Вместе с мощами прп. Силуана впервые с Афона в Россию принесена великая святыня Православия – чудотворная икона Спасителя, с которой связано чудо явления Господа Иисуса Христа прп. Силуану Афонскому.
С 20 по 31 августа святыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, которые до этого никогда не покидали стены святогорской обители на Афоне, пребывали в столице Республики Беларусь Минске. Здесь, в Свято-Духовом кафедральном соборе им смогли поклониться более 80 тысяч верующих из Беларуси, Прибалтики, Украины, Польши и России.
Российских этап принесения мощей преподобного Силуана Афонского и чудотворной иконы Спасителя начнется с граничащей с Беларусью Брянской области, а завершится в Москве на день памяти прп. Силуана 24 сентября.
График принесения святынь Русского Афона будет выглядеть следующим образом:
31 августа-3 сентября: Брянск (Свято-Троицкий кафедральный собор);
3-6 сентября: Орел (Богоявленский собор);
6-8 сентября: Елец (Вознесенский кафедральный собор);
8-9 сентября: Липецкая обл., село Шовское - место рождения Силуана Афонского (Христорождественская церковь);
9-12 сентября: Тамбов (Спасо-Преображенский кафедральный собор);
12-15 сентября: Екатеринбург (Храм-на-Крови);
15-19 сентября: Санкт-Петербург (точное место будет определено позднее);
19-20 сентября: Москва (Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, церковь святого великомученика Никиты на Швивой горке);
20-24 сентября: Москва (Свято-Данилов монастырь).
Принесение мощей прп. Силуана Афонского и чудотворной иконы Спасителя приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.
Преподобный Силуан Афонский (мирское имя Симеон иоаннович Антонов, 1866-1938) – выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Его святые чудотворные мощи хранятся в этой святогорской обители и еще никогда не вывозились за пределы Афона.
Родился прп. Силуан Афонский в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике. В 1911 года по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома. Стяжал умную сердечную молитву, за свои молитвенные подвиги был удостоен явления Самого Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».
Память преподобного Силуана после памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона является одним из самых чтимых праздником русского святогорского монастыря на Афоне, собирая сотни паломников, как со Святой Горы, так и из Греции, России, Украины, Румынии и других стран.
Вместе с мощами прп. Силуана Афонского впервые в пределы Беларуси и России со Святой Горы Афон приносится для поклонения верующих великая святыня Православия – чудотворная икона Спасителя, с которой связано чудо явления Господа Иисуса Христа прп. Силуану Афонскому.
Чудотворная икона, при молитве пред которой старцу Силуану Афонскому явился Господь Иисус Христос, все эти годы безвыездно хранилась в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и никогда не выносилась за пределы обители.
На первом году пребывания преп. Силуана в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре с ним произошло событие, изменившее всю последующую жизнь: во время уединенной молитвы в мельничном храме в честь св. пророка Божия Илии образ Спасителя на иконостасе вдруг «ожил». На месте иконы старец Силуан увидел Господа, смотревшего на него.
Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Суть происшедшего чуда заключается не столько в видении, сколько в богопознании. Еще юный и не опытный послушник Симеон (таково мирское его имя) впервые получил опыт таинственного благодатного общения с Богом. Он не просто «увидел» Господа телесными очами, но по наитию благодати, по откровению Духа Святого познал, что Явившийся есть истинный Господь и Спаситель.
После этого благодать восхитила ум преп. Силуана в Рай, как некогда св. ап. Павла и блаж. Андрея Христа ради юродивого. Душа его навсегда была «уязвлена» любовью Божией, так что он до конца своих дней не мог уже видеть ничего суетного, но весь был пленен памятью о Боге, Которого видел лицом к лицу. Ответная любовь к Богу, память о пребывании умом в раю и невозможность вернуть блаженного состояния богообщения одним только произволением становятся причиной богоугодной печали по Богу. «Скучает душа моя о Господе и слезно ищет Его», – таков лейтмотив всех писаний преп. Силуана, – «Милостиве Господи, как мне Тебя не искать, когда душа моя познала Твою любовь». Скорбь Адама, изгнанного из рая, он воспринимает как свою собственную, переживая ее лично. Плачущий Адам в его Писаниях – это его собственная душа, помнящая пребывание в раю и благодатное молитвенное собеседование с Богом. Не имея возможности самостоятельно вернуть это состояние, он, подобно Адаму, нисходит умом во ад, чтобы там во смирении ожидать пришествия Спасителя, Который вновь воскресит его душу для вечного сопребывания с Собой.
Богоявление пред иконой Спасителя в храме на мельнице оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что упоминание о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях.
Икона Спасителя, с которой связано описываемое чудесное событие, по сей день пребывает в русском святогорском монастыре на Афоне в иконостасе Ильинского храма, что на жерновах, где и произошло чудо, и является одной из самых почитаемых в Обители святынь.
Впервые этот образ покинул Святую Гору и вместе с мощами преп. Силуана Афонского в связи с празднованием 1000-летия русского монашества на Афоне принесен в Беларусь, а затем посетит и епархии Русской Православной Церкви в России, как явственное свидетельство реальности благодатной жизни во Христе.
По материалам сайтов
«Русский Афон»
и «Православная жизнь»,
официального портала
Белорусской Православной Церкви
«Русский Афон»
и «Православная жизнь»,
официального портала
Белорусской Православной Церкви