Беседа с архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием
— Владыко, мне вспоминается сейчас одна мысль, которую выразил в своем выступлении Святейший Патриарх Алексий на открытии в Москве памятника Кириллу и Мефодию в мае 1992 года: «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность...» Она поразила меня и навсегда отпечаталась в памяти. Как вы считаете, насколько по прошествии уже 14 лет сбывается это пожелание нашего Патриарха?
— Все большее число людей осознает, что без духовности построить какое-либо прочное, перспективное общество нельзя, потому что все стремится к разрушению. К созиданию нас направляет только Дух Божий. Поэтому без стяжания Духа Божия строить что-либо серьезное невозможно. Можно иметь временный успех, но силы зла, силы разрушения с течением времени преодолевают все наши усилия.
На протяжении 15 лет мы строим Саранскую епархию и видим, сколько порой неимоверных усилий необходимо применить, чтобы преодолеть последствия разрушений безбожных десятилетий. Необходимо не только восстановление, но чтобы это приносило и новые плоды.
Духовность – это состояние наиболее перспективное для Церкви, для России в целом. Мы должны все задуматься, как эту духовность стяжать. Она не приходит просто так. Она приходит через подвиг, через любовь, через страдания, через самопожертвование. Нам надо учиться ее приобретать. А это не так просто, когда весь мир стремится к себялюбию, эгоизму, не желает жертвовать собой. Поэтому многим надо сознание свое менять. Ведь чтобы создать крепкую семью, в ней обязательно должен кто-то жертвовать: отец, мать, дети. Начиная с семьи и кончая государством.
И мы стараемся в наших храмах и монастырях упрочить, укрепить то религиозное сознание, которое сохранилось в глубине души каждого человека. Чтобы оно пробудилось и дало положительный плод. А это дается через те многие добродетели, которые Господь увенчивает плодами.
— Владыко, Вы возглавили епархию 15 лет назад. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значительных вехах по духовному возрождению за этот период.
— В 1991 году у нас было всего 35 действующих приходов, не хватало священников. За 15 лет мною было рукоположено более 500 человек.
Вторым вашим вопросом было возвращение церковного имущества. За эти годы почти все нам вернули. В тех местах, где храмов не было, мы начали их строить. В прошлые годы в Мордовии было уничтожено 400 храмов.
Третий задачей было открытие монастырей. Было открыто 13 монастырей.
Важным событием в духовной жизни Мордовии стала канонизация старца Феодора Ушакова и затем адмирала Федора Ушакова.
Ярким событием в нашей жизни стал приезд в Мордовию в 2000 году Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия. Это отложилось во всех сердцах жителей Мордовии.
— Последние годы среди нашей молодежи при усиленной поддержке нашей либеральной интеллигенции укрепляется идея, что не надо служить в армии, что это удел неудачников или контрактников. Я вспоминаю свои юношеские годы, когда не служить в армии было просто позором. Хотелось бы услышать Ваше отношение к этой проблеме.
— Когда меня не взяли в весенний призыв, я не знал полгода со стыда куда себя деть. И осенью я с большой радостью пошел в армию. Два года пролетели очень быстро. И я очень много почерпнул для себя. Я проходил службу в Германии и, находясь вдали от Родины, по-настоящему ощутил, что такое любовь к своему Отечеству.
Для нас армия – это то, без чего Россия не проживет. Если мы хотим жить, мы должны обязательно иметь армию. Без этого не будет России.
Поэтому в армию надо идти хотя бы ради самих себя. Надо кому-то защищать Россию. И как говорили раньше: служба в армии – наш священный долг защищать свою Родину, свой дом, своих родных и близких.
Церковь всегда благословляла воинов, и мы будем поддерживать и благословлять молодежь на этот подвиг. Ну а тех, кто не хочет служить в армии, мне не понять, потому что мы это никогда не проходили. Трудности в армии всегда были. И мы переносили их с терпением. Армия помогла нам возмужать, стать самостоятельными, способными принимать решения и отвечать за них.
Церковь и армия – едины.
— Владыко, в Мордовии проживают люди разных национальностей. Как они уживаются друг с другом, надеюсь что с миром?
— Мордовия – республика многонациональная. Здесь проживают около 500 тыс. русских, более 300 тыс. мордвы, около 50 тыс. татар. Мы действительно живем очень дружно. Мордовские, русские, татарские села существуют здесь испокон веков.
Это наша общая Родина, мы все братья.
Другое дело, как мы просвещены. Русские и мордва просвещены христианством. Мордва была крещена еще со времен Киевской Руси.
Все очень близки друг к другу. У нас нет какого-то антагонизма, неприятия.
Татарские врачи лечат нас, делают операции. А те немногочисленные националистические группировочки явно инспирируются извне, чтобы взрывать обстановку.
Я считаю, что надо доказывать, чья лучше вера, своей жизнью. Православие – это религия любви. Докажем это – и к нам будут все народы тянуться. А будем бить себя в грудь, что мы православные, и не имея любви, – от нас все отойдут.
Некоторые уважают силу. Но это не христианский путь, какой-то другой. Если у нас, христиан, между собой мира не будет, как же мы другим докажем, что мы христолюбивый народ? Нужно крепить в себе силу духа. Тогда и Россия крепкой будет. Но когда мы духом слабы – в целом ослабляется все общество. Над этим нам надо всем трудиться.
Только меняя себя, можно повлиять на других.
— Владыко, я знаю из вашей биографии, что в бытность свою в Троице – Сергиевой Лавре вы близко были знакомы с архимандритом Кириллом (Павловым). Мне как духовному его чаду драгоценно каждое слово об этом духовном подвижнике. Я думаю, что это будет интересно всем нашим читателям. Я вспоминаю слова, которые он произнес на самой первой нашей встрече: «Сейчас, сынок, нужно Россию защищать и нашу Церковь Православную!»
— Я пришел в Лавру в 1976 году, и первым, с кем я близко соприкоснулся, был отец Кирилл. Первая проповедь, первая беседа, первые вопросы…
Мы все были оторваны от семей и, естественно, тянулись к этому удивительно доброму человеку. Он никогда и никого не оставлял неутешенным. Был очень мудрым человеком. Он всегда старался помочь, утешить, сделать приятное. Я очень много почерпнул от отца Кирилла. Всегда удивляла сила его молитвы, безграничное терпение и любовь ко всем людям. Это человек святой жизни. Он никогда не раздражался, был ко всем ласков и приветлив. Никогда я не видел, чтобы он на кого-то ругался, гневался. Отец Кирилл – мой любимый духовник, я всегда молюсь за него.
— Как-то батюшка Кирилл сказал мне, что Господь потерпит еще нестроение в России за счет молитв праведников. И я думаю, что, несомненно, один из них – это отец Кирилл. Как вы думаете, владыко, Россия возродится?
Да, несомненно, молитва праведников спасает нас, а еще Господь продлевает жизнь за покаяние. До тех пор пока мы будем каяться, исправляться – Господь долготерпелив и многомилостив. Пусть крошечными будут потуги наши, но Господь будет видеть, что мы не хотим погибнуть, хотим преодолеть трудности, негативные явления жизни, стараемся, карабкаемся. И до тех пор, пока будет это старание, пока люди будут слушать Евангелие, перспективы у нас есть. Многих людей, истинных молитвенников мы зачастую просто не знаем. И по их молитвам Господь может дать нам шанс. Россия через свое христианское исповедание должна приводить в Царство Божие людей. В этом важнейшая миссия нашей Отчизны. Люди, которые здесь рождаются, должны идти в Царство Божие. И до тех пор, пока хотя бы один человек будет стараться попасть на небо, Россия имеет большое будущее.
То, что многие люди сегодня стараются воцерковляться, пусть неумело и скромно, но это уже шаг к Богу, шаг к спасению, шаг к будущему России.
Мы получаем от Господа награду за внутренний подвиг, а не за внешний. Именно потому люди, которые вроде бы соблюдают пост, причащаются Христовых Таин, но не обрели Xристовой любви, остаются на том же уровне, не возрастают духовно. Бог награждает нас только за смирение. Это надо запомнить всему населению нашему. Я испытал это на себе многократно.
Без смирения — нет Бога. Если мы этому научимся, поймем каждый, в нашем обществе будет много благодатных, духовный людей. Надо сердцем воспринять Евангелие. И тогда Господь будет действовать в нас и своей силой править и устраивать дела на Земле. Только созидающая сила Божия поможет нам, христианам, все поднять. Никакие человеческие силы сделать это не способны.
Некоторые давно уже мечтают поплясать на обломках России. А она на удивление им не умирает. Восстанавливает свой духовный, экономический, военный потенциал. Россия живет вопреки всем своим недругам. А чем она живет? Конечно, Богом! Он существует, надо только чуть-чуть протереть глаза и увидеть это.
Беседу вел Андрей Печерский.