В этой связи поистине удивляет законодательная деятельность Верховной Рады Украины, которая отстранила от должности президента Виктора Януковича, поправ тем самым собственную Конституцию. Поскольку конституционная процедура импичмента была отброшена за ненадобностью, то исполняющий обязанности президента не является легитимным правителем страны и, следовательно, новые законы, а также отставки и назначения недействительны. Но все это остается как бы за кадром, ведь надо поскорее нахватать полномочий, должностей, возможностей бесконтрольно, но под аплодисменты Запада, распоряжаться целой страной.
Что касается Крыма, то теперь он официально в составе России, неотъемлемая часть Российской Федерации. А значит, процесс последовательной интеграции Крыма в российское социально-экономическое пространство уже начался и будет продолжаться. Конечно, путь этот будет непростой, но люди сделали свой выбор, и теперь они полноправные россияне.
Однако в целом политическое напряжение на Украине до сих пор не спадает. Поэтому Совет Федерации дал согласие Президенту страны на использование Вооруженных сил России на территории Украины до нормализации общественно-политической ситуации в этом государстве.
Напомню, что в соответствии с Конституцией РФ решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил России за пределами нашей страны относится к ведению Совета Федерации. Президент России обратился к верхней палате парламента с просьбой дать указанное согласие, чтобы обеспечить безопасность находящихся на Украине российских граждан, наших соотечественников и личного состава воинского контингента ВС РФ, дислоцирующегося в Крыму. Не следует забывать, что на Украине живет более 8 миллионов наших граждан. У доброй половины россиян есть родственники, проживающие на Украине. И их нужно защищать от посяганий бандитов, погромщиков и террористов.
Поэтому, на мой взгляд, решение, принятое Советом Федерации, будет активно способствовать дальнейшей консолидации нашего общества и росту понимания каждым гражданином того, что Россия ни при каких условиях не даст в обиду ни одного из своих граждан. Не позволит никому ущемлять их гражданские свободы и унижать физически. А это прерогатива действительно могущественной и сильной мировой державы!
Выраженная на общекрымском референдуме воля народа Крыма на вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации является основанием для принятия органами государственной власти России целого ряда нормативно-правовых документов, направленных на максимально эффективную реализацию волеизъявления крымского народа.
Прежде всего необходимо принять Концепцию (Стратегию) развития Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в которой был бы прописан алгоритм присоединения и последующего развития крымского региона в составе России. Фактически данная Концепция будет носить не только управленческий, но и политический характер: она будет содержать четкий план действий по присоединению, так называемую «дорожную карту», а также служить ориентиром для дальнейшего позиционирования России в регионе.
Одновременно в связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации потребуется коррекция Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Понадобится также принятие Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 2020 года». Она должна будет содержать перечень конкретных мероприятий социально-экономического развития новых субъектов РФ, обеспеченных соответствующим финансированием.
Предстоит также целый комплекс работ по нормативно-правовому обеспечению первоочередных вопросов присоединения к России новых территорий, в том числе: демаркации и делимитации государственной границы; синхронизации правовой системы новых субъектов РФ с правовой системой России; встраивания системы государственной власти и местного самоуправления новых субъектов РФ в систему публичной власти России; введения на территории Крыма финансово-бюджетной системы РФ, включая введение российского рубля и налоговой системы России; закрепление административно-территориального деления новых субъектов РФ; решения иных неотложных вопросов социально-экономического и политического развития Крыма (например, вопросов гражданства).
Сколько же будет стоить присоединение Крыма?
Эксперты подсчитали, что гипотетически за Крым России ежегодно придется платить не менее 88 млрд. руб. Как именно получилась эта цифра? Не менее 38 млрд. руб. придется на трансферт дотационному региону из федерального бюджета. Расчеты строились исходя из уровня дотаций в сопоставимых регионах России.
Доходы на душу населения Крыма в 2013 году составили в рублевом эквиваленте лишь 10 800 руб., тогда как средний показатель по России – 37 000 руб. Бедные регионы страны, такие как Северная Осетия, Ивановская и Тамбовская области, получают из федерального бюджета дотации, позволяющие им обеспечить население доходом в 29 000–30 000 руб. на человека. Чтобы увеличить доход 1,9 млн. жителей Крыма до этого уровня, понадобятся дотации федерального бюджета примерно в 20 000 руб. на душу населения.
При этом нельзя забывать, что у нас разные ставки, разные правила расчета налогов, налога на прибыль и НДС, по-разному рассчитывается убыток для налоговых целей. Например, регионы Украины отправляют весь налог на прибыль в госбюджет, а в России 90% этого налога остается в регионе. С другой стороны, Крым сейчас получает 100% всех алкогольных акцизов, и это серьезная статья его доходов, тогда как в России 60% акцизов с водки идет в госбюджет. Поэтому перестройка будет очень сложной и долгой. Идеальный вариант – на время переходного периода перевести Крым на самообеспечение. Он будет оставлять у себя налоги и не получать трансферт из бюджета – какая-то поддержка все равно потребуется, но в меньшем объеме.
Еще одной нагрузкой для федеральнго бюджета может стать повышение зарплат бюджетникам Крыма до среднего уровня в регионе. Средняя зарплата в Крыму за 2013 год, по данным Укрстата, - 2850 грн. (около 11 000 руб.), но сколько получают в среднем учителя и врачи Крыма, неизвестно. В Крыму более 200 000 бюджетников, в любом случае расходы будут большими. Сейчас бюджет России софинансирует треть расходов регионов на повышение зарплат бюджетникам.
Около 50 млрд. руб. могут составить расходы Пенсионного фонда России (ПФР) на выплату пенсий в Крыму. Средняя пенсия на полуострове – 1 400 гривен (5 500 руб.), в России в 2014 году – 11 000 руб. Если 600 000 крымских пенсионерам выплачивать минимальную российскую пенсию в 6 354 руб. в месяц, то расходы ПФР составят 46 млрд. руб. Среди крымчан много военных, имеющих право на повышенную пенсию, поэтому пенсионных расходов может оказаться существенно больше.
Но самой большой статьей трат на Крым могут стать не текущие расходы, а инвестиции в инфраструктуру полуострова. У региона есть потенциал, он даже может выйти на самообеспечение, но для этого надо инвестировать огромные суммы в его курорты. Точную сумму инвестиций оценить почти невозможно, но это будет больше, чем на олимпийскую стройку в Сочи: Сочи изначально был в лучшем состоянии, и его территория меньше, чем Крым. Суммируя, можно сказать, что регион критически нуждается в притоке средств: в последние три года на инвестиции тратилось около 1 500 руб. на душу населения – в 2-3 раза меньше, чем в среднем дотационном российском регионе.
Таков реальный экономический расклад. Однако события в Крыму имеют не только экономическую, политическую и правовую составляющие. Здесь явственно ощущается помощь Божия. Не случайно ключевые политические даты новейшей истории Крыма совпали с важнейшими датами православного календаря. В канун крымского референдума праздновалась Державная икона Божией Матери, почитаемая как защитница и путеводительница всей нынешней Руси. В самый день референдума – Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, а это великие молитвенники за всю Русь. И, наконец, день торжественного подписания в Кремле Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии ее в состав России пришелся на праздник главного святого крымской земли, ее покровителя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Поэтому можно смело сказать, что все произошедшее в Крыму – своеобразный знак свыше. Вот почему трагические события на Украине должны побудить православный народ усилить молитву об умирении ожесточенных сердец, о прекращении раздоров и смуты на Украине, о чем говорит и Святейший Патриарх Кирилл.
Заканчивая, хочу процитировать слова Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, ибо правильнее и лучше не скажешь: «Мы не даем никаких оснований для сепаратистских настроений, выступаем за целостность Украины как государства и заинтересованы в том, чтобы в стране была экономическая стабильность, а существующий кризис был разрешен мирным путем». И когда братская нам Украина окончательно встанет на ноги, освободится от атмосферы вакханалии, мракобесия и цинизма, которая сопровождает исполнение проекта под названием «Евромайдан», она вместе с Россией и другими дружественными государствами продолжит реальное созидательное ускоренное движение вперед.
А. ТОРШИН,
первый заместитель
Председателя Совета Федерации
Статья написана специально
для «Руси Державной»