Мы вновь вступаем в священные дни Страстной седмицы и Святой Пасхи. Пройдя поприще Великого поста – вознеся Богу глубокие слова великого покаянного канона святого Андрея Критского, поклонившись Честному Кресту, услышав о великой силе перемены ума в житии святой Марии Египетской, – мы приблизились к воспоминанию Страстей Христовых и к тому, чтобы встретить исходящего из гроба Спасителя. То, что происходило в Иерусалиме в Страстные дни и в момент Христова Воскресения – это для нас не просто история. Это основание смысла нашей жизни. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – читаем мы в апостольском послании (1 Кор. 15, 14). Действительно, если Христос не воскрес, смысла жизни ни у человека, ни у народа быть не может.
Давно уже посрамлены философы и политики, многажды произнесшие заклинания о том, что человек в его нынешнем состоянии весьма хорош, нужно только освободить его от внешних ограничителей: государства, семьи, религии и так далее. XX, а уже теперь и XXI век наглядно показали, что совершенно свободный человек кончает плохо. Он удобопреклонен ко греху, он опасен и для себя, и для окружающих. Гуманизм – мировоззрение антигуманное. Эгоизм, жизнь для себя – потеря себя и саморазрушение. Не может человек справиться со своим грехом, как не может утопающий вытащить себя за волосы из пучины. Грех побеждается только Божией благодатью, нравственное совершенство достигается только участием Бога в жизни человека. Без Крестной жертвы Спасителя не может быть преодоления греха и достижения святости. Без Его Воскресения не открылась бы нам дорога в небо. И, значит, Страстная седмица и Пасха – это наше уверение в том смысле жизни, который единственно возможен. Именно и только с этим смыслом человек или народ могут иметь полноту бытия на земле и продолжить жизнь в вечности.
Господь прошел путем страданий и воскресения. Только таким путем может идти к спасению и человек. Подобный путь свойственен также христианским народам. Наш народ много пострадал в XX веке, многажды чувствовал себя обездоленным и униженным в начале века XXI, но сейчас, убежден, вновь становится возможной Русская Пасха. Да, мы не знаем, что будет с миром в ближайшие месяцы и годы. Слишком велики грехи человечества, слишком сильны те, кто хотел бы исключить саму возможность сопротивления этим грехам и жизнь по спасительной Христовой вере.
И не случайно в великопостные дни Святейший Патриарх, ниспровергая все разговоры о том, что Бог якобы никогда никого не наказывает и вообще позволяет человеку творить что угодно, с силой пророческого слова сказал о древнем потопе: «Господь принимает решение потопить человеческий род, уничтожить его, стереть с лица земли, потому что это род развращенный. Люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения. Никакого возрождения этого сгнившего плода уже быть не могло — по тогдашней, такой небольшой вселенной, заселенной разумными людьми, зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было. Человечество прошло точку невозврата и устремилось к своему саморазрушению, потому что зло всегда завершается небытием, если не останавливается смертью и разрушением. И Господь принимает Божественное решение уничтожить падшее человечество, кроме тех, кто сохранил веру, кто еще живет по Божиему закону. Таковых было очень немного — одно семейство праведного Ноя со своими сыновьями и женами... Руку Божию видно в истории. Не каждый ее видит, но, если повнимательнее присмотреться, она присутствует… Ни одно испытание Бог не дает напрасно. Мы кровью своей, великой кровью, искупили беззаконие народа нашего — без всякого всемирного или локального потопа. А те, кто пришел к нам с неправдой, те, кто уничтожал наш народ, тоже до конца испили страшную чашу наказаний за свое зло и за свою неправду… Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других».
Если на некоторые народы или на весь мир вновь падет Божия кара, это будет справедливо. Если Господь человеческими руками покарает крупные города, это будет справедливо вдвойне. Но все-таки мы верим и надеемся, что продлится время для покаяния и что будет еще явлен в истории до последнего конца времен пример духовного воскресения и обновления целого народа, которое могло бы обличить грех и указать людям путь к иной святой жизни. Сегодня у нашего народа такая возможность есть. Она – не повод для гордыни или чванства, триумфализма или превозношения над другими. Она – повод для серьезного труда. Вспомним, что говорит Священное Писание: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Сегодня нам нужно будет приложить много труда, чтобы не изменить своему высшему призванию, своей настоящей миссии, на которую, конечно же, будут ополчаться, если мы будем нести ее так, как Господом положено. Но без нее мы всегда будем несчастны. Совершая же ее, утверждая Божию правду, в каждой сфере жизни, от экономики до культуры, мы останемся верны той первой любви нашего народа ко Христу, которой он только и жил по-настоящему, стараясь идти путем, ведущим от Гефсимании, неправого суда и Голгофы к свету Воскресения.
Добавлено: Придем к Русской Пасхе! | |
|
Всего комментариев: 0 | |