Мы, любящие Россию, нашу единственную Родину, наше Отечество, Державу, всё-таки осознаём происходящее, но враги её ничего не поняли из уроков двадцатого века, они еще больше сатанеют, борзеют и всё ещё надеются, что подчинят себе Россию. В 90-е было такое: всё захватили либеральные демократы, всё по-ленински — банки, рынки, вокзалы, издательства, журналы, газеты, радио, телевидение, образование, торговлю, а уж, особенно культуру, — всё было осквернено корыстью, загажено пропагандой разврата и насилия, всё покрыто коростой пошлости. Было даже ощущение, что свершена победа над Россией, над русским образом жизни, но Бог спас. Оживаем.
Большевики, коммунисты, демократы — это люди одной породы, одних методов. Чем отличается экспроприация большевиков от приватизации демократов? Тем же, чем киллер от убийцы, проститутка от путаны, грабитель от рэкетира, то есть ничем. Сходны они и в том, что чувствуют свою чужеродность для России. Что все системы, которые перепробованы после свержения Богоустановленной власти, были для России, как корове седло. К здоровому телу России каждый раз приставлялась руководящая голова, которая могла вести только в тупики, ибо была в иной кровяной системе.
Именно словом, устным и письменным, происходили обольщения доверчивых душ. Вообще, доверчивость очень хорошее чувство. Этой доверчивостью русских всегда пользовались враги России. Но есть слова, обозначаемые различными частями речи, и есть Слово, Которым всё создано и которое подарено людям для отличия от животных. Слово — вторая ипостась Святой Троицы. Тайна русского слова заключается в любви к родине. Любишь Отечество — слово доверяется тебе, соединяет твоё сердце с сердцем читателя. Не любишь Россию, и пиши, и долдонь сколько угодно,— всё улетит на ветер, это не слова, а высохшие их оболочки. Говоришь, что пишешь правду, но правда без любви — это жестокость. Слова, рождённые расчётливым мозгом и хитрым языком, не были в сердце, не управлялись молитвой, кто же им поверит? Язык без костей, им мелет Емеля, пока его неделя. Язык определяется в Писании как «прикраса неправды».
Но язык русского писателя, а в идеале, всякого пишущего на русском языке, это не язык политиков, не язык дипломатов, которые договорились до того, что язык дан для скрывания своих мыслей, это свидетельство для вечности о времени, которое судьбой досталось писателю и которое он обязан правдиво и доказательно описать. Так и было, когда русский язык служил игумену Даниилу, Афанасию Никитину, Иосифу Волоцкому, Игнатию Брянчанинову, Николаю Данилевскому, Феофану Затворнику, Михаилу Ломоносову, Гавриилу Державину, Тихону Задонскому, Димитрию Ростовскому, Иоанну Крылову, Александру Пушкину, Фёдору Тютчеву, Ивану Гончарову… Список огромен. Русская литература заняла и уже всегда будет занимать ведущее место в мире. Потому, что православна, духовна и патриотична. Только нельзя знамя патриотизма поднимать выше Креста.
Западный мир впал в опасное заблуждение, изучая историю России по художественным произведениям. Конечно, литература даёт картину мира, но духовное тело мира — Иисус Христос. Кем угодно можешь быть: буддистом, мусульманином, католиком, протестантом, конфуцианцем, но судить будет Христос. Мировая история измеряется одним понятием: мир или приближается ко Христу или удаляется от Него. Остальные события человеческой жизни только прикладные к этому выстраданному веками правилу.
Что есть духовность языка? Это его наполненность святостью. Это служение спасению души. Дух — третья Ипостась Святой Троицы, то есть это Господь. Для творческого человека слово «одухотворённость» означает не просто вдохновение, а состояние души, когда цель работы — снискание Духа Святаго.
Поиски духовности вне Христа обречены. Они ведут не просто в тупик, а в погибель. Они не только безполезны, это в лучшем случае, но и опасны. Вспомним Врубеля, Вольтера, Батюшкова, Гаршина, да многих, закончивших жизни схождением с ума. А сколько писателей и поэтов уже в наше время сошло с ума, покончило с собой, просто спилось. Это и есть следствие обезбоженности.
Но вообще есть надежда, что молодые писатели при Союзе писателей России возьмут из наших рук наши хоругви и понесут их дальше по заповеданному Богом пути России.
Одухотворённое слово не отыщешь листанием словарей, оно в тебе с детства, от бабушек по отцу и по матери, от реки и леса, от первых слёз, от первой любви, оно, чистое и родниковое, оно в тебе, но как достать его из-под завалов последующей жизни? Вспомним: «Здесь узрела душа Ферапонта что-то Божье в земной красоте». То есть красота уже была, и её видели многие, но разглядела её душа святого. Возможно ли это для нас, смертных тварей Божиих? Возможно ли с нами чудо слышания диктующего с небес голоса? Да, если человек выйдет с ними на связь, то есть будет воцерковлён. Отрадно, что количество употребляющих на письме христианскую лексику растёт, но оно опережает число православно живущих, а надо бы наоборот.
Есть выражение, которое стало заштампованным шаблоном: красота спасёт мир. Под этим лозунгом проводятся конкурсы всяких мисс вселенных, где их измеряют как лошадей для продажи. Да, эти красотки красивы, но их красота никого не спасает, только развращает.
Россию спасёт святость.
Святость, повторим, главное слово, хранящее Россию. Русская литература спасена тем, что жила совестью народа. А совесть — это глас Божий в человеке и обществе. Русские писатели вышли из народа, но не ушли от него. Вместе с ним печалилась и радовались, берегли его святыни. Писатели первыми выступали за возрождение храмов, пример — Храм Христа Спасителя в Москве, первый председатель его Совета Владимир Солоухин, и храм Василия Белова в Тимонихе, и распутинский храм в Усть-Уде на Ангаре, и прославление великого воина Феодора Ушакова в лике святых, и десятки видимых примеров и сотни и тысячи невидимых, ибо жертвы и подвиги для спасения души свершаются тайно…
Вообще, если бы не было этого главного итога — обращения писательского творчества к поискам спасения России только на путях Православия, пришлось бы горестно вопросить: если мы такие хорошие, что же так тяжело России?
Но радостно знать, что она безсмертна, что она — Дом Пресвятой Богородицы, что мы — дети Божии, братья и сёстры, что время последних столетий было русским в мировой культуре и таковым остаётся и в новом тысячелетии.
Владимир КРУПИН