Добавлено: 18.02.2017

Религия. Общество. Государство

В рамках V Рождественских Парламентских встреч Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений совместно с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ провел заседание Круглого стола на тему «Религия. Общество. Государство.» (Совершенствование законодательства о религиозных организациях). Работа проходила под председательством Председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилова и первого заместителя Председателя Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкова.

Соведущими модераторами Круглого стола выступили митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. C докладом, содержащим предложения по внесению изменений в ряд законодательных актов выступила Руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

В работе круглого стола приняли участие: первые заместители Председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Д.Ф. Вяткин и И.К. Сухарев; председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаев, депутаты Государственной Думы; статс-секретарь, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Ю.С. Любимов, представители традиционных религиозных общин России. С комментариями и предложениями выступили: члены Общественной палаты Российской Федерации — о.Александр Пелин и И.Е. Дискин, Президент Фонда единства православных народов В.А.Алексеев, генеральный директор Института русского Афона В.И. Пирогов, генеральный директор христианского аналитического центра «Кахетон» М.И. Якушев, Председатель Союза православных граждан В.В. Лебедев; ответственный секретарь Межфракционной депутатской группы Государственной Думы по защите христианских ценностей О.В. Ефимов, Сопредседатель Союза православных женщин Г.В. Ананьина, священнослужители, политологи, публицисты, лидеры общественных объединений, делегации парламентариев и представители регионов России и стран ближнего зарубежья.

Участники мероприятия обсудили проблемные вопросы развития церковно-общественного диалога в области законодательства, многие из которых осветили в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Председатель Государственной Думы В.В. Володин на утреннем пленарном заседании открытия V Рождественских Парламентских встреч. Уроки истории в связи со столетним юбилеем событий 1917 года, необходимость сохранения и укрепления согласия в обществе, межрелигиозного и межнационального мира, роль Русской Православной Церкви, традиционных религиозных общин России в истории становления и устойчивого развития государства и гражданского общества были основополагающими темами обсуждения.

Подводя итоги плодотворной работы круглого стола С.А. Гаврилов отметил важность Парламентских встреч, которые предоставляют замечательную возможность религиозным и общественным деятелям и представителям законодательной власти обсудить многочисленные вопросы, сформировать дальнейшую «дорожную карту».

Из выступлений на круглом столе


Первый заместитель Председателя Синодального отдела Московской
Патриархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков:

– Нынешний год – год воспоминаний о судьбоносных и переломных событиях в истории нашего Отечества. Ряд историков и философов называют их череду Великой русской революцией, которая включает в себя огромный исторический период. Интересно, что некоторые мыслители считают, что русская революция до сих пор не завершилась, и только в наши дни она приобретает чёткие очертания и смысловую завершённость. Несомненно одно – события 1917 года были трагедией, радикально изменившей ход истории нашей страны на несколько десятилетий.

Очередным знаковым моментом стал и 1991 год. Это тоже своего рода революция, если рассматривать события с точки зрения жизнеспособности политического строя. Уже более четверти века наша страна существует в новых социально-политических реалиях. Сегодня в обществе всё чаще звучит мысль о необходимости правильного использования нашего общего исторического опыта. Его осмысление способно помочь на историческом пути нашего общества и содействовать нашей общей консолидации.

Русская Православная Церковь на протяжении столетий, и даже в сложные годы притеснений и гонений, выполняла объединяющую и консолидирующую роль.

Сегодня она остается приверженной этим принципам.

Не вмешиваясь в законотворческий процесс, но видя возможность содействовать благополучному и бесконфликтному разрешению ряда непростых вопросов, Церковь предлагает государству свое видение ситуации и помощь в развитии социальной сферы, образования, культуры и так далее...

На протяжении тысячелетий Церковь Христова, будучи сама институтом вневременным, остается тем не менее неизменно открытой к диалогу по всем значимым вопросам общественной жизни. Ведь Церковь это не только духовенство и разного рода синодальные и прочие административные учреждения, но, в первую очередь, верующие люди, которые являются полноправными членами всего нашего общества...

Закон, как и любое установление человеческого общества, подвержен изменениям во временном процессе, а истина Божественного Откровения и Закон Божий остаются всегда непреложными.

Думается, что именно с этой позиции следует рассматривать все виды и все формы новизны в государственном законодательстве о религии.

Поэтому... рефреном должны, по моему мнению, прозвучать не столько выводы о том, что означает принятие того или иного закона для деятельности конфессии, религиозной группы, сколько оценка того факта, насколько новые тенденции в законотворческом процессе способствуют реализации Божьего замысла о человеке...

Митрополит Воронежский
и Лискинский Сергий:

– Прежде всего полагаю необходимым сказать слова благодарности руководству Государственной Думы и Святейшему Патриарху Кириллу за организацию нашей сегодняшней встречи.

Тема, которую мы с вами обсуждаем, очень важная. Конечно, мы не можем дважды войти в историю и вновь пройти исторический путь России ХХ века, тем более – не можем нести ответственность за ошибки, которые тогда были сделаны. Но нам следует трезвым взглядом оценить совершившиеся события, чтобы найти в себе силы, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, не разделяясь, а консолидируясь и объединяясь, созидать дальнейшую историю нашей Родины. Все мы – дети одной страны, независимо от того, какую исповедуем религию или какой политической направленности придерживаемся. Нас должна объединять забота о будущем нашего государства. Поэтому очень важно, что призыв к объединению звучит сегодня в стенах Государственной Думы.

Следует обратить внимание на те предпосылки, которые привели к революциям 1905-го, а затем – 1917 годов. В то время имели место не только противоречия между политическими партиями и течениями; главное – не было согласия в народе. Общество было разделено. Все жаждали перемен, но не были к ним готовы. Когда же перемены совершились, то, в результате распоряжений власти, а также Государственной Думы, Церковь была выведена из активной созидательной общественной деятельности. Церковь продолжала трудиться, призывать народ к миру и согласию, но ее голос уже не был слышим теми, кто заседал в Думе. Позиция и деятельность Церкви встречала их полное непонимание. Несмотря на то, что в числе членов Госдумы были и священники, и архиереи, – противостояние Церкви было огромное. Результатом этого стало стремление властей полностью ликвидировать в России Православную Церковь и религиозные организации. Однако это не удалось по очень простой причине. Не только Православная Церковь, но и все религиозные организации – это не просто административные структуры, это сам народ, который исповедует ту или иную религию. Дума же в тот период потерпела абсолютное фиаско – она прекратила свое действие во времена либерального Временного правительства. Этот опыт также нужно учитывать.

В наши дни нравственно здоровые, созидательные силы трудятся, чтобы сделать Россию красивой, сильной и достойной страной, имеющей прекрасные перспективы на будущее в этом мире. Следует разъяснять людям нашу общую задачу и противостоять негативным настроениям, для обострения которых используются подчас самые больные вопросы и направления жизни нашего общества.

Мы, религиозные деятели, тоже порой ощущаем совершенно несправедливые нападки, хотя прилагаем все усилия для сохранения общественного согласия и созидания мирного, светлого будущего нашей Родины. В этой связи мы обращаемся к Государственной Думе с просьбой организовать в обществе разъяснительную работу, чтобы та стихия, которая разрушила императорскую Россию, не разрушила бы и нашу страну. Все мы составляем единый народ, единую семью. Только сохраняя целостность и единство мы сможем продолжать свою историю.

Конечно, на сегодняшней встрече будет затронуто много вопросов, присутствующие специалисты выскажут свои профессиональные суждения. Мне же хочется обратиться ко всем участникам с пожеланием относиться друг к другу благожелательно и открыто, как соработники и единомышленники; чтобы те ошибки и нестроения, которые до сих пор есть в нашей жизни, не мешали консолидации нашего общества на основе доброжелательности, взаимопонимания, искреннего глубокого патриотизма и любви к нашей Родине.

Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского
общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов:

– В этом созыве наш профильный комитет с крайней ответственностью подходит не просто к организации, а и к тематике нашего уникального сегодняшнего торжественного заседания. Поскольку мы понимаем всю ответственность, которая лежит на гражданском обществе, на политиках, на Государстве Российском за состояние духовной жизни нашего общества, за характер взаимодействия с Русской Православной Церковью, с традиционными конфессиями. Об этом сегодня очень глубоко высказались все лидеры фракций.

Не так давно Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин сказал о депутатах, что они во многом братья. И сегодня, мне кажется, очень мудрое было замечание о том, что наше развитие должно приобрести ценностный характер и ценностный фундамент.

Конечно, у нас во многом такие же, похожие вызовы и риски как и сто лет назад накануне Февраля: и расслоение, и моральная деградация общества, да и беды, напасти. Мы видим это по уровню алкоголизма, бытовой преступности. Но, тем не менее, я считаю, что есть и серьёзные отличия.

Как проявила себя первая Дума того времени? Это была фактически измена. Вы помните Выборгское воззвание? И я уверен, я надеюсь, что политические классы сегодняшней России, Государство Российское в лице многочисленных служащих не пойдёт по пути измены своей стране, своей вере, своему народу.

Сегодня и Церковь другая. Считаю, мы должны вспомнить, что Церковь – это не просто важнейший институт гражданского общества и как у нас сейчас говорят, важнейшая некоммерческая организация. Церковь, как говорил Алексей Степанович Хомяков, это Благодать Божия, которая живёт во множестве тварей Господних, которая объединяет нас своей ответственностью, своей верой, своей любовью.

И поэтому я считаю, что у нас должно выстраиваться не просто партнёрство церковно-государственное или церковно-общественное, а соработничество, симфония, близость, синтез наших совместных усилий для достижения великих целей, потому что величие России невозможно только на путях строительства Вооружённых сил или совершенствования социальной сферы, образования или только в думах о духовности. Прежде всего, конечно, духовность, но предполагается и совместный системный подход ко всем остальным вопросам.

Все эти годы и профильный комитет, и Межфракционная группа по защите христианских ценностей огромное внимание уделяли системной разработке законодательства Российской Федерации, причем не только законодательства о свободе совести. Были внесены серьёзные изменения в имущественное законодательство – это вопросы о бесплатной передаче традиционным конфессиям и религиозным организациям земельных участков и зданий храмов, и самое главное, территорий. Все это в рамках законодательства, касающегося объектов культурного наследия.

И всем критикам и дискуссионерам хотелось напомнить, что у нас уже в 2010 и в 2014 годах приняты необходимые законы, по которым мы можем не просто возвращать, передавать храмы, но и финансировать из федерального бюджета реставрацию и восстановление, и содержание тех религиозных объектов, которые признаны объектами культурного наследия. Мы внесли серьёзные изменения в гражданское законодательство, с точки зрения отмены излишней бюрократизации и государственного вмешательства в деятельность иерархии Русской Православной Церкви и всех наших традиционных конфессий.

Ввели изменение в законодательство об образовании, это касается и высшего образования, и аккредитации духовных семинарий, и признания научной дисциплины – теологии, это и отсрочки от армии, и изучение основ религиозных культур в школе. Считаю, что надо ещё серьёзно поработать над вопросами, связанными с укреплением семьи и брака, борьбой с глумлением над духовными нашими ценностями, над нашими религиозными убеждениями; здесь и признание священных текстов – и Библии, и Корана. Предстоит серьезная системная работа.

Никогда – я уже третий созыв в Думе – не было еще такого межфракционного душевного взаимодействия людей, которые понимают, что для нас важна наша страна, наша Родина и наш трудовой народ. Думаю, что мы сможем по итогам нашего «круглого стола» выработать необходимые конкретные решения. К этому я вас смиренно призываю.

Митрополит Белгородский
и Старооскольский Иоанн:

– После принятия закона о миссионерской деятельности мне пришлось создать специальную юридическую службу сопровождения миссии, потому что, если мы сталкиваемся с явлениями тоталитарных сект и начинаем их обличать, нам могут сказать: «А вы оскорбляете наши чувства, как верующих людей». И подают на нас в суд.

Еще пример. Недавно был переиздан «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого, и в прокуратуру пошло письмо, что данное произведение, написанное 500 лет назад, призывает к экстремизму. Никто не принимал во внимание тот факт, что это древняя литература и так далее. Пришлось создавать специальную рабочую группу для того, чтобы разъяснить ситуацию с переизданием «Просветителя».

Понятно, что миссионерская деятельность – это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение своей веры. И здесь встает вопрос: кто может распространять свою веру? Ещё в 2001 году Белгородская Дума приняла закон о миссионерской деятельности. Этот закон прошел очень большую экспертизу, и надо сказать, что из-за протестов прокуратуры были слушания в Верховном Суде. И Верховный Суд определил его как конституционный. Суть закона сводилась к тому, что если ты миссионер, а слово «миссионер» значит «посланник», ты послан от какой-то организации. Так вот, эта организация, которая тебя посылает, она должна быть зарегистрирована, и вероучение этой организации должно пройти определенную экспертизу.

В федеральном законе номер 374-ФЗ миссионерская деятельность признается за религиозными объединениями, которое зарегистрированы, и мы, представители традиционных религий, являемся законопослушными гражданами, которые исполняют этот закон, как и подобает.

Но проблема в том, что есть ещё так называемые религиозные группы. По закону о свободе совести и религиозных объединениях они имеют право только совершать богослужения, обряды, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, но не имеют право, если не зарегистрированы, заниматься миссионерской деятельностью.

Очень бы хотелось, чтобы для органов, которые призваны следить за соблюдением законности, этот пункт был рельефно обозначен. Если мы четко не отвечаем на вопрос: кто может осуществлять миссионерскую деятельность, не раскрываем это понятие, то получается так, что скрытая форма миссионерской деятельности под различными предлогами – обучения некоторой якобы культуре без ее экспертизы и так далее – приводит к тому, что в дальнейшем это направление развивается как религиозный экстремизм. С этим сталкиваются все традиционные религии. И мы должны для тех, кто следит за соблюдением закона, обозначить эту проблему.

Вторая проблема. Есть миссионерская деятельность, которая направлена на то, чтобы человек познал Бога, познал Спасителя, и это делается благословенными формами, методами во всех традиционных религиях как передача опыта богообщения, это делается с любовью к людям. Но есть такое понятие, как «прозелитизм», когда используют трудное положение людей, фактически происходит или подкуп, или насильственное навязывание веры. Прозелитизм также граничит с религиозным экстремизмом. Мы с этим сталкиваемся.
Как осуществляется миссионерская деятельность, особенно этими группами, которые нигде не зарегистрированы, мы порой не контролируем. А для этого нам необходимы помощь государства и определенные подзаконные акты, как угодно вы назовите, вы лучше знаете эту сферу. Но мы должны обратить внимание на то, кто и как осуществляет миссионерскую деятельность.

Митрополит Казанский
и Татарстанский Феофан:

– 4 ноября 2015 года в День народного единства, в праздник Казанской иконы Божией Матери Президент Татарстана издал уникальный исторический указ, предусматривающий воссоздание разрушенного собора Казанской иконы Божией Матери на месте её явления и одновременно строительство Исламской академии в Болгарах. Вот это государственный подход, учитывающий традиции большинства населения Татарстана, где действительно две традиционных религиозных конфессии - ислам и православие или православие и ислам.
И что характерно? Идёт строительство, воссоздание собора в Татарстане как нигде качественно, быстро и как раз с учётом сохранения искусствоведческих ценностей. Это пример того, как можно сотрудничать Церкви и музейному сообществу.

Другой вопрос. Разрушенный Свияжск, там чего только ни было. Как обычно: тюрьма, психбольница; разрушен почти до основания. И опять же благодаря Фонду возрождения, который возглавляет Минтимер Шарипович Шаймиев, восстанавливается Свияжск и древний Болгар.

Мы сейчас говорим, что главное - это мир и межконфессиональное согласие. Об этом постоянно напоминает наш Президент и Святейший Патриарх, это проходит красной нитью в их выступлениях, особенно в год столетия известных событий. Для сохранения мира и межконфессионального согласия мы сейчас в Татарстане действительно делаем всё. И я бы хотел высказать следующее пожелание. В мою бытность на Северном Кавказе мы создали молодежные совместные лагеря, где летом или в зимнее время мусульманская и православная молодежь - по двадцать, тридцать, сорок человек - вместе отдыхали. Здесь и культурная программа, здесь и знакомство с религиозными ценностями друг друга, здесь и спортивные состязания, здесь просмотр каких-то фильмов и их обсуждение. Самое главное, это должна быть, как сейчас говорят, креативная молодежь, которая потом поведет за собой в нужном русле других, чтобы наши молодые люди понимали: мы и в одной стране живем, мы один народ в плане государственного пребывания. Но здесь, для развития этого начинания нужна поддержка как на государственном уровне, так и на местном. Это очень важно, особенно вот в таких регионах, как наш Татарстан.

Мы уже регулярно собираемся, это становится доброй традицией и некой рабочей моделью взаимоотношения Церкви и государства на законодательном уровне. И почему бы нам не создать какой-то рабочий, постоянно действующий орган. Допустим, возникают где-то конфликтные ситуации, в каком-то регионе что-то не ладится. И вот такая рабочая группа, которая бы состояла, может быть, из депутатов, из представителей исполнительной власти, могла быстро отреагировать и не давать разгораться конфликту, а они подчас возникают на пустом месте.
от 26.12.2024 Раздел: Февраль 2017 Просмотров: 1264
Всего комментариев: 0
avatar