Добавлено: 25.05.2022

Пусть молитва будет лейтмотивом всей нашей жизни


(Продолжение. Начало см. "Господь дал мне время на покаяние")

Беседы с настоятелем кельи Святого Модеста иеромонахом Авраамием (Орловым)

— Дорогой отец Авраамий! Наверное, для многих людей и, в особенности, для православных не является открытием пагубность влияния компьютерных устройств и телевидения на подрастающее поколение. Это особенно беспокоит сейчас родителей, потому что дети становятся все более и более неуправляемые, они не слушают, что говорят им родители. Сатанинское изобретение, по-другому я бы не назвал, — телевизор, все эти компьютерные поделки, смартфоны — они просто зомбируют сознание и, я бы даже сказал, они переделывают сознание человека. Мы с вами хорошо помним, как учились в школе. Мы хотя бы искали ответы на какие-то вопросы, а сегодня школьник разучился искать ответы на вопросы. Он нажимает кнопку смартфона и получает ответ, то есть у него ни мозги, ни воображение не включаются. Растут какие-то манкурты. Вот как с этим бороться, и можно ли что-то сделать? Наверное, одному Богу известно.

— Как говорят ученые, а также и святые отцы, до 8–10 лет человек на 80 процентов формируется как личность. Поэтому очень важно, что именно ребенок получает в детстве. Очень важно еще грудного ребенка в храм Божий носить и причащать. Воскресные школы, изучение тропарей, «Господи помилуй» — это все должно идти с самого малого возраста, чтобы человек, этот маленький ребенок, маленький раб Божий, уже понимал, ясно осознавал себя православным христианином. Надо стараться каждое воскресенье ходить с семьей в храм Божий, молиться, причащаться и, естественно, должна быть практика утренних и вечерних молитв, хотя бы кратких. Очень важно, когда в семье это есть, утренние и вечерние молитвы, когда разговаривают о Боге.

Я помню, Царствие ей Небесное, свою маму. Когда мы были маленькие, она читала нам Евангелие. У меня тогда были только две старшие сестры, младшего брата еще не было. Я играю с машинкой или с чем-то. Она читает Евангелие, останавливается и спрашивает: «Так, Толик, что я прочитала?» — Я ей рассказываю. То есть я хоть и играл, но слушал Евангелие. Это очень важно, чтобы в детские души Божественные слова закладывались родителями, и очень важно, когда родители делают это с любовью. Это самое главное, потому что когда человека в 14, 15, 16 лет начнет возраст крутить, он уже знает, что есть Божий храм, что есть молитва. Он знает, куда ему вернуться. Есть то, что ему дано в этом маленьком детском возрасте, что закреплено через молитву, начало, через первую исповедь, через причащение Святых Христовых Тайн, это очень важно.

Думаю, что это основа борьбы со всеми этими электронными средствами. Потом и родители сами должны контролировать, то есть не идти на уступки маленькому ребенку. Телефон, гаджет — у маленького ребёнка этого не должно быть. К сожалению, если это происходит, то компенсировать это надо не какими-то западными мультфильмами про монстров, от которых действительно идет отрицательное воздействие, зомбирование, а хорошими, замечательными русскими мультфильмами, советскими или новыми, например про святого Андрея Ослябю, Александра Пересвета — хорошими мультфильмами, которые учат патриотизму, святой вере православной, боевому духу русского воина. Одному знакомому посоветовал мультик про Пересвета. Он мне пишет, что дал сыночку посмотреть, тот теперь ходит с саблей: «Я — воин, защитник Руси!».

То есть воздействие даже этого маленького мультфильма сообщает душе осознание целостности, связи с русским родом, с родом защитников. Святая мысль, в таком виде преподанная, трансформируется и доходит до человека, то есть Господь так делает.

И обратно: воздействие бесовской нечисти очень опасно, и особенно на эти маленькие юные души, еще неискушенные, которые воспринимают все, что есть, априори и их душа этим заполняется. Поэтому очень важно опередить и заполнить святым и хорошим — душу или, как говорят современным языком, сформировать внутренний код человека, и тогда он будет отторгать злое, нечистое, отрицательное.

Конечно же, эпицентр — это Святая Церковь, евхаристия, причастие.

— Я знаю семьи, где все верующие, православные, причащаются. А приходишь в гости — компьютер стоит, не выключается. С одной стороны они с Богом, с другой стороны, какие-то сомнительные мультфильмы... Какие-то динозавры, свинка Пеппа. По сути, выдуманные фигуры.

— Недавно мне попалась информация о том, что какая-то девочка взяла и спрыгнула с шестого этажа с зонтиком, подражая героям этих мультфильмов. Конечно, все печально закончилось.

— Участились детские самоубийства. Об этом говорят уже на полном серьезе, потому что, оказывается, в интернете существуют целые сообщества, которые учат как уйти на тот свет.

— Группы смерти. Слава Богу, на днях Дума приняла решение об уголовном наказании. Сейчас рассматривается закон по противодействию этому, то есть это будет уголовно наказуемо. Да, это воздействие, это выбивание генофонда, выбивание нации. Есть люди, которые работают над этим. Умные по-дьявольски люди, то есть с отрицательным наполнением души, негативной энергией, они работают на разрушение Отечества, государства, на разрушение душ человеческих — через проникание этих групп смерти, «синих китов» и прочих, через воздействие их. Целые инструкции: сделай нарезочку, наколочку здесь, здесь; потом через 10 дней сделай то-то; потом поднимись на какой-то этаж дома, постой над пропастью — то есть идет зомбирование, подготовка человека, вкачивание в сознание человека этого духа. Это очень опасно.

Надо активно заниматься молодежью. Есть много путей. Это и православные мультфильмы, православные песнопения, концерты. Храм Божий — да, но кроме храма должны быть православные воскресные школы, патриотические песнопения. Посмотрите, какой дают дух оптимизма, дух радости, дух жизни казачьи песни. Потому что они созданы православным народом. Они в веках пелись, поэтому передают тот генофонд, который дал Господь избранному народу Божиему.

Сейчас все коммерциализировано, но если есть хоть какая-то возможность, можно ту же секцию борьбы — вольной борьбы, самбо или народной борьбы — сделать бесплатной, чтобы люди, мальчишки не наркотиками увлекались и не дышали каким-нибудь газом или «китов» искали, а жили активной для подрастающего поколения жизнью, и себя защитить умели, и за свой род постоять могли. И это должно сопровождаться идейным наполнением, что воспитывается защитник Родины, защитник святой веры православной. Этим нужно заниматься. Кто как может, должен стараться в общество вносить это. В Советском Союзе это было, и было бесплатно. При каждом заводе — Дворец культуры, Дома пионеров. Были секции разные: шахматные, спортивные. Это правильно, потому что это подготовка и человека к жизни, и идейная подготовка. Все это было хорошо. Единственное чего не было, это проповеди Евангелия, преобладала коммунистическая идея, а это называется христианство без Христа.

Все было украдено из Евангелия, и как бы тем самым людей ввели в общность жизни, провозгласили идеалы свободы, счастья, равенства, но они были иллюзорными, потому что были без Бога, без Христа. Чтобы все правильно, осмысленно наполнялось, подготовка должна быть. Поэтому надо этим заниматься, чтобы люди от всего этого уходили.

Тем, кто имеет какие-то средства, надо создавать фонды, общества, пусть даже в пределах какого-то городка, в каком-то поселке — секции для занятий спортом, шахматами. Все это бесплатно, на добровольной основе, с таким христианским содержанием. Те же самые фильмы добрые, старые, советского времени, сказки народные. Тот же Андерсен — это христианский писатель. Наши авторы: Пушкин и прочие. Тогда идет информация позитивного содержания, которая не искажает, не уродует душу человека, дает правильное, доброе. Это надо, насколько возможно, стараться культивировать. Конечно, прежде всего, через храм Божий, молитвы, причащения.

Человек так устроен, что мы немощные, не можем впитать в себя, вместить ту Божественную благодать храма, нам нужно что-то еще, потому что мы не готовы. Нужно заполнить эту пустоту, но заполнить положительным.

Настолько же сильное воздействие сейчас на всех людей, не только на детей, но и на взрослых, этих средств массовой информации и воздействие действительно характера внушения, зомбирования.

— Общество потребления, все позволено.

— Все позволено, все разрешается. Нужно разрушить стереотип доверия к этому телефону, компьютеру: «Эй, гугл! Привет, гугл! Скажи, гугл!» То есть получается уже общение, обращение к нему, а этот волшебный ящик — он тебе все скажет, ты все в нем найдешь. Это подмена, потому что те, кто составляет эти программы, они их составляют с тем, чтобы использовать людей. Компьютер чем отличается от книги? Книгу читаешь, а что написано пером, не вырубишь и топором. А в компьютере то, что в первый раз запустили, во второй раз изменили. То есть всегда можно подчистить и внести тот элемент, который нужно добавить для воздействия на человека. Вот, чем опасен компьютер. А люди же воспринимают это всерьез.

Мы же привыкли доверять тому, что пишут. У нас это развито, если в книге, в газете что-то написали, значит, так и есть. А это воздействие на людей. Нет у нас никакого критического подхода, что прежде чем доверять, надо проверить, так ли это, соответствует ли это Священному Писанию, нравственности — этим критериям. Поэтому вырабатывается такое общество внушаемое, управляемое, чтобы его можно было направлять туда, куда нужно, быстро и удобно. В этом большая беда и опасность. Даже в том плане, если воспринимать компьютер как просто инструмент, как и инструмент в руках повара, который готовит пищу, в руках медика при спасении жизни человека. А в руках убийцы — это инструмент убийства. Казалось, одна и та же вещь. Здесь, конечно, грани заостряются: через компьютер можно много и хороших, положительных вещей давать — о храме Божием, о происходящих событиях... Что делать, живем в такую эпоху, надо использовать его, чтобы люди знали, например, о принесении мощей святителя Николая. Дали информацию — народ идет. Освящен храм новомучеников — положительное событие.

Но идет очень много негатива через средства массовой информации — через газеты, радио, телевизор: там плохо, там убили, тут война. На человека идет негатив, его придавливает: плохо, плохо. Нужно выходить из этого «плохо» — какая-то стрессовая ситуация — выпить, погулять, наркотиками уколоться, снять с себя стресс. Людям надо говорить, что не надо этого делать. Это грех. Надо пойти в храм Божий, надо взять книгу святую, почитать, надо к Господу глаза поднять: «Помилуй меня, грешного!»

Это тоже как площадка для борьбы, поскольку живем, все равно пользуемся ею. Надо ее хоть как-то использовать, насколько это возможно, вносить православный взгляд на мир, на жизнь, на все, что происходит.

— Да, и уже появились в России два православных телеканала. Пускай они с профессиональной точки зрения еще несовершенны, но это уже хорошая попытка. Я, например, к стыду своему не знал, что каждый вечер в 19.30 по «Союзу» показывают православные мультфильмы. Начал теперь это своим внукам включать.
Вспоминаю разговоры на эту тему с отцом Кириллом. Я сам слабый человек и, конечно, сколько себе слова ни давал не смотреть телевизор, этого еще не происходит. Разве что умеренно смотрю во время поста и совсем выключаю, когда Великий пост. И как батюшка всегда отвечал на этот вопрос: посмотрит на меня с улыбкой и своим чуть-чуть заикающимся голосом скажет: «А ты его выбрось!»... Вот какой ответ.


— Да, и этот фон воздействует, как Вы говорили несколько минут назад, когда постоянно компьютер включен, постоянно этот телевизор фонит, подбрасывает этот фон, эту духовную составляющую. То есть люди, бывает, вроде бы о чем-то говорят, а телевизор работает. Бывает, что один телевизор на кухне, второй еще где-то, и постоянно идет зомбирование, воздействие этой волны на мозги человека. Человек, когда идет передача, вроде бы со мной говорит, но человека вышибает, то есть телевизор начинает перетягивать на себя внимание. Это воздействие на умы людей. Через этот 25-й кадр идет воздействие на подсознание человека. Что там закладывается, неизвестно. Ничего хорошего, по всей видимости.

— Даже говорят, что и в выключенном состоянии этот телевизор продолжает воздействовать, если он включен в розетку.

— Говорят, что телевизоры, холодильники, стиральные машины китайского производства все снабжены маленькой шпионской программкой, то есть происходит прослушивание, просматривание человеческого жилища и идет сбор информации. Казалось бы, что тут такого, но прослеживается, анализируется информация, и на нашем бытовом уровне мы иногда говорим такие вещи, которые носят секретный характер или какие-то чертежи, еще что-то...

— Гугл — это вообще шпионская программа. Я включаю, потому что мощи привезли, и тут же дают негатив. Вас интересует тема Русской Православной Церкви? Получите — и тут же выступает известный протодиакон Кураев...

— Да, пятая колонна.

— Или едешь по какой-нибудь российской деревне. Нищая глубинка, полуразрушенные дома, но на каждой почти избе висит тарелка. У людей нет денег, чтобы починить крышу, но этот иллюзорный мир проникает спокойно в их сознание.

— Да, вроде бы футбол посмотреть, а тут и все остальное подтягивается. То же самое было и раньше, помню: едешь по Турции или по Болгарии — деревни, а эти тарелки везде.

Это такое воздействие. Что делать? Единственное, сей род изгоняется только молитвой и постом. Молитва, пост и старание понуждать себя к чистому житию, к покаянию, к истине. Не стесняться исповедоваться и перед иконой Господней, и перед храмом, и перед духовником, не стесняться искренней исповеди. Бывает нам стыдно признаться в том, что мы негодяи, грешники и падшие. Где-то для себя укоришь, а нужно открывать эти корни, вырезать опухоль из себя: да, я грешный человек, падший, но прошу прощения у Господа, у тебя, святой отче, чтобы мне покаяться, чтобы мне все это из себя вырвать и пойти путем праведным. Когда нет такого, когда мы стесняемся, скрываем что-то, корни остаются, они не вырваны. Это очень важно, чтобы мы правильно исповедовались, каялись.

И, конечно, день должен начинаться и заканчиваться молитвой. Всегда: «Господи, прости, помилуй, благослови. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Пресвятая Богородице, спаси нас». Краткие молитвы. Эти молитвы, чем чаще мы их повторяем, чем чаще в уме держим, тем чаще они отгоняют разные мысли, помыслы и помогают в духовной брани. А воздействия негативные — злобу дьявола, который действует через всех магов, экстрасенсов, отгоняют и уменьшают.

Вроде бы простые вещи: вот долго не выезжаешь в мир, а когда выехал, чувствуешь негативное воздействие. Женщины, конечно, одно... Но реклама! Реклама в тебя впивается, всасывается. Потому что это воздействие негативное, отрицательное, бесовское влияние на душу человека. Это очень опасная вещь, и мы должны приучать себя к Иисусовой простой покаянной молитве. Мы не высокие праведники, мы не затворники, которые живут в горах, которым Господь дает дар сердечной Иисусовой молитвы. Но хотя бы молиться просто как странник, который ходил по русской земле, как пишется в «Рассказах странника»: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Простая молитва, молитва сильная, она будет помогать нам преодолевать по милости Божией все искушения и будет лейтмотивом всей нашей жизни, путеводной звездой будет вести нас к Богу, к спасению.

+ + +

Паром от пристани Дафни все дальше и дальше уносил меня от Святой Горы Афон. Вспоминая беседы со старцем Гавриилом и настоятелем скита Святого Модеста иеромонахом Авраамием, которые оставили глубокий след в моем сердце, я достал из сумки подаренный мне портрет батюшки Кирилла и перечитал слова напечатанные под ним:

«Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цели нашей жизни — озарение души светом Христовым, ее спасение и уготование к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог и сподобиться от Господа вечных благ.

Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царства Небесного».

Это был отрывок из моей последней беседы с отцом Кириллом: « Ничто не отлучит нас от любви Божией». Чудны дела Твои, Господи!

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
«Русь Державная», 2017, № 7


Быть всегда со Христом!

— Дорогой батюшка, уже несколько лет прошло с тех пор, когда мы с Вами последний раз беседовали. Жизнь неузнаваемо изменилась не только в нашей стране, но и во всем мире. И вот хотелось, чтобы Вы поделились своими размышлениями о том, что происходит со всеми нами, что происходит с русскими православными людьми, поговорить о тех проблемах, которые стоят перед всеми нами, людьми, которые стараются жить со Христом в душе.
Сейчас многие люди у нас на Родине находятся в растерянности и подчас даже не знают, в каком направлении предпринимать усилия, чтобы сохранить семью, сохранить здоровье, сохранить работу. Что людям можно посоветовать, от чего их, может быть, предостеречь? Хотелось бы поразмышлять с Вами на эту тему.


— Спаси Господи! Что тут можно сказать? Прежде всего, Господь — Творец и Создатель этого мира, и видимого, и невидимого, мира ангелов Божиих. И этот мир прекрасный Господь сотворил. И поселил в нем человека Адама и Еву и сказал им: «Всем пользуйтесь в этом мире, только заповедь даю — не вкушайте от древа познания добра и зла». Но завистью дьявольской люди вкусили от этого заветного древа, тем самым нарушили заповедь Божию и были из рая Божия низвержены и стали нести скорби.

Почему об этом мы говорим? Потому что сейчас то же самое происходит, но, может быть, даже в несколько раз усиливается тенденция человечества к житию без Бога, без милости Божией, без памяти о Боге, без молитвы, а люди стремятся жить в свое удовольствие, ради себя. Пожить сейчас, а потом посмотрим, что там будет дальше. К сожалению, такая позиция у многих, и она приводит людей к девизу: «Возьми от жизни все, что хочешь, и все, что можешь, радуйся, живи и наслаждайся».

Это обманчивая тенденция, потому что за все надо платить. Каждое движение души либо во благо душе и спасению, либо оно приносит горькие плоды, которые тревожат душу и тело.

Берем тему абортов. Кому-то она, может быть, покажется надоевшей. Свыше трех миллионов абортов в России. В Греции статистика: 300–400 тысяч абортов в год для маленькой десятимиллионной страны. А в день 1100 младенцев убивается.

Каждый день! От ковида умирает 70–80 человек, и уже тревога: как много нас умирает от этого вируса. А тысяча сто младенцев в день? И никто не говорит: «Ой, как плохо, ой, как надо постараться, чтобы люди этого не делали». А ведь гнев Божий вызывается за нарушение заповеди. Это же убийство, убийство человека. И поэтому хотелось сказать, что когда мы говорим: ой, как у нас все плохо в жизни или что-то нам не везет, или что-то у нас не так идет, то надо задуматься, а как мы живем в духовном плане? Если мы в браке не венчаны или живем просто сожительством: пока поживем, посмотрим, друг к другу притремся, может, и разойдемся еще. Контрацептивами, разными средствами избегают рождения детей. И так живет, к сожалению, много людей. И молодым людям не говорится о последствиях, а если и говорится, то они не слушают. За все это потом приходится платить, печально бумерангом прилетают к нам искушения, скорби, психические, душевные, телесные болезни.

Это от того, что мы не соблюдаем закон Божий, закон Творца. Господь дал этому миру духовные, нравственные законы, которые, когда мы их не исполняем, то нарушаем волю Божию, нарушаем принцип жизни, общения с Богом и за это получаем как раз все эти скорби, болезни.

Так же и в отношении государств и стран. Если государство не соблюдает законы Божии, не поддерживает в людях эти тенденции ко благу, то тогда получается вот такое Божие наказание. Оно и сейчас есть, а потом будет еще больше. Ведь наша жизнь здесь — временная, а существует и вечность, которой нет конца, которая будет всегда. Вечность. И вот, где душа будет в этой вечности? Никто не задумывается. А ведь это будет. Хочешь ты или не хочешь, желаешь или не желаешь. Будет Страшный суд Божий, будет решение участи людей. Тем, кто с правой стороны от Господа, Господь скажет: «Придите ко мне, благословенные, которые соблюдали заповеди Божии, терпели крест свой, несли его, и придите в Царствие Небесное к праведным, к святым». А тем, кто с левой стороны, скажет: «Отойдите от меня уготованные дьяволу и ангелам его, потому что не соблюдали заповеди Божии, жили во грехе, по страстям мира сего».

— Очень много людей, как я наблюдаю, в 90-е годы активно воцерковлялись, начали посещать храмы, крестить детей, венчаться, но это в глубине их души, как мне кажется, не отразилось на них самих, на их сущности. То есть развития духовного не получилось. И это, на мой взгляд, сегодня очень влияет на всю атмосферу в обществе, потому что формально — да, человек пришел в храм, постоял, свечку поставил, помечтал о своем, и он считает, что пообщался с Богом. Он, возможно, даже причастился и считает, что у него все в порядке. А выйдя из храма, он попадает опять в это множество страстей, и реакция очень многих неузнаваема. То есть был смиренный человек в храме, выходит — он уже и кричит, и обижает, и обманывает. Насколько я понимаю, это всегда было, но сегодня, как мне кажется, эта лицемерная сторона преобладает в обществе. Как Вы считаете?

— Мне трудно судить, потому что живу здесь, на Святой Горе и в относительной тишине, не так часто сталкиваемся с тем, что происходит там, в обществе. А сейчас тем более: последние два года в связи с этими заболеваниями мы не выезжали в Россию. Да, конечно, воздействие идет. Тут надо понять. Как говорил Достоевский, дьявол борется с Богом, а поле борьбы — сердца человеческие. Идет эта духовная война. Против Бога, против человека, против духовных устремлений. Вся современная культура и псевдокультура — это поле битвы, враг рода человеческого бросил все силы на то, чтобы человека отвлечь от духовных ценностей, от духовных размышлений и забот. И, конечно, когда люди в быту — постоянно реклама, телевизор, фильмы какие-то, передачи, которые отвлекают человека от духовных размышлений, от молитв. И когда после всего этого человек входит в храм, конечно, он загружен всей этой мешаниной, негативной информацией, и он уже не так чувствует благодать Божию в храме.

Вот поэтому бывают нужны потрясения человеку, чтобы выйти из этого состояния зомбированности, из состояния заколдованности телевидением, театром, ночными клубами и всеми прочими культурными, с точки зрения современного мира, сферами, чтобы человек почувствовал, что он не на правильном пути, и чтобы через эти потрясения он начал уже осознавать духовные вещи, начал более осознанно поклоняться иконам и святым, более сознательно просить помощи Божией, защиты у Него.

Конечно, и священники должны напоминать, учить свою паству тому, чтобы быть не захожанами в храм Божий, а быть настоящими прихожанами храма, чтобы обращать к Богу и сердце, и душу, а не просто прийти в храм только в определенные часы в воскресенье или на праздники — на Рождество, Пасху. В этом состоит духовная работа, духовная жизнь, духовное возрастание. И об этом должна быть забота пастыря, священника через проповедь, общение со своими прихожанами, чтобы, видя их такое настроение, постараться помочь людям углубить духовную жизнь, чтобы человеку прийти в храм не просто как внешне любопытствующему или по обычаю, или как мама сказала, бабушка, а по зову души.

— Я хотел бы вернуться к трудной теме. Она сейчас в обществе активно обсуждается. Я бы одним словом ее охарактеризовал так: апокалиптические настроения. Хотел бы издалека к этому подойти. Двадцать один год назад приехал я к батюшке Кириллу (Павлову) в Переделкино, как раз начался уже XXI век. И я по простоте душевной говорю: «Батюшка, что бы Вы хотели рассказать людям в связи с наступающим новым веком». И его реакция была для меня неожиданной. Он сказал: «Андрей, а зачем людей пугать?» Правда, потом он подумал, помолился и сказал: «Ну, давай записывай!» Но получилось, что он очень коротко высказался, и я из этого вряд ли что-то смог бы сделать. Но неожиданно в этот же день вечером он сам мне позвонил и сказал: «Андрей, приезжай, у меня будет добавление».

И получилась изумительная проповедь, которой я дал заголовок «Ничто не должно отлучить нас от любви Божией». Вот слова батюшки:

«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Но надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного».

В этой проповеди батюшка как раз говорил о том, что впереди трудные времена, нестроения в обществе, отход людей от веры и о том, что пока человек не покается, то он не вернется к познанию Божественной истины, ничего хорошего не будет. И эти слова отца Кирилла перекликаются с тем, что сейчас происходит.


— Да, отец Кирилл — старец великий, всегда спокойный, радостный, где-то, может быть, напоминает преподобного Серафима Саровского по своему внутреннему устроению и миросозерцанию. Господь сподобил меня пожить в Троице-Сергиевой лавре и близко общаться с отцом Кириллом. Иногда к нему прибегал в келью, когда у него общее правило совершалось, а на общем правиле присутствовать, молиться — это тоже счастье и благословение. И, конечно, мы приходили на исповедь в храм, когда в одном из приделов трапезного храма всегда происходила исповедь для монахов и там, конечно, все мы подходили к нему исповедоваться.

Отец Кирилл ездил в Крым. У него же после Сталинградской битвы легкие совершенно были больные, и он каждый год уезжал на месяц, на два в Крым прогреться, подышать морским воздухом, и от него приходили обычно раз или два раза за сезон письма братии. Я даже не знал, оказывается, отец Кирилл обладал талантом поэта и писал неплохие стихи, четверостишья. И он со своего места лечения, отдыха в Крыму, присылал братии конвертики с приветствиями и наставлениями каждому. Как-то раз мы на клиросе пели, на левом, и кто-то из братии занес эти письма, раздал всем. Был у нас такой большой, крупный архидиакон Борис. Царствие ему Небесное! У него был очень красивый бас, пел он и служил очень красиво. Он не утерпел, раскрыл это письмо, заплакал и убежал с клироса. Я потом в келье посмотрел свое письмо: «Дорогой отец Авраамий, благословение с берегов Крыма. Архимандрит Кирилл». Благословение, доброе назидание и такое четверостишие:

Не осуждай в падении брата,
И ты не будешь осужден.
Он не погибнет без возврата.
Бог скажет: «Встань!», и встанет он.


И вот это его благословение, напоминание не осуждать стараюсь, конечно, выполнять, но не всегда получается.

Да, конечно, мир по сравнению с тем, что было сто лет и что было двести лет назад, изменился, мы живем в более напряженной обстановке, и об этом писал еще владыка Аверкий (Таушев). Но об этом писал и святитель Игнатий Брянчанинов, живший ранее. Он говорил: «Ты человек маленький, бедный, немощный, не пытайся своими слабыми силами остановить катящийся вал этой апостасии, но заботься о своем духовном опыте, своем мире, старайся, прежде всего, свою внутреннюю, духовную жизнь привести в порядок согласно учению святых отцов, согласно учению святой Церкви».

Идет духовная брань, духовная война, и даже не касаясь политических проблем надо сказать, что на Русь, на землю русскую идет большое давление. Почему? Потому что, слава Богу, до сих пор земля русская еще не настолько уязвлена и не подчиняется этим западным влияниям. Узаконенного содомского греха, который страшно влияет на всю общественную жизнь, у нас нет. На Западе это противоестественное воздействие на детей начинается уже в раннем возрасте. В Канаде отец одного двенадцатилетнего ребенка узнал, что в больнице применяют гормональную терапию для того, чтобы сменить пол. Когда он стал сопротивляться этому, его посадили в тюрьму, чтобы он не мешал свободе самовыражения. Вот до чего доходит! А президент Байден сказал, что это хорошо, хотя считает себя рьяным католиком. Такие вещи многие и католические епископы уже принимают, все эти сексуальные извращения, изменения на нравственном и законодательном уровне, считают, что это хорошо, нормально. Нисколько это не нормально, потому что Библия святая это осуждает, Господь осуждает. Наука тоже говорит, что это психическое извращение, ненормальность, что такие люди больные.

Эта духовная война, конечно, воздействует на наш общественный строй, на наши установления, на общество людей. Уже изменились законы выдачи премиальных статуэток за фильмы и конкурсы. Там обязательно должно присутствовать вот это сексуальное извращение или какие-то артисты в фильме должны быть именно этой ориентации. Идет большое давление на общество, чтобы изменить его, чтобы эти извращения стали обычными, нормальными, чтобы они вошли в жизнь. А это приближает мир к апокалипсису, потому что Господь сожжет эту землю, когда она будет такая, наполнится этой болезнью. Что тут сказать? Святые Отцы пишут, наставляют, призывают сохранять Божии заповеди, которые не просто какие-то слова, а основа нашей внутренней духовной жизни, которой мы должны жить.

А эти разные сайты для подростков, группы смерти, где дают инструкции, чтобы убить себя, покончить жизнь самоубийством. «Синие киты», или как они там еще называются? И происходят то тут, то там эти смерти молодых людей. Выбрасываются из окна или еще каким-то другим образом. И здесь храм Божий — это как целебница душевная и телесная, в храме Божием человек находит успокоение для души. На исповеди у священника лечат эти нравственные и психологические раны, применяют этот бальзам молитвы, духовных советов, и тем самым зарубцовываются, залечиваются эти нанесенные грехом и ненормальным образом жизни раны. В этом смысле наша Церковь — лечебница, Церковь Святая помогает человеку остаться в нравственном порядке, нравственном устроении, которое дал Господь Бог.

— Спасибо, батюшка! Я еще об одном вопросе забыл спросить, сам этим недостатком страдаю. Вы вчера очень хорошо говорили о грехе уныния, который стал сейчас так распространен.

— Да, от грехов, от того, что грешим и от того, что вокруг вроде все так неустроено — и помыслы такие. Все плохо, все неудачно. И наступает именно такое состояние уныния, Богооставленности. А нужно бежать от этого недуга духовного, от таких мыслей, потому что Бог — наша надежда, упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе! Поэтому, когда мы приходим в храм Божий, как поется в одном тропаре Пресвятой Богородице, умолкает ныне всякое уныние, когда мы прибегаем к Споручнице грешных — Пресвятой Богородице. Уходит, умолкает уныние, потому что радость бытия дает радость сердцу. Помогает Пресвятая Богородица, когда мы к Ней обращаемся, Единая Чистая, Единая Благословенная. Потому что в мире нет выше этой Преблагословенной Девы, Которая родила Сына Божия, Иисуса Христа. Богочеловек Иисус Христос по нашему догматическому учению — истинный Бог, истинный Человек, Ипостась Пресвятой Троицы.

Когда Матерь Божия покрывает нас Своей милостью, то великая Ее милость отгоняет всякое уныние и печаль. Матерь Божия заботится обо всех, и о грешниках. Такой есть рассказ у одного святогорца. На праздник святого апостола Андрея Первозванного несколько монахов пошло в Андреевский скит, тогда населенный русскими монахами, и там на празднике помолились, выпили по чарке вина, а когда обратно шли, то в горах даже снежок пошел. Они подзамерзли, сели в каком-то овражке и заснули. Была опасность того, что они замерзнут. Одному монаху Матерь Божия является и говорит: «Иди, разбуди моих свинюшек». Он недоумевает. И вдруг еще раз. И когда на третий раз голос Матери Божией, то он уже послушался, пошел и видит, там уже замерзают монахи. Он разбудил их всех и тем самым спас их души и тела и привел в келию. Поэтому мы хоть и свинюшки, но Божия Матерь заботится о нас, поэтому нет места унынию, потому что мы надеемся на милость Пресвятой Богородицы, на Ее благословение, на Ее защиту, на Ее неизреченную и скорую помощь. Ведь какие иконы Божией Матери: Скоропослушница, другая Вратарница, Отрада и Утешение, грешных спасение. Пресвятая Богородица нас милует, спасает, защищает, поэтому нет места унынию.

Есть место печали о Боге, потому что состояние православного человека должно быть радостно-печальное, то есть радость о том, что Господь нас искупил, Господь нас спас, Господь ради нас пострадал и воскрес. И в то же время печаль о наших грехах, о том, что мы, к сожалению, постоянно падаем, грешим, не можем устоять в добром русле, в добром направлении по отношении к Господу Богу. Поэтому радость и одновременно печаль — это состояние и лейтмотив жизни: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. Этот лейтмотив жизни каждого человека — путь, который ведет нас ко спасению, в Царствие Небесное.

— Батюшка, мы с Вами беседуем как раз накануне светлого Христова Воскресения, для каждого верующего человека это главный праздник. И поскольку «Русь Державную» читают в самых разных слоях общества — от политиков до самых простых людей, хотелось бы каких-то духовных наставлений в оптимистическом пасхальном духе услышать от Вас.

— Конечно, всем желаем Божиего благословения, милости Божией, чтобы Господь осветил наш путь, как Солнце правды, Христос Бог наш — такое выражение есть в наших богослужебных текстах. И вот как лучи солнца через окно или через приоткрытую дверь в темный чуланчик проникают к нам, и от них бегут все крысы, мыши, насекомые, так и Христос Бог наш вносит лучи правды в нашу жизнь, даруя радость нашей душе.

Также желаем, чтобы Иисус Христос — истинный Бог наш, Иисус Воскресший, — воскресил и наши души, наше сердце, чтобы лучик Божиего света, Божией благодати осветил закоулки нашего внутреннего мира и чтобы мы почувствовали эту пасхальную радость, чтобы мы ожили, чтобы мертвая наша душа ожила и прославила Господа Спасителя, Творца и Создателя своего. Бог сказал: «Созижду Церковь Мою». То есть: «Я создам Свою Церковь и врата ада не одолеют Ее». Вот наш оптимизм, что Церковь Бога — столп и утверждение истины, Церковь будет до скончания века. Обязательно будет, и всегда, всегда к этой Святой Церкви как к прибежищу, к Маяку, стоящему на берегу бушующего моря, может прибегать мятущаяся душа наша. И, конечно же, всегда будет получать утешение, благословение, радость и поддержку.

И еще на Небе ведь Пресвятая Богородица, которая молится Господу за весь этот мир. На Небе сонм святых угодников Божиих, и прибегая к ним, к нашим покровителям, к преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, святителю Игнатию Брянчанинову, святителю Илариону Троицкому, святым новомученикам, святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, мы просим их о помощи, и они, конечно же, нам помогают.

Так же и афонские святые и древние святые: Антоний Великий, Савва Освященный и многие другие святые — они нам помогают, поэтому к ним надо обращаться и просить их помощи, защиты и благословения. Надо осенять себя крестным знамением Честнаго Животворящего Креста Господня во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. И сила Креста Христова, о ней много говорится в житиях святых и в разных рассказах, защитит нас. Дьявол боится силы Животворящего Креста. И надо призывать имя Божие. Молитву Иисусову, когда один, читать вслух, а когда среди других — про себя, потому что это краткая, но очень сильная молитва, защищающая, покрывающая человека: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Вот эта молитовка дает нам силу, надежду и защищает нас, как щитом. Иисус, сын Сирахов сказал: «Имя Божие — крепкая башня, укроется в ней праведник и будет невредим». Святой Иоанн Лествичник сказал: «Именем Божиим, Иисусовой молитвой как мечом поражай ратников». Поражай молитвой греховные помыслы, мысли нехорошие, идущие от страстей наших: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это сильная молитва, краткая, которую нужно всегда и везде иметь с собой. Она помогает и дает нам бодрость, радость и надежду на спасение.

Еще раз всех с наступающим светлым Христовым Воскресением, помощи Божией, радости в душе, в семьях, и чтобы Господь посетил каждый благословенный дом, и ко всем пришло это радостное известие: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ,
«Русь Державная», 2021, № 6


от 23.11.2024 Раздел: Май 2022 Просмотров: 737
Всего комментариев: 0
avatar