Добавлено:

Россия и Украина: наша сила в единстве

Выступление митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на круглом столе «Русские Украины. Будущее, которое определяется сегодня»

Глубокоуважаемые представители государственной и региональной власти Российской Федерации и Украины, интеллигенции, русской православной общественности, все участники круглого стола!

Сегодняшний круглый стол посвящен теме: «Русские Украины. Будущее, которое определяется сегодня». Сразу хочу заметить, что русскость – понятие не просто узкоэтническое. Русский человек – это человек, отождествляющий себя с исторической миссией России, миссией великой восточнославянской цивилизации, как Третьего Рима, удерживающего мир от тайны беззакония; это носитель особого религиозно-национального самосознания, основой которого является осознание своей роли в мировой истории как народа Божия, народа-богоносца; это человек, осознающий свою ответственность за судьбу святоотеческого Православия, неповрежденно сохраненного и являемого всему человечеству Русской Православной Церковью; это ревностный поборник единства Русской Церкви и непримиримый борец с расколом во всех его узконационалистических проявлениях; наконец, это человек, отождествляющий себя с многовековой православной русской культурой, к которой одинаково принадлежат и великоросс Пушкин, и украинец Гоголь. Слова «русский» и «православный» стали синонимами.
И в этом смысле русским человеком является всю жизнь говоривший на украинском языке преподобный Лаврентий Черниговский, прозорливо предостерегавший от расколов и разделения неделимой Русской Православной Церкви на националистические псевдоцерковные образования местного значения. К его словам особенно следует прислушаться тем в Украине, которые мнят себя сегодня «православными», но вместе с тем усиленно насаждают неприемлемую народом Божиим идею так называемой «единой поместной украинской церкви». Преподобный Лаврентий говорил, что «наше родное слово Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать городов русских. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком и ни в коем случае… В г. Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
Не только преподобный Лаврентий Черниговский завещал нам блюсти это нерушимое, священное единство с братским народом России. Мне как архипастырю Одесской Митрополии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, всей многонациональной православной пастве благодатной одесской земли особенно дороги слова священномученика Прокопия, архиепископа Одесского, заявившего на допросе в НКВД: «Происшедшее после революции дробление России, выделение Украины, Белоруссии и т.д. я рассматриваю как явление политического упадка. Украинцы и русские всегда составляли единое целое».
Не менее поучительны и актуальны сегодня слова священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, мощи которого почивают ныне в Киево-Печерской Лавре: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви... Не из Киева ли шли проповедники Православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России, как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали Единую Великую Православную Российскую Церковь? Разве православные Южной России могут упрекнуть православных Северной России, что последние в чем-либо отступили от веры или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае... К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов.
Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви».
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, возглавляющий сонм Новомучеников и Исповедников Российских, в 1918 году, перед лицом угрозы расправы со стороны пришедших к власти большевиков заявил: «Мир, по которому даже искони Православная Украина отделяется от братской России, и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской… такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери». Пророческие слова великого святителя и исповедника следует хорошо выучить как тем современным националистическим политикам на Украине, которые сегодня несут Церкви великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери, так и равнодушным политикам в России, считающим необходимым «смириться» с тем, что Киев, мать городов русских и общая купель крещения трех братских народов, а с ним и вся Украина отныне не более чем географический сосед.
Сейчас очень много говорят о «европейском выборе» Украины, о вступлении Украины в НАТО. Правители Украины пытаются убедить нас в том, что это никоим образом не повредит дружественным отношениям с Россией. Однако совершенно очевидно, что НАТО – враждебный России и всей православной цивилизации блок. Не менее пагубно и стремление Украины в Европу. Это является очередной попыткой осуществить многовековое стремление протестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину от единства с мировым центром Православия – Москвой и втянуть ее в орбиту западных лжеценностей, сделать ее частью системы Нового Мирового Порядка.
Кажется, что не в XIX столетии, но в наши дни сказаны знаменитые слова святителя Феофана Затворника: «Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня... Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется... Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!».
Что представляет собой сегодня «просвещенная» Европа? С одной стороны, из Европы идет грубая экспансия Ватикана и протестантских сект на православную Русь, осуществляется наглая поддержка раскольников, посягающих на каноническую территорию Русской Православной Церкви (вспомним хотя бы решение Европейского Суда по раскольнической группировке «Бессарабской митрополии»). С другой стороны, в Европе господствует дух полного секуляризма, граничащего с воинствующим атеизмом, официально легализуются содомитские браки, убийство в форме эвтаназии, наркомания (например, в Нидерландах), из проекта европейской конституции «за ненадобностью» выкидывается упоминание о христианстве, как основе европейской культуры. И в эту Европу сегодня хотят затянуть православную Украину? Это те великие европейские ценности, которые, как оказывается, всегда были общими и для украинского народа? Настало время решительного и окончательного выбора. Страшная опасность стоит теперь перед лицом не только Украины, но и всей православной восточнославянской цивилизации. Отрыв Украины от братской православной России означает окончательное исчезновение России как великого государства, как охранительницы Православия во всем мире. Об этом злорадно говорит идеолог глобализации З. Бжезинский: «Без Украины Россия никогда не будет великой державой». Об этом стоит помнить тем в России, кто равнодушно смотрит на процессы, происходящие в Украине.
Почему так важно сохранение единства Русской Православной Церкви, почему сегодня народ церковный столь категорично смотрит на идею создания «единой поместной церкви» на Украине? Да потому что весь исторический опыт убеждает нас – отрыв от Церкви Русской означает для Украинской Церкви гонения и гибель, означает насаждение католицизма и унии. Более того, сама идея «незалежной» Украинской Церкви исходит из Ватикана. Небольшой исторический экскурс поможет нам убедиться в этом.
Из множества возможных примеров хотелось бы остановиться на обстоятельствах обособления Киевской Митрополии от Всероссийской Церкви в XV-XVII столетиях. Эти обстоятельства особенно интересны для нас, так как дают возможность изучить единственный период «отдельного от Москвы» существования Православной Церкви на Украине.
Итак, в 1437-1438 гг. состоялся печальной памяти Ферраро-Флорентийский Собор, на котором епископат Константинопольской Церкви (за исключением св. Марка Эфесского) признал власть папы Римского, принял унию и, таким образом, отпал от Православия. Среди наиболее активных поборников унии был митрополит Киевский и всея Руси Исидор, кафедра которого находилась в Москве. Вскоре по своем прибытии в Москву Исидор был с позором изгнан великим князем и бежал в Рим, где получил титул кардинала. Во главе же Русской Церкви стал св. митрополит Иона, избранный самостоятельно Собором русских епископов ввиду отпадения Константинопольских Патриархов от Православной Церкви. На этом примере мы видим, сколь плачевной оказалась судьба данной попытки (как и всех прочих) насадить католицизм или унию в Великой России. Вот что пишет о дальнейших событиях великий русский церковный историк митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков): «В Риме… понимали, что отнять у Ионы власть над теми епархиями, которые находились во владениях русского государя, решительно отвергшего Флорентийскую унию, нет возможности, а рассчитывали только на епархии русские, находившиеся во владениях польско-литовского короля Казимира, последователя римской веры. В этих видах папа Каллист III (21 июля 1458 г.) по совещании с своими кардиналами и с согласия Исидора положил разделить Русскую Церковь на две части, и ту половину ее, которая состояла в областях Литвы и Польши… отнять у Ионы и предоставить особому митрополиту». В 1458 г. униатский Константинопольский лжепатриарх рукоположил в Риме особого митрополита Киевского для Малой и Белой Руси Григория. Все это неоспоримые факты, которые любят обходить стороной рьяные поборники «боротьби за незалежну Українську Церкву», но которые свидетельствуют об одном: инициатором и создателем первого по-настоящему удачного отделения Церкви на Украине от Русской Церкви являлся папский престол.
По прибытии Григория в пределы новообразованной Митрополии ему, частью добровольно, частью под давлением светской власти (польско-литовского короля Казимира), подчинились все епископы, кроме одного – Черниговского Евфимия, бежавшего в Москву. Вновь подчеркнем: поражает то, с какой быстротой епископат Киевской Митрополии, отделившись от Русской Церкви, отказался от Православия и принял унию. Однако долго сохранить верность унии у Григория не получилось. Ее не принял сам народ церковный, лишь волею властей предержащих оторванный от послушания законному митрополиту. В 1469 г. Григорий был вынужден присоединиться к Православию. Но сделал он это не так, как полагается по святым канонам: обратился не к Русской Церкви (уже автокефальной), от которой увел в ересь и раскол Киевскую Митрополию, а к Константинопольскому Патриарху Дионисию, который, согласно церковному закону, должен был переадресовать Григория в Москву. Однако последний не сделал этого, чем открыл многострадальный двухвековой период истории Киевской Митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Первую часть этого периода – 1469-1596 гг. – можно охарактеризовать, как время безостановочного упадка и увядания церковной жизни и Православия в польско-литовских землях, приведшего, в конечном счете, к позорной Брестской унии. И это имеет прямую зависимость от выхода Киевской Митрополии из церковного послушания Московским Первосвятителям. Нельзя не заметить, что при современных технологических средствах пропаганды время такого упадка можно во много крат ускорить.
Как прекрасно заметил церковный историк Михаил Владимирович Толстой, «самое разделение Русской Церкви на две митрополии не могло не вредить чистой вере и пролагало путь к унии». И Константинополь даже в те годы, когда он не был еще поражен модернизмом и экуменизмом, никак не мог повлиять на судьбу Православия, постепенно искоренявшегося на территории Украины. Попытка Вселенского Патриарха Иеремии, посетившего Украину в 1589 году, навести порядок в Киевской Митрополии, не просто окончилась крахом, она ускорила появление на свет унии, плоды которой мы расхлебываем до сих пор. Достаточно сказать, что Киевским митрополитом Константинопольский Патриарх поставил Михаила Рогозу, а своим экзархом – Кирилла Терлецкого, будущих отцов-основателей унии. Возникает логический вопрос: какого же рода личностей хотят увидеть на Киевском первосвятительском престоле те, кто уже в наши дни обращается к Константинополю за разрешением ими же самими искусственно созданного «кризиса» в Украинском Православии?
Знаменитая Брестская уния 1596 года стала возможной благодаря оторванности от Киевской митрополии и слабости Константинопольских Патриархов. Посвященные Патриархом Иеремией лица стали одними из главных действующих лиц этой унии. История принятия Брестской унии Киевским митрополитом Терлецким и еще тремя епископами достаточно широко известна, ее нет смысла обсуждать сейчас. Стоит лишь сказать: не нужно быть провидцем, чтобы увидеть, насколько иначе сложилась бы судьба Западнорусского Православия в 1596 г., да и по сей день, пребывай тогда Киевская Митрополия в составе Русской Православной Церкви. У константинопольских же Патриархов не было практически никаких средств, чтобы как-то реально противодействовать все нарастающей униатской лавине на Украине, имевшей мощнейшую поддержку у польских королей.
С 1596 г. открывается, наверное, самая мрачная страница в истории Киевской митрополии. Вот краткая характеристика того периода: «Непосредственно затем (после униатского собора – М. А.) начались гонения на Православие. Экзарх Никифор был арестован и уморен голодом в Мариенбургской тюрьме… Униатские епископы выгоняли православных священников из приходов и ставили на их место своих униатов. Правительство теснило даже сильного князя Острожского, насчитывая на него разные недоимки по сборам. Братства объявлены были мятежными сходками и подверглись преследованиям. У православных отбирали церкви; священники их подвергались насилию, заключались в тюрьмы. Униаты овладели даже Киево-Софийским собором. Печерский монастырь едва отстоял свою самостоятельность силой. В городах православных не допускали до городских должностей, стесняли в ремеслах и торговле. Нечего и говорить о страданиях православного крестьянства, которое и прежде жило, как в чистилище, а теперь подверглось еще новым бедам от религиозной ненависти своих панов. В имениях католических панов православные церкви были насильно обращаемы в униатские» (Проф. Знаменский).
Но самым ужасным стала полная потеря Православной Церковью на Украине епископата, что могло привести к вымиранию Православия на Украине. Собственно, этого и добивались униаты. Такое положение длилось со смерти последнего православного епископа Михаила Копыстенского в 1612 г. и до прибытия в Киев в 1620 г. Иерусалимского Патриарха Феофана, возвращавшегося из Москвы на Родину. Польское правительство категорически запретило Патриарху совершать какие-либо иерархические действия на подвластной ему территории. Но по настоянию запорожских казаков, обещавших Патриарху охрану, он в Киево-Печерской Лавре совершил хиротонию семи епископов — тайно, ночью, в подвальной церкви, при запертых дверях и слабом освещении! Вот какое положение для Православия на Украине вновь готовят униаты и их прихвостни – церковные националисты.
После восстановления православной иерархии на территории Украины на Киевский митрополичий престол восходили такие выдающиеся личности, как Иов Борецкий и святитель Петр Могила. Какова же была их позиция по вопросу единства с Русской Церковью и Россией? Митрополит Иов Борецкий, видя страдания Церкви и своего народа, понимал, что восстановление иерархии – лишь временная отсрочка для врагов Православия и что единственное, что может остановить Ватикан – это церковное и государственное единство с Русской Церковью и Россией. В 1625 г. этот решительный и смелый митрополит, ревнуя о благе Св. Церкви и народа, бил челом русскому царю Михаилу Феодоровичу, дабы принял он Малороссию в свое подданство. А святитель Петр Могила, которого пытаются взять на свое знамя нынешние церковные националисты, не только не боролся за независимость Малороссийской Церкви, но, наоборот, по свидетельству современников, «советовал вождям казацкой рати искать себе спасения в союзе с единокровным и единоверным Московским государством» (М. В. Толстой).
Милостью Божией чаяния лучших сынов украинского народа сбылись, и в 1654 г. состоялось воссоединение Украины с Россией, а в 1686 г. — воссоединение Киевской Митрополии с Русской Церковью. Знаменательно, что в 2006 году мы празднуем 320-летие этого выдающегося события. Недоброжелатели Русского Православия всячески замалчивают это великое деяние наших великих предков. Поэтому, тем более важно сегодня предпринять все усилия, чтобы перед лицом апостасии продемонстрировать нашу глубокую веру и несломленное единство.
В год юбилея воссоединения Киевской Митрополии со всей Полнотой Русской Церкви промыслительно происходит новое воссоединение: Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. 29 июня завершилась встреча Рабочих Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На ней был окончательно согласован Акт о каноническом общении двух частей Русской Церкви. Все вопросы сняты, слово за Священными Синодами РПЦ МП и РПЦЗ, которым Архиерейские Соборы передали полномочия в вопросе проведения церемонии подписания Акта и восстановления евхаристического и канонического единства Русской Православной Церкви. Очевидно, что противники Церкви не смирятся с торжеством Русского Православия и будут пытаться сорвать его. Речь идет о попытке организации раскола во главе с осевшим в Одессе епископом Зарубежной Церкви Агафангелом Пашковским, окружившим себя лишенными сана перебежчиками и прикормленным бывшим послом США на Украине Хербстом. Показательно, что главные борцы с воссоединением связаны со спецслужбами США. Поскольку их действия провокационны и антицерковны, необходима политическая и каноническая воля к пресечению провокаций в зародыше.
Неоднократным нападкам и клевете со стороны пашковцев подвергается Одесская Митрополия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, являющаяся форпостом борьбы за единство Русской Православной Церкви на Украине. Этим самым псевдорусские пашковцы льют воду на мельницу автокефалистам и филаретовцам, для которых укрепление позиций Русского Православия подобно страшному сну.
Но, несмотря на все нападки, оскорбления, попытки захвата храмов, Одесская Митрополия не отойдет от завещанного святыми отцами, скрепленного кровью Новомучеников и Исповедников Российских, единства со всей Полнотой Русской Православной Церкви. В Одесской Митрополии еще до общецерковного прославления были прославлены святые Царственные Страстотерпцы. Духовенство и верующие Одесской Митрополии провели акции протеста против создания Ватиканом в Одессе сначала католической епархии, а затем и экзархата. Позором обернулся для лжепатриарха киевского Филарета Денисенко его визит в Одессу, когда под многотысячное пение «анафемы» православный народ изгнал расколоучителя из Одессы. Духовенство и православные одесситы в союзе с православной общественностью города сорвали и намечавшийся 22 июня сего года новый визит Денисенко в Одессу. Сегодня духовенство Одесской Митрополии решительно противостоит всем попыткам раскольников из т. н. «киевского патриархата» предъявить претензии на возрождающуюся величайшую святыню Русской Православной Церкви – Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор, в котором служил великий патриот России и русский Златоуст святитель Иннокентий Одесский, в котором неоднократно молились Августейшие особы Российского Императорского Дома Романовых, в который в 2005 году был торжественно возвращен прах одного из славнейших деятелей русской истории, губернатора Новороссийского края, генерала-фельдмаршала М. С. Воронцова и его супруги Е. К. Воронцовой.
В последнее время в Украине искусственно нагнетается ситуация вокруг т. н. «проблемы русского языка». На самом деле эта проблема надуманна. Ажиотаж вокруг статуса русского языка разжигается националистическими силами с одной целью – оторвать говорящее на русском языке население Украины (а это более 50% населения страны) от своих духовных и культурных корней. Как правящий архиерей Одесской Митрополии УПЦ МП и как депутат Одесского областного совета я решительно поддерживаю придание русскому языку статуса регионального в Одесской области, в которой на русском языке говорит подавляющее большинство населения. Более того, я считаю необходимым проведение референдума о придании русскому языку статуса второго государственного на всей территории Украины. Только так можно отстоять ущемляемые в Украине права русского и русскоязычного населения. Такое решение станет важной победой восточнославянской православной цивилизации над грубым напором русофобского и антиправославного Запада.
Долг всей здравомыслящей общественности, политиков, деятелей культуры России — оказать всю возможную поддержку здоровым силам в Украине в деле борьбы за единство единокровных и единоверных народов России, Украины и Белоруссии. Эта борьба является одновременно борьбой за единство и неповрежденность Православной Церкви не только в пределах восточнославянской цивилизации, но и в масштабах Вселенского Православия. И, наоборот, попытки развалить Россию и уничтожить русское духовно-культурное пространство – это прямой удар по Православию. После спланированного и осуществленного Западом откола Черногории от Сербии все остальные православные народы и их Поместные Церкви должны понять, что без великой православной России Православие станет маргинальным в мировом масштабе, а восточнохристианские народы уйдут из истории. Православная Россия — это шанс для них, в том числе и для Украины.
Окончить свое выступление хочу призывом, исходящим из глубины сердца:
Русь Святая, храни завещанное тебе Самим Богом единство, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Правая.ru

от 19.04.2024 Раздел: Июль-август 2006 Просмотров: 585
Всего комментариев: 0
avatar