Добавлено: 03.01.2025

Русь Рождественская — от Киева до Владивостока

На самом краю России, на границе с языческой и атеистической Азией у студеных и покрытых январским льдом бухт и заливов полуострова Муравьева-Амурского, русские православные люди встречают Рождество Христово. Зимний Владивосток — духовный форпост России на берегу океана — украшен не только лучами хотя и зимнего, но южно-яркого обильного солнца. В нынешние годы, после длительной духовной зимы, славный город украшен золотыми куполами православных храмов, которые преображают земные лучи солнца в небесные. Радуют сердце и душу, зовут все существо человеческое возвыситься и устремиться духовно к Своему Создателю и Творцу, вернуться блудным сыновьям и дочерям в Отчий дом.

В великий Рождественский праздник Владивосток духовно омыт белым снегом, праздничным колокольным звоном, запахом ладана, постовыми и праздничными молитвами Церкви, прославляющей Рождение Богочеловека и Спасителя мира, избавившего человечество от проклятия греха и смерти.

Все силы зла противодействовали Сыну Божию и Его Миссии, с самого младенчества, когда малютке-Христу пришлось бежать в Египет вместе с Богородицей и Иосифом Обручником. Злой Ирод хотел убить Его и уничтожил тысячи вифлеемских младенцев. Но мир, бессильный в своей слепой злобе, много раз восставал и не смог победить Христа, не смог помешать Ему испить спасительную чашу страданий за весь род человеческий и искупить нас.

Радостные люди после ночной праздничной Рождественской службы выходят из храмов, бережно несут, полученный в Таинствах, дар — спасительную Божию благодать в сосуде своей души. Весь пост они готовили и украшали свою душу и теперь это их главное приношение для родившегося Богомладенца Христа. Но верующие радуются и веселятся не только духовно: сверкают фейерверки, звучат мелодичные рождественские колядки и новогодние малороссийские щедривки.

Это те песнопения, которые пели предки нынешних жителей Приморья, переселенцы и выходцы из Малороссии, заселявшие край в XIX и XX веках. Многие их предки, прежде чем отправляться пароходом из Одессы в далекий Южно-Уссурийский край через Босфор и Суэцкий канал, мимо Индии, Китая, Кореи и Японии, молились у святынь Киева. И несли это Божие благословение через языческие пределы к берегам Тихого океана, таежной реки Уссури — из Полтавы, Чернигова, Киева, Волыни.

Город Никольск-Уссурийский, что в ста километрах от Владивостока, и сейчас, в начале III тысячелетия местами сохраняет облик малороссийского местечка, а в конце ХIХ века село Никольское, хоть и соседствовало с военной крепостью, прямо напоминало корреспондентам того времени Миргород, Решетиловку или Сорочинцы времен Гоголя. Да и сегодня пройдите святочными вечерами по центральным улицам Никольска: белый снег, дымки из печурок с уютным запахом, маленькие домишки, ясно сохранившие черты украинских мазанок, украшенные елочки и фонарики во дворах. Но только уже не ходит церковная молодежь от дома к дому, не играет гармошка, не звучит смех, и никто не поет малороссийских колядок, не собирает рождественских даров в свои мешки-меха. Но зато поют рождественские щедривки и колядки в храмах Приморья…

Вспоминаются народные песнопения — малороссийские колядки в исполнении Ивана Семеновича Козловского. Торжественно, с хором, в сопровождении народных инструментов знаменитый тенор поет: «По всьому світу стала новина: / Діва Марія Сина родила; / Сіном притрусила, в яслах положила / Господнього Сина».

И снова громко под музыку народных инструментов с ликованием всех слушающих и подпевающих Иван Семенович повторно поет: «Сіном притрусила, в яслах положила / Господнього Сина!». Это записывалось в 1970 году 18 января, в Большом зале Московской консерватории. В честь 70-летия великого тенора в порядке исключения ему разрешили спеть любимые им колядки и народные песни.

Сегодня нам уже не запрещают славить Господа, и мы знаем много колядок и щедривок, поем их на Рождество и на святках. А в свое время крошечный тираж пластинок с колядками в исполнении Ивана Семеновича Козловского, поступивший в продажу во Львове, был уничтожен — просто растоптан грубыми сапогами спецсотрудников. Потому запись славословий Господу в исполнении великого православного певца, это духовное ликование в атеистические годы, очень волнует душу. Ведь за этим стоит выражение живой православной веры, таившейся в глубине народной души, сохранявшейся не смотря на все запреты, опасности и гонения, не смотря на закрытые и порушенные храмы. Веры, на которую возводит и ныне свою лютую злобу враг Бога и рода человеческого.

Вера православная проходила через всю ткань русской культуры. Через музыку русских композиторов, через русскую литературу мы сохраняли связь со своими корнями. Это обеспечило возрождение и расцвет Православия после эпохи безбожия после празднования 1000-летия Крещения Руси. Но враги Христа и силы ада, рычавшие на Него в своей злобе даже тогда, когда Он еще только лежал в Вифлеемских яслях, объявили борьбу и русской национальной культуре и любой культуре, имеющей христианские корни. Но особенно, великой и богатой русской культуре, созданной всеми слоями нашего общества под водительством великих русских императоров, и прославленной во всем мире. А прославленной по той причине, что она свидетельствует о Боге.

Музыка М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, которая во времена И. С. Козловского была доступна многим в оперных театрах, концертных залах, по радио, на грамзаписях, сегодня — достояние лишь небольшого числа людей. Да и многие ли сегодня знают о самом великом русском теноре, скончавшемся всего лишь 25 лет назад — в 1993 году? Уничтожение памяти о русской культуре привело к тому, что и о Боге, о своей отеческой вере знают далеко немногие русские. Наше общество питается «свиными рожками» — антирусской и антихристианской пищей-суррогатом, потому не ведает еще, какое великое наследие уготовано всякому человеку в доме Отца Небесного — Царстве радости и благодати.

Малороссийские колядки тоже напоминают нам о мирном и мощном времени великих свершений императорской России. Когда не было еще искусственных разделений великого народа и православного отечества на уделы, когда вера

Православная, выстраданная русскими Малороссии, Белоруссии крепко хранилась большей частью населения империи. Когда народ за верность своему Богу и Царю, за смиренность сердец и жизнь по правде, за неприятие греха достигал множества благ и великих свершений, создавал великую культуру. Когда народ был един в своей судьбе.

Праздник Рождества Христова дарует радость всем, утешает многих жителей Приморья, родные которых оказались в числе неугодных, гонимых людей на Украине. Гонимых со стороны группы политических преступников. В лукавые времена Господь собирает избранных от малого стада Своего. Как медный змей Моисея, вознесенный на кресте, спасал ветхозаветных евреев от укусов ядовитых гадин, так и наше спасение в земной жизни и будущем веке зависит от неустанного обращения наших сердец к родившемуся ныне Богочеловеку Иисусу Христу. Все мы собираемся сегодня в духовном Вифлееме, чтобы почтить нашего Спасителя.

В Приморье живут люди, родным которых и нашей общей вере брошен вызов силами ада. Но не нужно преувеличивать силу зла. Вифлеемская звезда сияет на Востоке и отсюда, с Востока, может прийти и избавление русскому народу, стенающему и взывающему к Богу о всех своих страданиях и гонениях.

И у нас, и у гонимых православных Малороссии, и у всего православного человечества есть Христос Спаситель, Царь Царей, смиренно и скромно пришедший в мир, чтобы искупить от вечной смерти человеческий род. Чтобы создать Свою Святую Церковь, которую не одолеют врата адовы во веки веков.

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 08.01.2025 Раздел: Январь 2025 Просмотров: 363
Всего комментариев: 0
avatar