Добавлено: 22.09.2023

Рай или ад — мы выбираем сами

Из проповеди митрополита Арсения (Яковенко), наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, в праздник Успения Божией Матери 28 августа 2023 г.

В Троице-Сергиевой лавре был духовник отец Кирилл Павлов. Многие его знают как великого старца. Он рассказывал о себе, что родом он из села Рязанской области. «Мама была очень благочестива. Семья, как простые крестьяне, верующая. Но меня отдали в районный центр к старшему брату. И в 20-е, 30-е безбожные годы я потерял ту ниточку благочестия моих родителей». Настала война, и его забрали на фронт, в первый же год попал в плен. Нас вели, говорит, колонной по лесу. Песок под ногами осовывался, жара была неимоверная, пить было нечего, есть нечего. Многие, изнемогая, начали отставать, а то и падать. Конвоиры же, которые охраняли пленных с овчарками, отставших пристреливали. А мама его, благословляя на войну иконой Божией Матери, сказала: «Сынок, я вручаю тебя Покрову Божией Матери и всю войну за тебя буду держать пост». И всю войну держала пост за сына.

А он слабенький, и в старости был маленького росточка. Говорил: «Чувствуя ослабление своих сил, я взмолился: «Божия Матерь, Тебе же моя мама меня вручила, помоги!» «И, — рассказывал он, — вдруг надо мною встала большая икона, которой мама меня благословляла на войну, лик сверху обращен ко мне. И от иконы раздался властный голос: «Встань и стой». И я, повинуясь этому голосу, остановился. Мимо меня проходили пленные сотоварищи, конвоиры, никто не обращал на меня внимания. Но я стоял со страхом и думал: вот сейчас или прикладом ударят, или выстрелят. Но вот уже и конец колонны. Уже и последние проходят мимо меня. И я жду в напряжении, что сейчас в меня выстрелят. Но проходят конвоиры мимо меня, проходят собаки, не обращая на меня внимания. Я стою, и они идут, идут все дальше. Думаю: сейчас развернутся и выстрелят в меня. Но они пошли дальше, свернули за поворот лесной дороги и ушли. Я некоторое время еще стоял, а потом бросился в лес». Потом он перешел линию фронта, вернулся к своим, и войну закончил в Вене.

Отец Кирилл дал обет после войны посвятить жизнь Богу. По окончании войны он пришел на богословские курсы, потом постригся в монашество в Троице-Сергиевой лавре. И многие его знали как великого духовника, старца, прозорливца, отца Кирилла (Павлова). А его фамилией в Волгограде назван дом Павлова, который он оборонял длительное время. И, как он сам говорил, в развалинах этого дома он нашел Евангелие. Это Евангелие пронес всю войну. Читал его постоянно, ежедневно. И когда уже поступил в семинарию, с ним вместе учился Марк Харитонович Трофимчук, учитель церковного пения. Он говорил, что отец Кирилл знал Евангелие наизусть. Его спрашивали, испытывая, называли цитату, а он говорил, от кого это Евангелие, какая глава и какой стих.

Он был кроткий, смиренный, незлобный настолько, что братья о нем говорили (он был духовным отцом для многих), что отец Кирилл нам не как папа, а как мамочка.

И по молитвам его мамы Божия Матерь обратила его душу и сделала его полезным для всех, не только для себя. Не только для себя он наследовал спасение, но по его примеру, по его наставлениям спасение наследовали многие. Сейчас похожее время. Всякое есть: и безбожие, и молитва. Как в 1920-е, 30-е, 40-е годы — есть клевета на Церковь и злоба, а есть любовь к Богу, покаяние, молитва и добродетель, когда люди стараются друг другу что-то доброе сделать.

Не пускайте ненависть в свои души. Избегайте всякой клеветы. Потому что клевета — энергия, на которой растет в душе человека ненависть. Поэтому часто мы и слышим по средствам массовой информации, к сожалению, именно на православных столько клеветы (а у нас много религиозных конфессий). Столько выливается грязи, чтобы в людях насадить и взрастить ненависть к православию. Но мы знаем, кто это делает. Это враг рода человеческого учит людей поступать так, а они по неразумию своему подхватывают и следуют этому.

А мы должны следовать наставлению Божию, как и Божия Матерь, как и святые апостолы, как наши деды и прадеды. Просто все в Евангелии, проще не придумаешь, братья и сестры. И заповеди Христовы — это не что-то надмирное и неисполнимое. Заповеди Христовы — это жизнь здравомыслящего человека: не убий, не укради... Каждый из нас скажет: это хорошо. Но мы переступаем это «хорошо» и поступаем совсем нехорошо. Господь нам говорит: не делай другому того, чего себе не желаешь. Как просто, казалось бы. Но мы же все равно делаем. Мы, часто бывает, в своем недопонимании любви Божией даже Бога обвиняем: как же любовь Божия, как же соответствует этому рай, ад, где люди мучаются?

Приведу простой пример. Вот представьте — грех зависти у человека.

Недаром в шутку называют зависть добродетелью, потому что зависть — это скорбь по благополучию ближнего. В кавычках добродетель такая. И вот представьте: завистливого человека вдруг ввести в рай, где все хорошо, где святые в Божественной славе находятся. Да он же с ума, бедный, там сойдет. Поэтому в рай или в ад не кто-то нас отправляет, а мы сами выбираем, соответственно своему устроению. И дай Боже нам, братья и сестры, выбрать рай делами своими, жизнью своею, словами, мыслями, выбрать то место, где Господь, к Которому мы прилепились душой и сердцем через Его Святую Церковь, где Божия Матерь, Которую мы привыкли любить и любим, где ангелы-хранители наши от купели крещения наставляющие нас на всякое дело благое. Там, где покровители, в честь которых мы восприняли имя от купели крещения, те святые, в честь которых мы носим имена. Там наши благочестивые сродники по плоти. Там те, кто нас любил и кто за нас молился. Так неужели нам это место не выбрать для будущей своей вечной жизни? Конечно же, братья и сестры, душа и сердце наши с сокрушением покаяния о своей недостаточности, о своей греховности, но, надеясь на любовь и милосердие Божие и молитвы о нас

Божией Матери, мы сегодняшний день повергаем одну только мысль в сердце своем: Господи, хотим быть с Тобою, хотим быть с Твоей Пречистой Матерью, не оставьте нас. Мы можем друг друга назидать, мы можем друг друга наставлять. И даже назидая и наставляя друг друга, мы себе напоминаем, и каждый себя наставляет и назидает. Но мы не можем переродить друг друга, а переродить, изменить наши мысли, сердечные чувства, душевные пристрастия, может только Бог, который волен из разбойника сделать святого — словами «ныне со Мною будеши в раи». И мы должны понимать, что стремлению нашему жить по-христиански помогает Бог как Творец, Создатель. И Создатель законов природы. И, соответственно, Он волен изменять и наше падшее, греховное настроение и состояние на святое, Богоподобное, Богоугодное, как изменил когда-то душу преподобной Марии Египетской, как изменил когда-то душу апостола Павла, как изменил когда-то, простив за троекратное отречение на троекратное вопрошение «любишь ли Меня?», апостола Петра, как изменил многих других угодников Божиих, потому что святые (это сами святые отцы говорят) — это не идеальные люди, это раскаявшиеся грешники, а идеальными их сделал Господь за их покаяние, переродив их души.

Это Он может сделать с каждым из нас, очистившим душу для Царства Небесного, поставив нас пред Престолом Вседержителевым в славе вечной, к которой нас и призывает вместе со своею Пречистой Матерью. Это Любовь, которая сегодня простирается материнской молитвой над каждым из нас, а наша ответная любовь изливается ныне от сердец наших к Пречистой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, Покровительнице нашей. Аминь.

Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
от 23.11.2024 Раздел: Сентябрь 2023 Просмотров: 1050
Всего комментариев: 0
avatar