Служба святых Царственных страстотерпцев
В 2004 году вечером в крестопоклонное воскресенье в храмах, посвященных Державной иконе Божией Матери, совершалось праздничное всенощное бдение. И в этот же день выбирался президент России. На следующий день стало известно его имя – В.В. Путин – в самый день явления Державной иконы Пресвятой Богородицы в Коломенском 2/15 марта 1917 года, в день вынужденного отречения от престола святого Царя мученика Николая.
Вновь Матерь Божия показала нам то, что увидели когда-то в явлении Ее иконы православные русские люди, то, о чем сказал старец протоиерей Тихон Пелих (†17.07.1983 г.) одному из своих духовных чад: «Запомни: Россией управляет Матерь Божия Державная».
Через два дня после того, как святой Царь-мученик принуждён был оставить престол, вечером в субботу 4 марта 1917 года в храмах России выносился Крест для поклонения. Надо было петь тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя… Певцы допели до середины – и осеклись. И люди зарыдали…
Но перед этим в Коломенском под Москвой явилась Державная икона Божией Матери. Как Пречистая была при Кресте Сына Своего, так Она явилась и ныне Своей чудной иконой перед тем, как Россия взошла на свою Голгофу.
Еще за двести с лишним лет до этого Пресвятая Богородица явилась преподобному Иову (Иисусу) на горе соловецкого острова Анзер и возвестила ему: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Скит назовется Распятским, соберется к нему множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Это место стало местом великих страданий многочисленных новомучеников и исповедников Российских – узников Соловецкого лагеря, устроенного на месте монастыря богоборческой властью.
И вот теперь вновь Матерь Божия, как и в 1917 году, когда Россия шла на свой крест, призывает нас в скорбях обращаться к Ней за помощью. Вновь говорит нам о том, что всё решают не политические партии, выборы, не что-то земное, внешнее, а прежде всего внутреннее: наша вера, наша молитва, наше покаяние.
На аналое посреди храма ныне: Крест и Державная икона Царицы Небесной Земли Русской…
«Всё решает Пречистая!» – говорил великий почитатель Державной Владычицы, насельник Троице Сергиевой Лавры, автор книги «Заступница усердная» иеросхимонах Моисей (Боголюбов; †09.12.1992). Батюшка говорил: «Державная Матушка – Покров России, скипетр и держава Царства в руках у Нее. Она Сама управит, всё пошлет нам и всё даст».
И причина того, что скорби от нас не отходят, прежде всего в том, что мы никак не обратимся решительно к Богу, к Матери Церкви, к Пресвятой Владычице нашей – Царице нашего Русского Дома – Её Дома.
У Бога, как известно, нет ничего случайного. Степень сегодняшней униженности русского народа не говорит ли о степени отступления нашего народа от пути Божия, от своего предназначения, от пути спасения, от самого себя?
Иначе зачем Богу было бы попускать губителям России терзать её?
Без попущения Божия враг ничего не может. А Господь всё делает для нашего блага.
Дай Бог нам понять, в чём главная причина наших бед и скорбей – что за ними стоит любовь Божия, желающая нам возвращения в Дом Отчий, стоит любовь Божией Матери, любовь и забота о нас святых.
Богу нужна вера русских людей. Бог хочет всем спастись и в разум истины прийти. А без веры это невозможно.
Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, великий почитатель Державной иконы, принимавший участие в составлении ей службы и акафиста после её явления, в то же время составил и молитву о спасении Державы Российской. В ней говорится о причине беды:
Отступихом бо от тебе, Владыко, и заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Сего ради нестроением поразил еси нас, и дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим…
Наш великий святой видел выход из тяжелейшего положения, в котором тогда оказался народ, во всенародном покаянии, в молитве, в обращении к нашим святым, к Матери Божией, от лет древних покрывавшия и заступавшия страну нашу.
Эта молитва благословлена для чтения в храмах и ныне, и мы, читая ее за Литургией, обращаемся теперь уже и к прославленным ныне Царю мученику Николаю и всем новомученикам и исповедникам Российским – особым молитвенникам о нас, их сродниках и почти современниках.
Когда то, в начале печально памятного 1993 года, мы поехали по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) к блаженной Любушке в Сусанино под Петербургом со своими вопросами. Спросил тогда ее и я:
– Чем же помочь нашей матушке России?
Она ответила:
– Никто не поможет. Только Бог. Надо, чтобы священники молились.
Да, мы видим это отрадное возвращение в Отчий Дом наших современников: медленное, очень медленное, но столь драгоценное, столь важное для Бога. То и дело приходят и в наш Державный храм на исповедь и средних лет, и пожилые люди и говорят:
– Батюшка, я первый раз в жизни на исповеди.
Слава Богу!
Нередко приходят в слезах: их привели скорби.
Вот так весь наш народ Господь скорбями призывает к Себе, к жизни истинной, вечной, ко спасению. К жизни в Церкви, к соборной молитве.
Блаженная Матрона Анемнясевская говорила: «Дома-то надо триста раз поклониться, а в церкви-то – три раза».
И все-таки тех, кто ходит в храм по заповеди Божией: каждую субботу вечером, каждое воскресенье утром, на церковные праздники, – увы, такая малая часть изо всего нашего народа!
Многие сочувствуют, признают, уважают, время от времени по каким-то причинам и поводам приходят – а все-таки не воцерковляются, не возвращаются к церковному образу жизни.
Много говорилось о причинах недавней трагедии в аквапарке в Москве – какие недостатки в строительстве могли к ней привести. Все это, конечно, важно. И все же главное в этой трагедии – то, что это произошло вечером в субботу, когда в храмах совершалось богослужение Страшного Суда.
Так мало видел я, увы, детишек, которых крестил, в церкви второй раз. Хотя у нас довольно много детей причащается за каждой Литургией – и мы, и родители видят, как благотворно это сказывается на них, лучшего для своих детей мы ничего не можем сделать. Но если бы все крещеные дети, если бы их родители исповедовались и причащались, повенчались, молились, Матерь Божия откликнулась бы на это стремление, Россия обрела бы новую силу.
Если бы мы связали наши скорби, нашу униженность, наш развал и падение с нашим отношением к Церкви, к молитве и посту – напрямую! Как причину и следствие. И сделали бы практические выводы. Наша жизнь бы изменилась.
Да, над нашим народом много потрудились, и трудятся вовсю. Народ наш пребывает, кажется, в каком-то оцепенении. Ослаблено чувство державности, чувство ответственности за свою страну, чувство хозяина в своем доме. Столько лет твердили: ты – народ, а мы – власть народная, мы за тебя всё решили, твое дело – повторять слово в слово то, что тебе говорим, иначе ты – враг.
Но какой же власть была народной, когда она была безбожной, а народ был верующим? Она была против главного – против веры, против души народной, она метила в самое его сердце. Более противонародной власти, чем та, которая против веры народа, и быть не может.
И сейчас мы слышим: вам нельзя восстанавливать насильственно разбитый уклад жизни, нельзя жить православно, нельзя детей воспитывать в детских садах, школах в православном духе, нельзя считать свою страну, крещенную более тысячи лет назад, православной, нельзя, чтобы везде на нашей земле слово истинной веры было словом нашего народа, нашей державы.
То есть мы никак не преодолеем 1918 год – он в этом, главном, продолжается.
Ну как же, говорят, у нас ведь есть не только православные – а вдруг они обидятся?
А когда в столице России, в исконных русских городах строили мечети, когда г-н Лужков разрешил строить в центре Москвы, на Ходынском поле, огромный кришнаитский центр, – не опасались, что православные обидятся?
Когда закрывали телепередачу «Русский дом», когда радиостанции «Радонеж» отдали только три часа эфирного времени, а любые еретики и безбожники, растлители, хулители святого Царя-мученика Николая и всех наших устоев вещают сутками по всем теле- и радиоканалам, – никого не смущает, что православные могут обидеться?
Не безпокоятся о том, что православные обидятся, что их детей одиннадцать лет учат в школе только материализму – и ни слова о Творце неба и земли, о смысле жизни, о добре и зле, о грехе и добродетели, о заповедях Божиих, об истинной истории нашего Отечества, о святых?
А почему мы, действительно, не обижаемся?
А если Господь на нас обидится? А если Матерь Божия?
А если на нас обидятся все наши предки, жизнь положившие за свою и нашу Родину, хранившие веру Православную как главное сокровище Русской земли?
Вот об этом бы нам безпокоиться – о главном нашем родстве, о главной нашей силе.
Мы – у себя дома. Здесь наши святыни, здесь наши могилы. Это наша страна. Мы за нее отвечаем перед Богом.
Не об этом ли надо нам просить Державную Владычицу – о укреплении державного духа в нас?
Однажды преподобному Нектарию, старцу Оптинскому, было видение:
«Вижу я огромное поле, на поле том происходит страшная битва между безчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан. Все богоотступники превосходно вооружены и ведут борьбу по всем правилам военной науки, христиане же безоружны. Я, по крайней мере, никакого оружия при них не вижу. И уже предвидится, к ужасу моему, исход этой неравной борьбы: наступает момент конечного торжества богоотступнических полчищ, так как христиан почти никого уже не осталось. По-праздничному разодетые толпы богоотступников с женами и детьми ликуют и уже празднуют свою победу... Вдруг ничтожная по численности толпа христиан, между которыми я вижу и женщин, и детей, производит внезапное нападение на своих и Божьих противников, и в один миг всё огромное поле битвы покрывается трупами антихристовой рати и всё неисчислимое скопище ее оказывается перебитым, и притом, к крайнему моему удивлению, без помощи какого бы то ни было оружия. И спросил я близ стоящего от меня христианского воина: «Как могли вы одолеть это несметное полчище?» — «Бог помог!» — таков был ответ. «Да чем же? — спрашиваю. — Ведь у вас и оружия-то не было». — «А чем попало!» — ответил мне воин. На этом окончилось мое сновидение».
Когда-то благоверному князю Александру Невскому, сказавшему: «Не в силе Бог, но в правде», – помогли уже совершившие свой земной подвиг сродники его, святые мученики благоверные князья Борис и Глеб – было такое видение. А потом, закончив свой земной путь, святой благоверный великий князь Александр Невский вместе с ними помогал одолевать врагов князю Димитрию Донскому, ныне тоже святому. И все они, наши святые сродники, помогают ныне нам – всем верующим, молящимся, стремящимся жить по-Божьи русским людям – в нашем стремлении к Богу, к соединению с ними на небесах навеки. Вот это и есть единый русский народ, единая Церковь – и торжествующая на Небе, и воинствующая на земле, Глава которой – Сам Христос, а Он и на Кресте, и в поругании и оклеветании, и на Небесах одесную Отца – всесилен.
Впервые опубликовано в газете «Русь Державная» №3, 2004 г.
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков