Торжество Пресвятой Богородицы Порт-Артурская
В 2007 году, в патриаршество Святейшего Алексия II, было установлено всероссийское празднование чудотворной иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы Порт-Артурская». К этому времени икона была известна не только во всех уголках России, но и во многих странах мира как заступница православных и предводительница боголюбивого воинства. Праздник этой иконы установлен 16 августа по старому стилю (29 августа по новому) – в день древнего праздника перенесения Спаса Нерукотворного из Эдессы в Константинополь.
В 1998 году 17 февраля чудотворная икона после многих десятилетий ее безвестной утраты была дивным образом обретена в Иерусалиме приморскими священниками, случайно зашедшими в антикварную лавку недалеко от Лифостротона. В лавке они увидели икону, как будто специально дожидавшуюся их. После улаживания всех проблем в связи с вывозом святыни, Порт-Артурская икона была торжественно принесена во Владивосток.
Так, в период духовного возрождения и восстановления Церкви после эпохи богоборчества, Россия вновь обрела любимую икону – заступницу российских пределов на границах с языческим азиатским миром. Как-то один из приморских священников сказал, что в 1998 году Богородица вернулась Своей иконой во Владивосток и Приморье по той причине, что здесь жили и молились люди, которые сильно любили Ее. И на Богородичные праздники надо особо благодарить Матерь Божию за это чудо.
Наш владыка Вениамин в своих проповедях говорит о любви Божией, что она непреходяща, «не так, как у людей – сегодня любим, а завтра предаем и отрекаемся – Господь любит нас всегда». И Он, возлюбив русский народ и Дальнероссийские пределы, послал в начале ХХ века сюда Свою святыню – «Порт-Артурский образ Богородицы». Эту святыню полюбили поколения людей, живших сто лет назад. Многие из них положили душу свою за Веру, Царя и Отечество и пали героями на фронтах русско-японской войны. Наверное, и в память о них, по их молитвам и молитвам их родных, Господь вернул в Дальнероссийские пределы чудотворный образ Своей Матери как символ Его непреходящей любви к нам.
…Владивосток. Покровский кафедральный собор. Литургия завершена. Полдень солнечного божьего дня. Запах ладана, мирный свет лампад и безмолвие в высоком и величественном пространстве собора. Иностранные туристы из Азии – китайцы, корейцы, японцы, зашедшие в православный храм – в молчании останавливаются перед прекрасной живописной иконой Богородицы в Покровском кафедральном соборе. Их удивляет эта большая икона в высокохудожественном окладе из орехового дерева со сканью и флорентийской мозаикой. Они видят загадочное для их азиатской души изображение Девы с воздетыми в молитве руками и платом с Нерукотворным образом Спасителя, которое заставляет их своей кроткой и тихой силой помолчать и задуматься. На иконе – привычные им тихоокеанские пейзажи, скалистые сопки и море, ясное океанское небо, полное солнца, и невиданная Прекрасная Дева. С утонченным ликом редкого овала и крупными ясными глазами. В этом лике есть то, чего не заметят европейцы, но увидят азиаты. Такие черты воплощают в азиатском мире эталон красоты и редкую аристократичность.
В руках Девы плат с ликом Бога, вочеловечившегося и пришедшего на землю спасти всех людей. И их, азиатов, тоже Он пришел спасти. Под ногами Девы сломленные восточные мечи. Чем отзывается в азиатских душах этот древний отблеск Византии? Икона-оранта, молитвенница, и Нерукотворный Спас, воспринимаемый в Византии императорами и Церковью подобно скрижалям Завета, предварявшим еврейские войска в битвах с языческим миром.
Эту икону еще называют «Дальнероссийскою Вратарницей», именно Она встречает азиатских гостей (друзей и недругов) в христианском городе-крепости на грани с Азией. И указывает на сломленные мечи под Ее ногами.
Эта икона символически отражает всю суть истории Христианской цивилизации. Все века человеческой истории идет битва добра и зла. Веками христианские императоры и князья выступали в битвах на супротивных – со стягами, на которых изображены Нерукотворный Спас и Крест. И всегда «Взбранная воевода», святые и все воинство небесное были на стороне христианского народа. Вот она, суть Православной России и источник ее силы – на стороне Христианских народов Сам Бог.
До революции эта икона, еще не будучи признанной Святейшим Синодом, сразу стала широко почитаться в России. Православные империи знали историю явления Богородицы старому севастопольскому матросу за два месяца до начала русско-японской войны. Икона стала одним из знамений воодушевления и морального подъема русского общества в период тяжелой войны с японцами.
Обе российские императрицы – вдовствующая Мария Федоровна и Александра Федоровна – проявляли попечение об этой иконе. Сам Государь в некоторых случаях отдавал на фронт распоряжения, связанные с иконой. Все серьезные перемещения ее происходили с ведома императорской фамилии и согласовывались непосредственно с Марией Федоровной через телеграф.
После окончания русско-японской войны им лично докладывали о судьбе иконы и причинах неуспеха доставки ее в осажденный Порт-Артур. Кроме того, высказывания любимого русского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского для многих были свидетельством, что через эту икону Матерь Божия проявляла особое попечение о России.
Духовное значение Дальнего Востока как будто предчувствовалось задолго до войны. Ведь еще за несколько лет до осады Порт-Артура в эти края были направлены святыни с Афона. В том числе и в тихоокеанскую крепость Порт-Артур.
Загадочной была сама русско-японская война, проходившая в условиях внутренних измен, предательств и бунтов. Поражение русского воинства языческим народом, в культурном и военном отношении гораздо низшим, было невероятным. По наблюдениям духовных лиц отсутствие Божьего благословения во многих сражениях этой войны было бесспорно.
Глава православной миссии в Корее архимандрит Павел (Ивановский) писал, что в русско-японскую войну было много «странных случайностей», которые вели к неудачам русского войска. Эти случайности он связывал с «карающей десницей Божией»: «под Мукденом в лицо русским войскам несся страшный ветер с тучами пыли и помогал японцам, а в Цусимском проливе в глаза нашей эскадры светило солнце и мешало правильной стрельбе. А сколько еще наберется роковых «случайностей», непонятных упущений, недосмотров! Какая ужасающая непрерывная цепь ударов, поражений, без радостного просвета, без утешительных удач!..»
Да и сама Божия Матерь, по оценкам очевидцев, иконой своей Порт-Артурской, находясь всего в 30-ти часах плавания от героической крепости, «не захотела идти в Порт-Артур» за несколько дней до сдачи крепости японцам. Все время на море был противоположный ветер.
6 мая 1905 года архимандрит Павел (Ивановский) писал: «Вся история иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», поучительная для наших дней, подала нам всем весьма очевидное и знаменательное вразумление. Она явилась испытанием нашей общей веры, а не отдельных лиц, и самое происхождение ее в Киеве так же необычайно, как и тот урок, который преподан нам с такою силою у Порт-Артура».
История этой иконы признается трагической из-за сопротивления холодных сердец членов Святейшего Синода признать доводы горячей сердечной веры простого народа и открыть путь к широкому почитанию иконы. Эта икона, признававшаяся в 1904-1907 годах Синодом лишь «картиною», вопреки желанию простых богомольцев и верующих снять копии, находилась под запретом копирования из-за ее неканоничности – разделения Святой Троицы. И по причине обнаруженного Синодом несоответствия правде надписи о жертвовавших на ее изготовление 10 000 киевских богомольцах. О недостоверности этой надписи сообщило Синоду киевское священноначалие.
Но верующие, лично соприкасавшиеся с иконой, созданной в 1904 году, по описанию моряка-севастопольца известным киевским иконописцем П.Ф. Штрондой, не взявшим за свой труд платы, были однозначно уверены в ее благодатности и чудотворности.
В их числе – много порадевший о доставке иконы в Порт-Артур чиновник Николай Николаевич Федоров, который свидетельствовал Синоду в своих записках, что в период, когда он сопровождал икону (из Владивостока в порт Чифу в декабре 1904 – январе 1905 годов), у него, больного человека, появлялись сверхъестественные силы и здоровье для выполнения миссии по доставке Образа в Порт-Артур. Нигде он не встречал затруднений, и обстоятельства ему благоприятствовали. Он же отмечал, что икона, пребывая в нескольких часах плавания из Чифу до Порт-Артура, «не пожелала туда отправиться», так как все время погода и ветер не благоприятствовали и доставка иконы затягивалась – до роковой сдачи Порт-Артура.
Помимо этого, икона сразу явила свою помощь русскому воинству.
После падения Порт-Артура следующим объектом нападения японцев должен был стать Владивосток. По общим ожиданиям, в Порт-Артуре решалась участь Владивостока. Потому во Владивосток была возвращена эта чудотворная икона.
Авторы книги «Отвергнутая победа» приводят факт, что с прибытием иконы во Владивосток 9 мая 1904 года совпали военные успехи русских – на четвертый месяц войны. Тогда произошла гибель сразу нескольких японских военных судов.
Правда, во Владивостоке икона была выставлена для поклонения только в начале августа 1904 года, но прибыла туда еще в начале мая и находилась у командующего Тихоокеанским флотом адмирала Н.И. Скрыдлова, который не счел возможным доставить ее в Порт-Артур!
Сегодня известно, что в 1905 году чудотворная икона Божией Матери «Порт-Артурская», предназначенная для морской крепости, вернулась во Владивосток из ставки главнокомандующего А.Н.Куропаткина, где пробыла четыре месяца после сдачи Порт-Артура. Возвращению иконы предшествовала переписка владыки Владивостокского Евсевия с главным полковым священником протоиереем Сергием Голубевым о нахождении иконы.
Из ставки главнокомандующего икона вернулась во Владивосток 26 мая 1905 года. Ее встретили на железнодорожном вокзале. Сопровождал ее протоиерей Сергий Голубев. В Успенском кафедральном соборе отслужил литургию епископ Владивостокский и Камчатский Евсевий.
По мнению духовных лиц, сопровождавших это принесение иконы, «Порт-Артурская» была более необходима во Владивостоке, чем в ставке. «…Во Владивостоке не поставили сего светильника «под спудом, но на свещнице», а потому доступного всем и каждому», – отмечал глава корейской миссии архимандрит Павел.
Чудотворный образ Божией Матери встретил особенное почитание в этом городе, с него делалось, и без разрешения Синода, множество копий, и празднование иконе осуществлялось 16 августа по старому стилю.
Считается, что в октябре 1905 года, в период кровопролитных бунтов низших чинов армии и флота во Владивостоке, недовольных тем, что их не отправили домой после завершения войны, икона спасла Владивосток. В городе были устроены бунтовщиками пожары и грабежи. С чудотворной иконой был осуществлен крестный ход в горящую часть города. На следующий день был молебен на площади и панихида по убитым. Произошло примирение.
Позднее икона пропала, хотя Дальняя Россия дольше всех сохраняла порядки Российской империи. В 1938 году был взорван Успенский собор, в котором находилась икона. В каком году она исчезла, пока точно неизвестно.
Но известно, что обретенная приморскими клириками в 1998 году в Иерусалиме икона попала туда, предположительно, через русских эмигрантов из Гонконга. И 6 мая 1998 года она торжественно была встречена верующими в кафедральном Свято-Никольском соборе Владивостока. Владыка Вениамин, тогда епископ Владивостокский и Приморский, сказал в своем слове: «Возвращение этой иконы в наше время, безусловно, имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста».
Сегодня эта икона – символ необоримой Христовой Церкви, духовный символ Православной России, над которой простирается Покров Божией Матери и возносится молитва от Балтики и Кавказа до Тихого океана. И в то же время, это молитвенный памятник павшим русским героям, православным воинам и морякам, которые остались лежать в чужой азиатской земле, освящая ее своим христианским подвигом. Во многих городах России построены храмы в честь этого любимого русским народом образа Богородицы. Перед Пресвятой Девой, держащей в руках главный духовный и воинский стяг христианского мира – плат с Нерукотворенным Образом Спасителя – молятся христолюбивые русские Армия и Флот.
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Рассказ о современных чудесах иконы «Торжество Пресвятой Богородицы Порт-Артурская» во Владивостоке секретаря Владивостокской и Приморской епархии архимандрита Сергия (Чашина), ныне архиепископа Солнечногорского, информационному порталу Хабаровской епархии в 2006 году.
– Когда встречали эту икону, уже после реставрации (в 2000–м году), и везли ее из аэропорта в собор, владыка Вениамин почему-то благословил везти ее из кафедрального собора после молебна в домовой епархиальный храм во имя преподобного Сергия Радонежского до тех пор, пока не будет сделан достойный этой святыни киот. Честно признаться, молодое духовенство между собой пороптало немного на благословение Владыки, так как не совсем его поняло, но исполнили его и перевезли к вечеру икону в епархиальный храм. И так получилось, что этой же ночью наш кафедральный собор обокрали, причем вынесли исключительно иконы с женскими ликами – образы Богородицы и святых жен. Причем, что удивительно, не были даже тронуты находящиеся в соборе дорогие, древние иконы Спасителя, святителя Николая в ризе. В дальнейшем следствие установило, что украденные иконы были расколоты и сожжены на сопке над кафедральным собором сатанистами. Так и получилось, что через нашего владыку Матерь Божия себя уберегла – Она непонятным для нас образом положила ему на сердце поместить обретенную икону в епархиальном храме.
От этой иконы было еще много чудес, связанных, например, с сооружением для нее киота. Очень долго решался этот вопрос – то проекты не нравились, то не хватало необходимых средств. С этим вопросом медлили и медлили, пока Господь не послал человека, который однажды утром приехал в нашу епархию и попросил открыть храм. Он был много наслышан об иконе. Этот коренастый, невысокого роста человек зашел в храм, помолился, на колени встал, потом достал из кармана рулетку и начал измерять икону. На вопрос начальника охраны о том, чем он занимается, последовал ответ: «Вы знаете, я рубашечку должен сделать Мамочке Божией». А через полгода к порогу епархиального управления подходит длинный крытый грузовик из Хабаровска, и только при помощи восьми студентов нашего епархиального училища мы смогли выгрузить этот громадный, замечательный киот. Он делал его полгода, вложил в него огромные средства: он был отделан полудрагоценными камнями, риза была серебряной, а сам киот – из ореха. Это было совершено необыкновенно. И это тоже было чудо – Матерь Божия Сама побеспокоилась о благоукрашении своего образа. И таких чудес бывало очень много.
Источник: Святыня всего русского Православия // Самый восточный. http://wow.pravostok.ru/blog/svyatinya-vsego-rysskogo-pravoslaviya/ 12.10.2006.