Молитва – сейчас самое надежное средство сохранения России
В этом году исполнилось двадцать пять лет архиерейского служения митрополита Вениамина (Пушкаря). И все эти годы владыка возглавляет Владивостокскую кафедру. Владыка родился и вырос в Приморье, на берегу Тихого океана. По окончании владивостокской школы, год поработав на Дальзаводе, в 1959 году поступил в Московскую духовную семинарию. Потом в академию. Успешно окончил и был оставлен преподавателем в Московской духовной академии и семинарии. А спустя тридцать три года в 1992 году возвращается во Владивосток уже в сане архиерея. Возвращается, чтобы своими пастырскими трудами, молитвами возрождать православие в Дальней России, утверждать веру Христову на восточных рубежах Святой Руси, у самой границы с азиатскими странами.
Много событий в церковной жизни Русского Приморья произошло за это время. Восстановлены и открыты новые монастыри, возрождены разрушенные храмы и построены новые обители, открыто Духовное училище и университетская кафедра теологии и религиоведения. Вновь обретена утраченная Порт-Артурская икона Божией Матери…
Редакция нашей газеты «Русь Державная» поздравляет владыку Вениамина с четвертьвековым юбилеем архиерейского служения и желает ему многая и благая лета в его жертвенном служении Матери Церкви и Отечеству!
В короткой беседе с владыкой мы попросили его подвести основные итоги уходящего 2017 года. Этот год был отмечен тремя судьбоносными для нашего Отечества событиями столетней давности. Сто лет со дня отстранения Государя Николая II Александровича от царского престола. Сто лет революции. И сто лет со дня обретения Державной иконы Божией Матери.
Об этих датах, о том, как вспоминали их в 2017 году мы спросили Владыку.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин о событиях уходящего 2017 года
Благодарим Бога за все, что Он посылает нам!
Год уходящий оставил нам много переживаний, много смутных чувств. Хотя в начале года мы с радостью отмечали столетний юбилей обретения Державной иконы Божией Матери. Событие, которое вселило надежду в русский народ в страшные годы крушения Российской империи. И эта надежда остается по сей день. Явлением своего Державного образа Сама Пречистая показала нам, что Россия пребывает под Ее святым Покровом. Что бы не происходило в нашей стране, мы молимся нашей Заступнице Усердной. Молимся Пресвятой Богородице и знаем, что Она не оставит Русь, знаем, что Она и Сам Господь управляют Россией, обладая всей полнотой державной власти в нашей стране. Нам, духовным чадам Пресвятой Богородицы, нужно усердно молиться своей Заступнице. И Матерь Божия не оставит свой народ. Как никогда не оставляла всех, кто обращается к Ней, кто любит Ее Божественного Сына.
Мы помним, что явлению Державной иконы Божией Матери предшествовало ужасное событие – отстранение Государя от престола. Те, кто должен был верой и правдой служить своему Царю, пленили его и захватили власть. Но разве можно захватить власть Помазанника Божьего? Эту власть может дать только Господь, как Он дал ее Царю Николаю Александровичу Романову.
Свергали Царя - мечтали о свободе. Но ведь истинная свобода во Христе. А если ты замахнулся на того, кого поставил Сам Христос, то навеки можешь стать несвободным. Но одно преступление повлекло другое. Те, кто свергал Царя, сами вскоре оказались свергнуты.
Те, кто пленил Помазанника Божьего, еще мнили себя христианами. А вот люди, дорвавшиеся до власти в 1917 году в результате свержения Царя, уже откровенно выступали против христианства. На политическую сцену ворвались откровенные богоборцы. Сто лет назад это произошло. А в этом году мы увидели, что хоть и значительная часть нашего народа именует себя православными, богоборческая идея не исчезла из общества. Разве не богоборчество, не вызов Самому Христу, показанный в этом году на широких экранах фильм «Матильда»?! Да, верно сказал какой-то поэт: «Ты только хрюкнул на Христа, Учитель лжи и провокатор». Но сколько людей посмотрели эту грязную картину!
Когда в 1918 году Государь был убит вместе со своей Семьей в подвале Ипатьевского дома, страна надолго погрузилась во мрак, покрылась тюрьмами и лагерями, была залита кровью многих-многих русских людей.
Чего ждать нам теперь, после показа «Матильды», в просмотре которой участвовали миллионы наших соотечественников?
Конечно, огромная часть людей отказалась принимать этот фильм. Люди выходили на молебны, молились, чтобы Господь помиловал Россию и не допустил новой смуты.
Тревожные чувства остаются по прошествии 2017 года, в который наш народ так и не смог до конца осознать, что же произошло сто лет назад, когда революция – кровавая стихия – обрушилась на Россию.
Мы должны молиться, Матерь Божия услышит нас. Ведь Она любит нас любовью Сына Своего, все народы Она любит. Но мы должны быть достойны Ее любви.
Будем помнить, что Сама Пречистая Божия Матерь взяла Россию под Свой Покров. Будем молиться и устраивать крестные ходы с Державной иконой Божией Матери и с образами святых Царственных Мучеников. Молитва, а не политические потуги, сейчас самое надежное средство сохранения России. Будем молиться Господу и Пресвятой Богородице о нашем Отечестве.
«Господь благословил Россию и даровал ей обширные территории...»
В одиннадцатом номере «Руси Державной» мы сообщили читателям, что по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) в конце 2016 года в России создан Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус».
Дело церковного и государственного просвещения, православного миссионерства на Дальнем Востоке в силу острой геополитической ситуации имеет высокое значение для современной России.
Центром готовится к выпуску новый уникальный всероссийский журнал «Берег России». Журнал о симфонии Церкви и государства. Журнал будет способствовать формированию образа России на Тихом океане, свидетельствующего миру о величии православной веры и русской культуры.
Одним из ключевых материалов первого номера нового журнала станет беседа с митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем).
Редакция журнала «Берег России» еще до выхода его в свет предоставила нам полный текст беседы. Публикуем эту глубокую содержательную беседу с владыкой Вениамином.
+ + +
Берег России:
Ваше Высокопреосвященство, сердечно благодарим Вас, что нашли возможность поделиться своими размышлениями с читателями нашего нового журнала «Берег России».
Журнал о жизни Церкви и государства, о симфонии духовной и светской власти, о том, как благодаря этой церковно-государственной симфонии Русь стала великой и дошла с Крестом и Евангелием до берегов Тихого океана. С этих берегов мы сейчас смотрим на Россию и на весь мир и видим величие нашей Державы. Видим ее героический путь на восток. Наибольший духовный, геополитический и экономический подъем в этом пути Руси на восток появляется при нашем святом Государе Николае II. Движение России на восток, утверждение Православия и русской государственности у пределов Азии стали одним из главных государственных дел Царя Николая Александровича Романова.
Владыка, Вы родились, выросли в Приморском крае. И уже четверть века возглавляете Владивостокскую епархию. Сегодня мы часто слышим, что Россия вновь идет на восток. По Вашим наблюдениям, есть ли в этом движении какая-то преемственность политики Царя Николая II, которую он вел в отношении наших дальневосточных земель?
Владыка Вениамин:
Господь благословил Россию и даровал ей обширные территории. Бог давал нашему Отечеству православных царей – Своих Помазанников, во главе с которыми Русь распростерлась до Тихого океана, хваля и прославляя Триединого Бога.
Много способствовал укреплению России и Церкви на восточных рубежах Царь Мученик Николай. Исполняя завет своего Отца Александра III, Царь Николай Александрович открывал «окно в Азию». Во главе с Царем Россия в начале XX века уверенно развивалась. У нас открылись новые перспективы на Тихом океане. А когда был построен Великий Сибирский рельсовый путь, Русь в своей духовной полноте уверенно шагнула навстречу азиатским странам. И, конечно, целью этого шага были не только экономические и политические плоды, Россия тогда несла на Восток богатую культуру, освященную Крестом и Евангелием. Она явилась источником христианского просвещения соседних языческих народов. Государь это очень хорошо осознавал, потому и являл особое попечение о Церкви в приморских и приамурских землях. Царь сам направлял это движение на восток с Крестом и Евангелием.
В возрасте пятидесяти лет Государь Николай Александрович мученически пострадал. Он был зверски убит вместе со всей семьей. В подвале Ипатьевского дома была совершена тайна беззакония. С убийством Государя Россия утратила и сакральный смысл своего движения на восток.
Что видим мы сегодня? Усилия, которые прилагает руководство нашего государства, действительно, говорят о том, что Россия вновь повернула на восток. Однако пока разворот больше затрагивает сферу материальную, сферу нашего физического существования.
Обратимся к тому, что делал Царь Николай Александрович Романов. Он прежде всего заботился о Церкви. Для строительства церквей и школ в Сибири и на Дальнем Востоке был создан Фонд имени Александра III. В фонд жертвовал сам Государь, жертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, жертвовали богатые и даже совсем небогатые русские люди. Они знали, что состояние русской государственности на берегах Тихого океана зависит от прочности ее духовных основ, от позиций Православия.
Указом Царя Николая II была учреждена в 1899 году Владивостокская епархия. Еще ранее, по восшествии на престол, Государь в 1895 году своим указом учредил в наших краях Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, который стал центром духовного окормления и просвещения во всем Приморье и Приамурье.
Еще будучи Цесаревичем, Государь посетил Владивосток и проехал на лошадях, а где-то по рекам на пароходах, через всю Дальнюю Россию и Сибирь. И уже от Урала он поездом добрался до Санкт-Петербурга. А накануне он побывал во многих азиатских странах, подружился с их правителями. И взойдя на престол, повел мудрую политику России на востоке. При нем наше Приморье и Приамурье превращаются в миссионерские края. Отсюда Россия обращается к языческим соседям со словом Христовым.
Нужно сегодня вспомнить об этом. Ведь Россия могла бы делиться со своими соседями не только природными богатствами, но в первую очередь духовными сокровищами. А богатства природные даны нам, чтобы процветала Русь Христова, чтобы она могла возвестить всему миру и великой Азии о Христе.
Берег России:
Сегодня просто нужно продолжать то дело, которое не успел довершить Российский император Николай Александрович Романов. То есть, нужно принимать необходимые государственные меры, чтобы Церковь и русская государственность утверждались на Тихом океане. Но как это делать, когда мы все больше стремимся не к духовному развитию, а к экономической, торговой интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион? Как быть, когда русский народ продолжает покидать наши благодатные места, а на смену ему едут мигранты из Средней Азии?
Владыка Вениамин:
Многое зависит не только от наших правителей и бизнесменов, но и от нас самих. От нашей твердой веры и горячей молитвы. Если есть искренняя молитва к Богу, если люди с любовью будут посещать храмы для молитвы, а вне храмов будут воплощать в своей христианской жизни идеалы Евангельского учения, исполнять заповеди Христовы, то Господь обязательно услышит моление таких людей.
Ведь почему Господь уничтожил Содом и Гоморру? Потому что там он не нашел ни одного праведника, кроме Лота, которого и вывел из этих мрачных мест. Будем стараться жить с Богом, и Господь помилует нас. Сохранит нашу землю и сделает так, что будет продолжено начатое святым Царем.
Но если мы будем недостойны, если будем попирать ногами, то, что дано было русскому народу Самим Христом, если будем продолжать служить мамоне, оставив Бога, то Господь может лишить нас всего. Может призвать иные народы и дать им Крест и Евангелие, которые они поднимут над великой Азией и всем тихоокеанским простором.
Чтобы нам сохранить свое призвание, нужно сильно постараться. Нужно выбросить всех идолов из своих сердец. Ведь мы как «плюшкины» натащили всякого хлама в свои души. И чаще думаем не о вечности, а о богатствах земных. А ведь Россия всегда была устремлена в вечность, к Богу. И за свою любовь ко Христу Россия и русский народ обрели несметные земные богатства от Балтики до Тихого океана. А сегодня мы проедаем то, что дал Господь нашим благочестивым предкам за их святые молитвы.
Берег России:
Ваше Высокопреосвященство, сейчас ведутся споры вокруг вопроса о «царских останках». Авторитетные люди пытаются убедить нас в том, что захоронения, найденные в Поросенковом логу под Екатеринбургом, являются местами погребений убиенных Царственных мучеников.
Вы ревностный почитатель святого Царя Мученика Николая и всей Его святой Семьи. Вы были одним из тех, кто ходатайствовал о прославлении Царственных Страстотерпцев Русской Православной Церковью. Что Вы думаете о сегодняшних дискуссиях на тему «царского» захоронения, как относиться к спорам о том, кому принадлежат останки, обнаруженные под Екатеринбургом?
Владыка Вениамин:
Могила нашего святого Царя и его семьи неизвестна. Споры, которые раздуваются сегодня, скорее будоражат общественное мнение, нежели ведут к поиску истины. Полагаю, что решение этого вопроса нужно отложить, оставить его. Пусть Господь по молитвам святых Царственных Страстотерпцев Сам все управит. И укажет истину. Не нужно тревожить эти найденные останки, кому бы они не принадлежали. Надо оставить их в покое. Если они действительно принадлежат святым людям, то Господь явит на них чудеса. Народ сам увидит это, без всяких лабораторных исследований. Давайте уповать на Господа. Ведь святость – это дело рук Божиих, а не наших уважаемых ученых, генетиков, историков, врачей, археологов и журналистов.
Не нужно публиковать для народа все эти исследования специалистов, анатомические подробности. Ведь это святыня!
Берег России:
Сейчас в народе все чаще говорят о том, что России нужна монархия. И, конечно, всякий православный человек должен быть монархистом. Ведь монарх, самодержец – это Помазанник Божий.
Однако на волне монархических настроений множатся различные партии и организации, которые уже заявляют, что они установят в России монархию. Как относиться к таким заявлениям? Как православным разобраться, где правда, а где – ложь?
Владыка Вениамин:
Надо помнить, что монархию и Царя нам может дать только Господь, если мы будем этого достойны. Никакая политическая партия или организация не могут избрать Царя, если этого не сделает Сам Господь.
Сегодня такое время, когда является множество лжепророков и лжемессий. Нужно учиться различать духов. Сердцем чувствовать, что исходит от Бога, а что нет. И, конечно, по плодам их узнаете. Враг не дремлет и ожидания монархии в русском народе ему известны. Поэтому и возникают те, кто готов предложить России монархию и даже дать «царя», зависимого от сил, враждебных России. Иногда так много говорят о монархии, что людям, не очень просвещенным духовно, это начинает представляться каким-то мифом. Люди просто отвращаются от монархической идеи.
Берег России:
А какая форма монархии приемлема для России?
Владыка Вениамин:
У настоящей православной монархии форма одна. Та форма, которая уподобляется Царству Небесному. У Господа нет никаких конституционных собраний, парламентов. Господь Вседержитель. Также и Царь, монарх православный, он – самодержец. Все разговоры о конституционных формах монархии идут к нам из-за рубежа. Цели этих попыток – навязать России конституционную монархию – понятны. Цель – дать нам лжецаря, который будет управляться тем, кто просто хотел бы иметь свою власть в России.
Сегодня всем монархистам, всем православным, кто искренне желает принести пользу Церкви и Отечеству, нужно иметь трезвость ума. Не надо сразу доверяться, если кто-то обещает Вам монархию, вывешивает портреты Царя и громко именует себя монархистом. Монархист, прежде всего, тот, кто любит Бога. Тот, кто любит Россию и верой и правдой служит Богу и Отечеству.
Берег России:
Отсюда с тихоокеанских берегов мы хорошо видим сегодняшнюю картину мировых событий. Ведь много важных процессов глобального масштаба протекают сейчас здесь у океана Великого, на просторах Азии, у границ с нашей Дальней Россией.
И сейчас обстановка здесь довольно напряженная. Некоторые эксперты говорят, что вот-вот может начаться война на Корейском полуострове. И многих людей, не только в наших краях, но и во всей России, волнует этот вопрос.
Порой кажется, что весь мир стоит на пороге большой войны. Многие видят это. Ведь столько оружия, столько зла и агрессии между государствами и народами. Сейчас идут войны в Сирии, на Украине.
Но не духовная ли расслабленность, не потребительское ли состояние общества приводят к появлению этих войн и конфликтов?
Владыка Вениамин:
Да, именно наши грехи становятся причинами и источником всех войн и нестроений. Нераскаянные и непрощенные грехи накапливаются в человеческом обществе и как испарение вод собираются в тяжелые темные духовные облака, зловеще нависающие над нашими городами и селами. И рано или поздно начнётся Божия всепотопляющая и разрушающая гроза. Нам надо помнить, что только Господня Любовь созидает и даёт жизнь всему тварному бытию, а зло разрушает и превращает всё в хаос. Поэтому, когда в мире накапливается зло, когда стрелка духовно-нравственного барометра стремительно падает к нулю, тогда ожидайте катастрофы и войны. Таков духовный закон бытия. Сегодня происходит страшное испарение зла с сердец людей.
А сегодня мы наблюдаем, как интенсивно подымается зло из наших сердец, заволакивая все жизненное пространство смертоносным угаром. Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Россия никогда не знала таких преступлений, которые сегодня терзают наше общество.
Поэтому, если мы не покаемся, если не будем добровольно жить по законам Творца – война неизбежна. Но промысел Божий заключается в том, что Он зло направляет к добру, и через войны, через страдания Господь дает возможность очистить наше общество от зла.
Фото В. Саяпина