знак с Марковым Борисом Александровичем. И пригласила приехать.
Клепалов Ю.М.