Премьера фильма именно в феврале связана с тем, что именно этим месяцем датируется первый известный святогорский документ за 1016 год, в котором впервые появилась подпись игумена древнерусского афонского монастыря. По сути, это первое письменное упоминание о древнерусской обители на Афоне. Поэтому очень символично, что именно в феврале состоялась премьера фильма.
О том, как создавался фильм, чем руководствовались при его создании и какие идеи в нем заложены, что и почему пытались показать в первую очередь, мы попросили поделиться с читателями портала «Русский Афон» ( www.afonit.info ) одного из инициаторов и участников создания фильма, директора ООО «Институт Русского Афона» Валерия Ивановича Пирогова.
– Валерий Иванович, состоялась презентация двухсерийного фильма «Русская лампада на Афоне». Вы являетесь одним из его создателей. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего портала о фильме, о том, как он создавался и что Вы хотели показать.
– Сразу хочу сказать, что мы сознательно не пытались соответствовать современному телевизионному стандарту или формату с его динамикой и эффектностью, с помощью которых кинопроизводители пытаются максимально завлечь зрителя, каждую минуту подавая ему новые впечатления. Мы посчитали это излишним для фильма об Афоне. Ведь это совершенно иной мир. И его нужно понять, отойдя от наших привычных светских подходов и стереотипов. И мы уверены, что такой фильм не останется без аудитории. Он погружает зрителя в ту действительность покоя, молитвы, безмятежия, несуетливости, которые царят на Святой Горе. Это очень важно: прочувствовать Афон изнутри.
Картина рассчитана на православного зрителя, которому дорог Афон, дорога 1000-летняя связь с Афоном Святой Руси в самом широком смысле этого понятия. В нем затронуты очень важные темы для самосознания православного человека.
– А кто работал над фильмом? И чем руководствовались при его создании?
– Фильм создан двумя институтами: Институтом Русского Афона в Москве, директором которого является ваш покорный слуга, и Международным институтом афонского наследия в Украине, в городе Киеве.
В своей работе по созданию фильма мы руководствовались, прежде всего, взглядом самих афонских монахов на то место, в котором они живут, которое знают лучше, чем мы, паломники. Мы все искренне любим Афон, любим нашу родную русскую обитель на Афоне, но, тем не менее, мы – гости. Каким бы ни был блестящим репортаж журналиста или рассказ паломника, он будет передавать не более чем субъективный взгляд со стороны – конкретного журналиста и конкретного паломника, не более. Мы же старались показать, как видят Афон сами монахи. Это как бы взгляд изнутри. Мы консультировались с афонскими монахами при разработке концепции всего фильма, при составлении детального сценария, при подборе видеоряда и фотослайдов. Благодаря такой совместной работе фильм выверен как с исторической, так и с догматической и духовной точек зрения.
– Какие идеи заложены в фильме?
– Фильм глубоко продуман. Его цель, с одной стороны, – показать суть святогорского подвижничества. Самые главные составляющие монашеской жизни – это молитва, духовная борьба со страстями и память смертная, то есть непрестанное памятование своего исхода из временной жизни в вечную.
Неспроста фильм начинается с плавания корабля по бушующим волнам. Это ведь символ. Существует символическое изображение Церкви в виде корабля, в котором находится Иисус Христос с апостолами, святителями и другими святыми. Этот корабль непрестанно атакуют, словно бушующие волны, различные ереси и лжеучения. Такой же символ мы решили применить по отношению к монашеству. Этот кораблик с монахами, несущийся по штормовым волнам – символ монашества, которое, преодолевая бушующие волны страстей, достигает гавани спасения.
Далее мы символически изобразили непрестанную молитву монахов, показав сокровенные съемки монашеского правила, которое они совершают глубокой ночью до начала полунощницы, молясь за себя, за своих сродников, за свое отечество, за весь мир. По нашему времени это бывает примерно около часа или трех часов ночи, в зависимости от времени года. Паломники не бывают на этом правиле. Все это зритель сможет увидеть впервые. Это и есть та сокровенная часть жизни святогорцев...
По окончании правила все иноки идут на общее богослужение в соборном храме, на общую соборную молитву. Все это мы пытаемся показать, дабы каждый мог прикоснуться к сокрытому от сторонних взоров внутреннему миру Афона.
Далее мы впервые показали монашеское погребение и костницу, в которой складываются останки всех иноков. По восточной традиции останки извлекают из земли по прошествии трех или пяти лет. Все они омываются в винном растворе, аккуратно складываются, на черепах подписываются имена, основные даты биографии и послушания, которые иноки несли в обители. Монахи стараются всегда помнить о своей смерти. «Помни смерть твою и во век не согрешишь», – говорят учителя Церкви.
Эти три небольших сюжета о духовной борьбе, о молитве и о смерти, помимо прямого своего назначения, создают еще и ту атмосферу строгости, в которой живут святогорские монастыри. Ведь это для нас, паломников, Афон – это романтика, экзотика. А для святогорцев – это суровый ежедневный подвиг, пот, скорби, борьба. Мне кажется, что эту суровость нам удалось показать и передать.
С другой стороны, цель фильма – обратиться к генетической памяти православного русского человека, независимо от того, где он живет, в центральной ли России или за Уралом, на Украине или на Кавказе. Афон является нашей общей духовной родиной, и наша русская обитель на Афоне – это последний уголок Святой Руси, сохранивший ее первозданное единство. Этой цели мы достигаем посредством изложения основных этапов истории Русского Афона, которые чрезвычайно важны для самосознания православного русского человека.
Каждая серия завершается фрагментами самых значимых праздников Пантелеимонова монастыря – Пасхи и Панигира (престольный праздник обители, день памяти вмч. Пантелеимона – ред.).
Прелюдией же ко всему фильму служит знаменитая песня святителя Филарета Черниговского «Гора Афон, Гора Святая».
В качестве разделителя между сюжетами мы используем различные элементы часового механизма монастырской башни. Они одновременно символизируют и время, и вечность; одновременно и успокаивают, и пробуждают от беспечности, напоминая, что время наше скоротечно...
– То есть, опять-таки, память смертная...
– Совершенно верно. Я всегда считал важнейшим упущением во всех фильмах об Афоне неупоминание о смерти. Ведь вдумайтесь только: на Афоне никто не рождается, на Афоне только умирают, и с помощью смерти переходят в жизнь вечную. Мы об этой антиномии тоже говорим в фильме.
Мы решили не говорить о таких святынях Русского монастыря, как мощи вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, поскольку о них довольно широко известно. О главе св. Пантелеимона мы упомянули лишь кратко. Зато подробно говорим о малоизвестных монастырских святынях.
Промысл Божий даровал нашей русской святогорской обители две величайшие святыни: Светописанный образ Божией Матери и чудотворную икону Христа Спасителя. Значение этих икон для православия трудно переоценить.
Обе они свидетельствуют о реальности духовного мира, о реальности благодатной жизни, о том, насколько к нам близки Господь и Божия Матерь, да и все святые. Светописанный образ – это иконописное изображение фотографии 1903 года, которая запечатлела Саму Пресвятую Богородицу, посетившую Пантелеимонов монастырь, чтобы поддержать обитель в добродетели и утешить всех, нуждающихся в милости.
В нашем фильме широкой публике впервые представлен сам оригинальный стеклянный негатив той фотографии, обретенный, если не ошибаюсь, два года назад при разборе фотоархива. Это настоящее чудо. Тысячи негативов погибли в пожарах, землетрясениях, были расхищены в годы запустения монастыря, когда в нем оставалось всего с десяток немощных иноков-старичков. А этот негатив Промысл Божий сохранил до наших дней.
А чудотворный образ Спасителя – это та самая икона, возле которой еще молодой Силуан увидел живого Спасителя. Это чудо, живое, благодатное общение с Богом навсегда изменило его жизнь.
В фильме мы также впервые подаем слово игумена Пантелеимонова монастыря, нашего 100-летнего старца схиархимандрита Иеремии. Он видел монастырь в крайнем запустении, и вот, по милости Божией, дожил до его расцвета. Он подготовил новые поколения монахов. В монастыре очень много молодых иноков. Кстати, на презентации я сказал, что в монастыре проживает около 80 или 90 монахов. Я был не готов к ответу на этот вопрос и привел не вполне точную цифру. Я специально потом уточнил. В обители в настоящее время подвизается 104 насельника. И это только те, которые официально причислены к братии. Есть еще кандидаты на испытательном сроке.
– Это существенная поправка.
– Да. Это очень важная историческая веха. В начале XX века в одном Пантелеимоновом монастыре, как говорилось в нашем фильме, проживало 2000 насельников. В силу катаклизмов XX столетия, к началу 50-х годов численность монахов в Русском монастыре сократилась ниже 100 человек. Так что, впервые за 60 лет в нынешнем юбилейном году монастырь перешагнул этот барьер, и двигается дальше. Это очень радостная весть для всех нас, любящих нашу родную обитель на Афоне. Смеем надеяться, что фильм послужит одним из факторов, который побудит и других молодых людей оставить мир и стать святогорскими иноками, чадами мудрого 100-летнего старца Иеремии.
Особо хочу подчеркнуть многонациональный характер нашего монастыря. Ведь в Пантелеимоновом монастыре подвизаются и русские, и украинцы, и белорусы, и татары, и молдоване, и грузины, и представители многих других национальностей. Но он является абсолютно русским по духу. Это общий дом для всех народов исторической Святой Руси, эта наша святыня, которая всех нас духовно объединяет. К этой идее мы подводим весь фильм и ею его заканчиваем.
– Скажите, участие в проекте двух институтов, московского и киевского, изучающих Афон, тоже не случайно?
– Конечно, не случайно. Нашей совместной работой мы хотели подчеркнуть объединительное значение нашей русской святогорской обители на Афоне для народов исторической Святой Руси. В это непростое время, в которое мы живем, очень важно осознавать, что существуют вот такие духовные центры, которые сплачивают нас вокруг общих духовных истоков. У нас одна вера, одна Церковь, одна Днепровская купель и одна общая обитель на Афоне. Эта истина является одной из основных идей фильма.
– Спасибо Вам большое, Валерий Иванович, за интересный рассказ, предваряющий просмотр фильма.
– И Вам спасибо. Надеемся, просмотр фильма не оставит читателей портала «Русский Афон» равнодушными, в первую очередь, с духовной точки зрения. Ведь, еще раз повторюсь, именно на это он и направлен.
Премьерный показ картины на телевидении состоялся 29 февраля на православном телеканале «Союз».
Беседовал Арсений Тарасов,
специально для портала
«Русский Афон»
(www.afonit.info )
специально для портала
«Русский Афон»
(www.afonit.info )