Добавлено: 06.06.2017

Самое сильное оружие русских

26 мая в Москве открылся юбилейный Всеславянский съезд, собравший делегатов от всех славянских стран. Съезд приурочен к 150-летию проходившего в 1867 г. Московского славянского съезда и призван объединить славян и определить наш дальнейший путь в мировой истории. Надо отметить, что в 1867 г. славянскую делегацию радушно принимал император Александр II и многие государственные деятели Российской Империи, выдающиеся русские деятели науки и культуры М.П. Погодин, С.М. Соловьев, И.И. Срезневский, И.С. Аксаков, В.И. Ламанский и многие другие.

Председатель Всеславянского Союза, руководитель Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский вестник» Олег Анатольевич Платонов, обращаясь к участникам съезда, отметил, что мы сегодня объединяемся, потому что славянскому народу назначено судьбой стоять бастионом, как на Востоке, так и на Западе, сохранять мир во всём мире.

Перед собравшимися выступил президент Международной славянской академии, первый заместитель председателя Всеславянского союза Сергей Николаевич Бабурин, отмечая, что у нас, славян, система ценностей отличается о той, которая существует в западном мире. И даже те европейцы, которые хотят остаться немцами, французами и так далее, едины с нами в борьбе против глобализма.

На открытии съезда прозвучали выступления представителей всех славянских стран. Выступили председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов (Россия), преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета Титовец Александр Антонович (Белоруссия), председатель Болгарского славянского движения Алла Гигова (Болгария), депутат народного совета ДНР Александр Викторович Смекалин, гвардии лейтенант 2-й гвардейской мотострелковой бригады Народной милиции ЛНР Роман Владимирович Разум, депутат Верховного Совета ПМР IV созыва, Председатель комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности Олег Андреевич Гудымо (Приднестровская молдавская республика), доктор филологических наук, профессор Радмило Мароевич (Сербия), Барбара Кригер (Польша), председатель Всеславянского комитета Зденек Опатршил (Чехия) и многие другие. Все выступающие говорили на русском языке.

28 мая работа съезда продолжилась на борту теплохода «Княжна Анастасия», который отправился по речному пути от Москвы до Петербурга. Воскресный утренний молебен отслужил игумен Кирилл (Сахаров), а с проповедью выступил священник Сербской Православной Церкви протоиерей Йоанн (Пламенец), сравнив наше собрание на теплоходе с Ноевым ковчегом. Главное напутствие славянского православного духовенства нам состоит в том, что славянское единение в основе своей должно быть во Христе. «Мерить мерою Христа», по слову Ивана Ильина.

На Круглом столе «Славянские литература и журналистика», который вёл русский писатель Владимир Крупин, разговор шёл о том, что патриотическая публицистика находится в состоянии кризиса, а русофобская – процветает. Писатель, журналист Владимир Большаков сказал, что задает тон российской публицистике отнюдь не патриотическое, а прозападное направление и звучащая в открытом эфире русофобия. В качестве конструктивных шагов он отметил необходимость увеличить активный доступ на телевидение патриотически настроенных журналистов и активизировать миссию патриотической прессы. В то же время главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Хатюшин сказал о том, что русская публицистика стоит на острие борьбы, но не имеет должного доступа к народу. И верно, ведь тиражи «толстых» журналов «Наш современник», «Москва» и других сократились с сотен тысяч до двух – трёх тысяч.

Главный редактор газеты «Слово» Виктор Линник сказал о необходимости работать на преодоление раскола, который сегодня произошёл между русскими и украинцами. «После разрушения Советского Союза мы забыли, оставили братский украинский народ. На телевидении постоянно появлялся представитель Газпрома и говорил, как Украина плохо себя ведёт, деньги не отдаёт… Это отношение свысока к Украине сильно било по чувствам украинского народа. У нас были послы, которые ничего не делали для Украины, а многие из них работали совершенно в противоположном направлении», – напомнил В. В. Линник. Он также отметил, что сегодня наметились две тенденции: одна – национальное самоопределение и самоутверждение, другая – глобализм, старающийся подавить все национальные посылы, тем самым обезличить мир и все нации сделать европеоидами, как сказал С.Н. Бабурин на открытии нашего съезда. «В Германии уже дошло до того, что частные дома начинают отдавать мигрантам, которые заезжают с Ближнего Востока. Миграция накатывается на Европу не потому, что западный мир такой гуманный и хочет пожалеть того, кто находится в менее привилегированном положении... Наша задача – везде и всюду отстаивать свою славянскую идентичность, славянское единство и противодействовать западному глобализму», – заключил Виктор Линник.

Анатолий Степанов, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия», отметил главную проблему – отсутствие государственной идеологии. Для выстраивания идеологии, по его мнению, должны быть урегулированы церковно-государственные отношения. Второй задачей А. Степанов назвал выстраивание социальной структуры. Идеология, по его мнению, сможет выстроиться, когда мы, православное сообщество, сможем сформулировать и предложить власти свои проекты.

В этот же день прошёл ещё один Круглый стол «Славянское просвещение», на котором прозвучали доклады учёных В.В. Семенцова о единстве славянских языков, Е.В. Макаровой о проведении праздников славянской письменности и культуры, о проекте «Врата Учёности», молодого биолога Симеона Минича (Сербия)...
Славист, переводчик, главный редактор Собрания творений святителя Николая Сербского (1881 – 1956) Илья Числов в своём выступлении о Николае Сербском и славянском просвещении сказал об основах национальной и религиозной традиции, без которой невозможно строить образование. «Ревность о Господе – характерная черта сербского менталитета. В самом имени серб (ср. лат. servo, servare, «стоять на страже, оберегать») заключено это древнее охранительное значение», – сказал учёный. – Некогда сербы были западной границей славянского мира, а ныне они – западный рубеж Православия». «У кого народа нет, у того и нет и Бога», – говорил герой Достоевского.

Специфика сербской национальной традиции – единство веры и крови, единство национального, расового и духовного. И сербы не видят в этом никакого противоречия. Они считают, что подобное двуединство не только не ослабляет христианскую традицию, но, наоборот, усиливает её. Ведь это идёт ещё со времён святого Саввы, который, созидая национальную церковь, первым делом заменил трёх епископов-иноплеменников тремя сербами.

Илья Числов говорил о святом Николае Сербском как духовнике знаменитого Богомольческого движения, которое объединяло более миллиона православных христиан, в том числе и представителей интеллигенции (Димитрий Лётич и другие). Многие сербские священники и миряне находились тогда под благотворным влиянием этого великого славянского святителя, о чём прекрасно говорил другой известный сербский святой нового времени – преподобный Иустин (Попович).

28 мая в Угличе славянскую делегацию встречали духовенство и администрация города. Представители всех славянских стран вынесли свои флаги, хоругви, иконы. Отрадно было видеть на берегу русской реки Волги чехов, поляков, белорусов, словаков, сербов, болгар, русин в своих национальных одеждах. Удивительно и то, что мы оказались в Угличе в день убиения святого царевича Димитрия. В соборе служился молебен святому, и молившиеся участники делегации смогли подойти к священнику на помазание освящённым на молебне лампадным маслом.

29 мая славянский съезд прибыл в Ярославль, где были организованы экскурсии по древнему городу, единственному в России в такой полноте сохранившему средневековую храмовую архитектуру.
В этот день состоялся Круглый стол, посвящённый будущему экономики славянских стран. Перед участниками съезда выступил доктор экономических наук В.Ю. Катасонов на тему экономики православной цивилизации, славянской цивилизации. По его мысли, есть два понимания слова цивилизация. Цивилизация – дух времени, и другое понимание, которое было разработано русскими мыслителями: Данилевским, Леонтьевым, Тихомировым, к примеру, в его работе «Религиозно-философские основы истории». «Ядро любой цивилизации – религиозно-духовное ядро. Второй элемент – культура. Третий элемент – государство, экономика, вооружённые силы – внешняя оболочка, которая это защищает», – определяет Катасонов.

Валентин Юрьевич напомнил, что 25 лет мы находимся под пропагандой западной идеологии и поделился наблюдениями: «За советский период наша православная генетика была подавлена, но не сломлена. А сегодня… Говорят, у нас 20 % православных… Это вообще не корректно подсчитывать. Натиск сегодня идёт не с того фронта. Мне приходится общаться с архиереями, которые пытаются бороться с ересями, готовят миссионеров. Я много раз говорил им, что это только маленький кусочек фронта». Серьёзным потрясением для государства, как считает Катасонов, стала перестройка системы образования, особенно экономического образования, произошедшая перенастройка профессорско-преподавательского состава, когда в качестве троянского коня нам принесли западную идеологию. Молодёжь потянулась к профессиям, которые обеспечат им комфортное будущее. «Это крючок, на котором даже червяка нет, – считает В.Ю. Катасонов. Сегодня это называется либерализм. С приближением к последним временам это название будет меняться».

Известный учёный уверен, что Российская империя создавалась на протяжении многих веков безо всяких учебников экономики и простёрлась до Камчатки и Курил. «В XIX веке, – говорил Катасонов, – появились первые кафедры экономики, но там преподавали западную экономику, а история западной мысли скользит по поверхности, это экономика вне морали, вне нравственности». Наверное, поэтому и говорил святитель Николай Сербский: «Кризис – это суд Божий».

В.Ю. Катасонов идёт дальше, по его мнению, лечение экономики зиждется на тех основах, что и лечение медицинское. «Если мы хотим выправить экономику, – считает Катасонов, – мы должны вылечить людей. Если мы хотим бороться с язвами в экономике, мы должны понимать, что есть внутренние причины. Процессы метаболизма в организме – это как экономические процессы. Сравнивая процессы в экономике с процессами в живой природе, поражаешься, какие точные параллели».

Председатель Всеславянского Союза, руководитель Института русской цивилизации Олег Платонов, продолжая тему будущего русской экономики славянской в целом, обозначил некоторые аспекты её развития: «Экономика славянских стран имеет духовно-нравственный характер. Основы экономики, которые объединяют всех славян, очень древние. Хозяйство – это преимущественно духовно нравственная категория, ориентированная на определённый миропорядок. В нынешних условиях это предполагает вместо потребительской экспансии создание экономики устойчивого достатка. Она противостоит западной экономике. Следующий принцип – ориентированность в замкнутости, самодостаточности и самоудовлетворённости. Далее: способность к самоограничению, трудовой характер хозяйственной деятельности. Ещё один принцип – земля Божья. Она не может принадлежать никому, не должна продаваться навсегда. Следующий принцип: самобытные особенности труда и производства. Преобладание моральных форм над материальными…».

Помимо Круглого стола по экономике, в рамках съезда прошли конференции «Славянские государство, право, геополитика», «Славянские музыка, театр, кино», «Актуальные вопросы славянской истории», презентации книг известных русских писателей Владимира Крупина и Владимира Личутина, чешских писателей Мирослава Полрейха, Зденека Опатршила и многих других. В съезде участвуют Курский фольклорный ансамбль «Славица», фольклорный ансамбль «Белый камень», славянские исполнители София Карова Хитова (Болгария), Селена Трифунович-Чапин (Сербия), Драгош Далош (Словакия)…

Отдельно хотелось бы сказать об украинской делегации. Сегодня самая кровоточащая рана славянского мира – это Украина. Однако и сами украинцы по-разному ощущают происходящее. Для кого-то жизнь в Киеве мало чем изменилась за последние годы, кто-то после 2014 года бежал из страны, спасаясь от деспотии нынешнего режима. А кто-то, глядя на нынешние радостные встречи других славян, говорит со щемящей болью за Украину: «Многим здесь не хватает только того, чтобы надеть вышиванку и петь славянские песни, а у меня сейчас страны нет, и мне куда важнее, чтобы люди перестали убивать друг друга, а потом я с радостью надену вышиванку, национальный костюм, буду петь».

Судя по выступлениям представителей Луганской и Донецкой республик, неопределённая позиция пока и у них. Старшее поколение защитников Донбасса ратует за объединение на почве ленинского социализма. Однако те люди, которые понимают, что именно при большевиках началась украинизация Малороссии, не станут восстанавливать сброшенные памятники Ленину и их отечественная история длинной в 70 лет вовсе не устраивает. Кроме того, у многих командиров ополчения, которые с царским стягом на танковой броне ведут бои за свою землю, есть реальный боевой опыт побед и выживания, есть реальная история трёхсотлетнего существования имперского государства.

Ещё одна славянская рана – оккупированное, но не сломленное Косово. Невен Дженадия (Республика Сербская) рассказал в своём выступлении о значении сербского культурного наследия на Косове и в Метохии «…Это наследие неотделимо от народа, который его создавал и территории, на которой оно создавалось. Начиная с севера, с монастыря Баньска, до Соколицы, Девича, Высоких Дечан, Печской Патриархии, Грачаницы, Драганца, Гориоча, Зочища, Святых Архангелов и разорённой церкви Богородицы Левишской в Призрине – было воздвигнуто и сохранилось (вместе с руинами) 1181 церковь и 113 монастырей… Здесь речь идёт не только о зданиях, но и о том, что по всему Косову лежат разбросанные кости и святые мощи – 534 сербских кладбища – бесспорные доказательства и показатели границ одного народа… Все эти культурные памятники на протяжении веков разрушались вандалами и представляли собой мишень для албанских террористических группировок. Число сербских святынь на Косове уменьшилось, дворцов сербских правителей почти не осталось… Начиная с 1999 г., и особенно с мартовского погрома (17.04.2004 г.), и вплоть до наших дней албанцы разрушили и сожгли 155 сербских церквей и монастырей, 12 храмов было полностью стёрто с лица земли».

Молодые учёные Республики Сербской обеспокоены тем, что «учёные» албанские историки и политики фальсифицируют историю и в своих учебниках говорят о сербском культурном наследии как о собственном достоянии. Невен Дженадия процитировал владыку Афанасия (Евтича), сказавшего о Косове следующее: «Лучше исчезнуть как люди, чем выжить как нелюди… Лучше мёртвый человек, чем живой нечеловек, потому что человек даже мёртвый – не мёртв перед Богом живым…»

+ + +


Славянские флаги то трепещут на ветру, то вытягиваются по ходу движения корабля, особенно ночью слышно, как полощутся они на корме: чешский, польский, белорусский, болгарский, сербский, македонский...
Молодёжь славянских стран собирается каждый вечер в Читальном зале – обсуждают фильмы, поют, сочиняют молодёжный славянский гимн. За его основу они решили взять рассказ Льва Толстого «Отец и сыновья», в котором отец, объясняя, сыновьям, что в их единстве крепость, просит принести веник и сломать его. Они не могут сломать, тогда он просит развязать его и сломать по прутикам…

Отрадно слышать, как чехи, сербы, белорусы говорят на своих языках и понимают друг друга. Есть надежда, что молодёжь укрепит славянское единение и будет отчётливо стоять на позициях славянофилов прошлых времён.

Подводя итоги ещё не завершившегося Всеславянского съезда, отмечу мысль, которую произнёс Юст Ругел, переводчик русской классики на словенский язык, издатель и просветитель, установивший в Словении памятник Юрию Гагарину: «Самое сильное оружие русских – это культура. А сегодня идёт подмена культуры, в Европе знают Россию не по классической литературе, а по диссидентской. В конечном итоге, на мой взгляд, необходимо объединение России и Германии, поскольку мы едины в желании жить независимо от англосаксов». Позже, вспоминая тяжелейшие витки русской истории, он произнёс: «Я вообще удивляюсь, откуда берутся силы у русского этноса после всех войн, революций, выпавших на долю России».

«Россия держится, мы же видим, что она держится из последних сил, – говорит русский писатель Владимир Крупин. – И силы провинции пока ещё не задействованы. Это огромное счастье. Но несчастье наше в том, что такой разрыв между правительством и народом, между богатыми и бедными. И эта пропасть может нам подставить ножку».

Павел Зиминский (Польша) в одном из своих выступлений высказал такую мысль: «Прежде чем объединять славянские страны, необходимо возвратить суверенитет нашим славянским странам. Бывшие социалистические страны находятся под влиянием глобалистских сил Запада. И западные государства недостаточно суверенны, ибо и они находятся под влиянием этих же сил».

…Наш путь лежит на Валаам, Александро-Свирский, Валаамский монастыри, Александро-Невскую лавру, в стенах которой работа Съезда будет завершена торжественным молебном и братской славянской трапезой.
Ирина Ушакова
от 23.11.2024 Раздел: Июнь 2017 Просмотров: 3648
Всего комментариев: 0
avatar