В храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке, охранником я работаю недавно. Поэтому, когда в прошедшую среду, после обеда, казалось бы, в час затишья в церковной жизни, ко мне за ключами от верхнего храма обратился моих лет незнакомый мужчина, я смутился. Незнакомец вполне миролюбиво улыбался, и одет он был весьма прилично, в общем, не вызывал никаких подозрений и недоверия: «Мы там акафист читаем, каждую среду». Странно, почему об этом мне никто из начальства не сказал, да и в расписании об этой службе ничего не говорится. Начинаю разбираться: «Кто вас благословил? Кто из священников с вами читает? Сколько вас вообще?» - «Благословил настоятель, а читаем мы сами. Да сейчас наш старший подойдёт. Он всё вам объяснит. Откройте, пожалуйста».
Поколебавшись с минуту, беру ключи и иду открывать. Сама просьба, отрытый взгляд подсказывают соскучившемуся по добрым людям и делам сердцу пойти навстречу просьбе мужчины. Тем более тут к нему и напарник присоединился. Выглядит так же прилично и доверие внушает. Для себя решил, буду заходить в храм и проверять, что-то там делают эти странные мужики.
Минут через пятнадцать тихонечко захожу в храм и вижу такую картину. Стоят посередине церкви перед аналоем смиренно три человека, три русских мужика. Совершенно здоровые, совершенно трезвые и… читают акафист. По очереди. «О всепетая Мати, Державная Владычице! Приими ныне сие малое моление наше и величия ради благости Твоея и неизреченных щедрот Твоих не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша: даруй нам вся потребная к жизни и благочестию, избави нас от глада, болезней и печали, и Царствия Небеснаго наследники всех сотвори, верно вопиющих Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!»
Приходилось мне и не раз самому и в компании читать акафисты, но в этот раз такое умиление меня охватило! И акафист-то не святителю Николаю и Спиридону Тримифунтскому, не Матронушке Московской, к которым обычно в житейских неурядицах да семейных бедах-скорбях прибегают, а иконе Божьей Матери Державной, которая явилась, как известно, в день отстранения от власти последнего российского императора. И молятся перед ней соответственно о России, о её государственном устроении. Заходил ещё несколько раз в течение часа, пока читался этот чудный акафист, проверял – не ушли ли ненароком раньше, не творят и там чего непристойного? Ан нет. Читают! Третий-то чтец – самый строгий из них заправила, наверное. Одет в шикарный костюм, причёска и всё такое, как у «новых русских». На улице таких редко встретишь, поскольку подобные типажи больше либо по телевизору мелькают, либо в дорогих машинах разъезжают.
Имя его не буду называть, как он просил, да и разговора особого у нас не получилось. Не хотел человек на этом моменте своей жизни акцентировать внимание. Сказал только, что благословил его на чтение акафиста настоятель храма отец Димитрий Смирнов десять лет назад. Состав участников чтений колебался в разное время от нескольких человек до нескольких десятков. Искушений в связи с этим лично у него масса, но он по-прежнему неизменно каждую среду к 15.00 приходит сюда.
Вечером с напарником и зашедшим к нам на огонёк общим знакомым разговор завели и затронули тему спасения России. Я возьми и вспомни сегодняшних чтецов:
– Разве это не пример, говорю, что Россия и не умирает вовсе?
А они меня на смех подняли: «Это ещё ни о чём не говорит. Мало ли что они читают. А кто эти люди? Да, может, это матёрые убийцы грехи свои таким образом замаливают».
– Постой, – не соглашаюсь. На каком таком основании вы их в убийцы записали? Коротко стрижены, широки в плечах, на иномарках приехали? Это же несерьёзно, не по-православному даже, записывать по одному внешнему виду людей в бандиты. Лучше скажи, – обращаюсь к напарнику, – ты же дольше меня тут работаешь, давно они читают акафист?
– Давно, – признался Лёва, – лет-то пять точно, как я пришёл сюда.
– А у тебя ни разу не возникало желания присоединиться к ним? Я вот, скажу честно, и в храм бы в будний день просто так не пошёл - для этого воскресенье есть. А чтобы еженедельно, да в разгар рабочего дня, да на протяжении нескольких лет акафисты читать? Если у меня лично всё хорошо, проблем нет, зачем оно мне надо! Найду кучу оправданий и отговорок. Неужели у этих солидных с виду людей времени больше, чем у меня? Да и потом, говоришь: они – грешники, грехи, мол, замаливают. А мы-то, тут в церковной сторожке сидящие, кто такие? Святые? Нам, может быть, и место в раю забронировано? И что делаем? Богу молимся?
Стушевался мой напарник. И не напрасно. Сидели мы как раз за столом, соображали на троих. Только не акафист, а бутылку недорогого вина, принесённую гостем. И меня уже трудно было остановить:
– Да из-за таких вот, как они, кающихся грешников Бог да Матерь Божья Москву, а может, и всю Россию хранят! Им эта молитва приятнее наших с тобой лицемерных разговоров изо дня в день о спасении Матушки России, которые сводятся лишь к пересудам да перемыванию костей нашему правительству. А мы как молимся? Я, например, простояв всю службу, порой смысла её так и не понимаю. Если бы не Литургия, то и не разобраться вообще: утренняя это служба или вечерняя. Какому святому завтра праздник? О чём Евангелие читалось? За это время мысленно где только не побываешь, о чём только не передумаешь! В храм возвращаюсь, когда диакон ектеньи возглашает, прошения то есть…
Лёва попытался возразить, что, мол, он не против чтения акафиста теми мужичками, только никакого особого значения этому не придаёт. Не видит в этом никакого подвига. Можно ведь между этими чтениями такого натворить…
Снова перевожу стрелки на нас. Зачем, мол, чужие грехи считать. А сколько мы сами за неделю между двумя походами в храм (не считая дежурств) успеваем натворить? Да готовы ли ради своего спасения, от которого мы по-настоящему далеки, хоть раз в неделю, в воскресенье, от души помолиться да причаститься, подготовившись, как положено? А эти мужчины за Россию ведь акафист читают. Значит, у них чего-то побольше будет, чем у нас, таких правильных! Чего? Веры в Бога, что Ему всё возможно и Он может помиловать Россию. Может, это и называется христианским патриотизмом, формулировку которого мы с тобой в прошлый раз на досуге искали?
В общем, разошлись мы в тот вечер, поссорившись. Наверное, я сам в этом виноват. Не стоило этот спор затевать. Но с тех пор, когда слышу разговоры о том, что всё пропало, всё у нас плохо, что Россия гибнет, вспоминаю эту несвятую троицу из храма Благовещения, где три русских мужика читали акафист перед Державной иконой Богородицы, и верю, что не всё так уж плохо!
Роман ИЛЮЩЕНКО