Начало
Русь шла ко Христу, неся Свет Христов и другим народам. Духовные, культурные и образовательные плоды, принесенные Русью в ее продвижении на восток, ясно говорят о высокой духовной миссии России в истории человечества.
Приняв от Византии Православие, Русь понесла дальше факел веры Христовой. Мысль старца Филофея о Москве как Третьем Риме, воплотилась в православном пути Руси на восток. Константинополь — Рим Второй — стал светочем Православия на берегах Черного моря и во всем Средиземноморье, Москва — Рим Третий продолжила миссию византийского Царьграда. Именно в выполнении этой миссии, в своем апостольском служении Москва становилась Третьим Римом.
Вся история Руси переплетена с историей Православной Церкви, с жизнями наших святых, наших выдающихся православных князей, царей, бояр, воинов, крестьян... История Руси — это, прежде всего, история святости и христианской жизни русского православного народа, рядом с которым помогали строить и созидать Россию иные братские народы, принявшие христианскую идею Русского государства.
Как всё живое тянется к солнечному свету, так Россия веками тянулась к Свету Христову, устраивая свое государство и народную жизнь по заповедям Христовым, в соответствии с Евангельским учением.
Наверное, глубоко символично то, что Русь, устремленная ко Христу, к Востоку востоков, всю свою историю расширялась, шла в земном плане преимущественно в восточном направлении. Столетиями Русь идет на восток, встречь солнцу. Туда, на восток смотрят алтари православных храмов.
Порой можно встретить такое сомнительное утверждение, что Россией в освоении новых земель двигали исключительно экономические факторы и стремление захватить как можно больше территорий и ресурсов, как в случае с европейскими колонизаторами. На восток Россия двигалась не ради завоеваний и порабощения народов, как многие европейские страны, колонизировавшие Америку, Африку и другие земли, куда смог добраться представитель «просвещенной» Европы. Россия осваивала новые земли с Крестом и Евангелием, не уничтожая народы, встречавшиеся на пути, а просвещая, облагораживая их. С проповедью о Христе Русь приближалась к иным народам, принимая их в свою великую семью, живущую под покровом Православия, с верой во Христа.
Часовни, церкви, монастыри, русские православные поселения и их православные названия, а также целые поколения крещенных в Православие инородцев по пути освоения Россией восточных, северо-восточных земель свидетельствуют о том, ради чего мы шли встречь солнцу. Русь идет ко Христу, сама неся Свет Христов другим народам. Духовные, культурные и образовательные плоды, принесенные Русью в ее продвижении на восток, в освоении восточных земель, четко и ясно говорят о высокой духовной миссии России в истории человечества.
Приняв от Византии Православие, Русь понесла дальше факел веры Христовой. Мысль старца Филофея о том, что Москва является Третьим Римом, получила свое воплощение в православном пути Руси на восток. Константинополь — Рим Второй — стал светочем Православия на берегах Черного моря, во всем Средиземноморье, распространяя всё шире Свет Христов. Москва — Рим Третий продолжила миссию византийского Царьграда, павшего под ударами турок. Именно в выполнении своей христианской миссии, в своем апостольском служении Москва становилась Третьим Римом.
Как промыслительно устраивает всё Господь! Русь находилась под страшным монголо-татарским игом. Это злое иго было попущено Богом русскому народу, пребывавшему в междоусобицах, внутренних войнах. И как только наш народ стал обретать свое единство во Христе, чему немало способствовали наши святые, такие как преподобный Сергий Игумен Земли Русской, иго стало отступать. Когда возродившаяся Русь окончательно сбросила с себя злых кочевников, она на правах победителя обрела их инфраструктуру, пути сообщения. И всё это послужило проповеди Христовой, ее продвижению на восток.
Сегодня сторонники ложных идей евразийства пытаются доказать нам, что Русь чуть ли ни наследница Орды, что монголо-татары были большим благом для России. Странно, что русские люди так самоотверженно сражались с этим «благом», а святой преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского на битву с ордынцами на поле Куликовом.
На самом деле, иго татарское много зла причинило Руси, много горя принесло. Но Господь обратил это зло к добру. К тому, что покаявшийся, обретший свое единство во Христе и освободившийся от врага, русский православный народ двинулся по проложенным кочевниками путям осваивать новые просторы, сея на них семя Христово.
Откуда, из каких веков и при каких князьях и царях Русь начинает свой великий многовековой апостольский поход навстречу восходящему солнцу?
Еще со времен князя Ярослава Всеволодовича, отца святого князя Александра Невского, русские люди ходили далеко на восток, за Урал, через Сибирь. Тогда путешествия в Сибирь и через нее в монгольские степи было вынужденным делом. Князья бывали в ставке хана в Каракоруме. Много пленных русских монголо-татары уводили далеко на восток, даже за Амур, в пределы Китая, где в средние века правила династия чингизидов. Немало плененных русских служило в армии монгольских правителей Китая. Но таким образом, вольно или невольно, через наших пленных православных людей Православие, православный дух еще в XIII веке достигли пределов Китая.
Когда при великом Русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном казак Ермак Тимофеевич добил остатки ордынских полчищ, разгромил с православными братьями-казаками хана Кучума, русский православный народ большой волной стал наполнять Сибирь, двинулся к Тихому океану и стал селиться у пределов Китая.
Везде на этом пути к Океану, встречь солнцу ставились кресты, сияли купола храмов, основывались монастыри. Православное духовенство шло на восток вместе со всем крещеным народом. Русь принимала в свои объятия Сибирь, обращая ее ликом своим ко Христу.
Отправной точкой осознанного и системного государственного и церковного движения Руси за Урал, в просторы сибирские и дальневосточные можно, по всей видимости, считать не только поход Ермака за Камень. Символическим и вдохновляющим на восточный поход стало для Руси взятие Царем Иоанном Васильевичем Грозным города Казани. Засиявшая золотыми крестами и куполами, освобожденная от иноверцев и врагов Святой Руси, Казань стала для России как бы открытыми воротами на восток. Русский православный люд вошел в эти врата и путями, проложенными казаками и нашими воинами, принялся осваивать Сибирь. Стал утверждать веру Православную на великих и необжитых, суровых и диких просторах от Урала до Тихого океана.
Удивительно, что обретение Сибири произошло незадолго до смерти первого помазанного на царство Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. В 1581 году Ермак начал свой поход за Урал. К 1585 году Западная Сибирь благодаря походу Ермака стала частью Руси. Царь Иоанн Васильевич скончался в 1584 году, за год до окончательного вхождения Западной Сибири в Русское Царство. Обретением ее и началом ее православного освоения он как бы завершил свою земную миссию царского служения.
В следующих выпусках газеты «Русь Державная» мы намерены продолжить рассказ о том, как Православная Русь шла на восток, какие великие люди совершали Подвиг утверждения Церкви и Руси на берегах Тихого океана, какие важные и символические события происходили на этом пути.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»