Армия, как и общество, нуждается в священниках. Согласно Конституции РФ государство обязано гарантировать всем гражданам свободу вероисповедания, в том числе и военнослужащим. Поэтому инициатива президента РФ Владимира Путина обеспечить каждую войсковую часть молитвенным помещением вполне обоснована и говорит не о сращивании государства и церкви, а о совместной заботе о духовности граждан и безопасности Отечества.
«Введение института священнослужителей делится на три этапа. На первом, в течение 2010-2011 гг., были обеспечены помощниками по работе с верующими военнослужащими все болевые приграничные точки: военные базы и части на Северном Кавказе, в Армении, в Северной Осетии, Таджикистане, Белоруссии, Абхазии, Киргизии. Появились военные священники на Черноморском и Тихоокеанском флотах. В 2012-2013 гг. идет второй этап – создание структуры и укомплектование штатов военных священнослужителей. Всего их надо 242 человека, пока отобрано лишь 42. На третьем этапе предстоит выработать все необходимые нормативные акты, которые обеспечат эффективную работу института священнослужителей в армии», – говорит начальник управления по работе с верующими военнослужащими Министерство обороны России Борис Михайлович Лукичев. Все эти вопросы обсуждали собравшиеся на учебно-методическом сборе военные чины, священнослужители всех традиционных для России конфессий и гражданские лица.
Архимандрит Андрей (Вац), помощник командира по работе с военнослужащими на военной базе в Армении (Южный федеральный округ), говорит, что необходимо избавить военных священников от статуса «невидимок»: В Русской Православной Церкви нет такого понятия как «военный священник». Многие священнослужители часто не имеют четкого статуса – у них нет четко закрепленного и определенного за ними места в армии и в структуре Русской Православной Церкви. Военный священник не может быть одновременно приходским, потому что наш план работы с верующими военнослужащими входит в план боевой подготовки части и расписан по часам.
Илья Константинович Новожилов, руководитель Отдела во взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии, обратился к собравшимся с конкретными предложениями. В частности, он призвал решить, кому приоритетно подчиняется священнослужитель: Русской Православной Церкви или Министерству обороны. Было бы очень хорошо, если штатная единица помощника по работе с верующими была введена в военных училищах Минобороны РФ. Кроме того, в Центральном военном округе, территория которого охватывает полстраны, на сегодняшний день нет ни одного священника в соединениях связи, железнодорожных войск и радиоэлектронной борьбы, нет ни одного помощника по работе с верующими в окружном военно-клинической госпитале № 354, которому подчинены все медподразделения от Иркутска до Самары.
Генерал-майор М.В. Смыслов отметил, что в Министерстве обороны появилась необходимость выработать нормативные акты, регламентирующие организацию работы с верующими военнослужащими РФ и прописать как их типовые функции, так и обязанности тех, кто с ними работает. «Работа на местах идет серьезная – от солдата до генерала, – отметил генерал-майор. – Во время боевых учений «Центр-2011» и «Кавказ-2012» мы в режиме реальной военной службы развертывали полевые храмы и мечети, опираясь на практику, которая была наработана дореволюционной русской армией в течение многих лет. Очень важно, что священнослужители сумели установить контакт с разными категориями военных руководителей: с заместителями командиров по работе с личным составом, контакт с самими командирами. Вы знаете, что в вооруженных силах происходят существенные изменения: восстановлены полномочия заместителей командиров по работе с личным составом – несколько лет у нас была должность только помощников. Это изменение, полагаю, коснется и помощников по работе с верующими военнослужащими. Я знаю, что все командиры воспринимают введение института военных священнослужителей в армии очень положительно и конструктивно.
Чего мы ожидаем в ближайшее время от введения института военных священнослужителей? Мы ожидаем, что помощник по работе с верующими военнослужащими будет активно проводить духовное просвещение, патриотическое и нравственное воспитание, участвовать в социальной работе. В этом ваш реальный вклад в работу командования военных частей и кораблей, в поддержание морально-нравственного состояния личного состава на должном уровне. В результате мы ожидаем улучшение нравственного климата в воинских коллективах, что должно привести к улучшению воинской дисциплины, уменьшению количества суицидов и случаев неуставных отношений».
Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата обратился к собравшемуся духовенству с призывом протянуть своим подопечным обе руки, подчеркнув, что духовный стержень человека чаще всего укрепляет религия отцов. Потому что , если паренек татарин, и вдруг он обратился к Богу, как правило, он идет в мечеть; если паренек русский или украинец, то он идет в церковь. Хотя буддистом может быть и человек этнически русский, не обязательно бурят или якут. И вот этот духовный стержень и образовывает человека. Даже если человек заявляет, что он атеист, как только он обращается к Богу, он избирает религию отцов. Наша роль очень важна, а наше служение очень сложно. Если мы всего себя будем отдавать служению, наша деятельность будет чрезвычайно эффективна, подчеркнул выступающий.
Генерал-майор А.М. Цыганков, заместитель командующего войсками Центрального военного округа по работе с личным составом подтвердил в своем выступлении, что ключевой силой, обеспечивающей единство армии, может стать сегодня личность помощника по работе с верующими, его высокий духовный и нравственный потенциал.
«Религия во все времена была опорой нравственности, духовности, фактором стабильности и успешности общества», – говорит он. – В основе боеспособности вооруженных сил лежит, в том числе, и состояние духа. Менталитет русского, российского человека основывается на приоритете духа. Об этом говорит опыт наших известных полководцев Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова, Г.К. Жукова.
Мы ждем от священнослужителей, что они помогут выработать конкретные меры по противодействию казарменному хулиганству, будут способствовать преодолению излишнего напряжения, повышению духовного уровня и чувства патриотизма у солдат-срочников и офицеров армии. Сегодня они уже ведут работу в воинских подразделениях, исправительных учреждениях, больницах, детских домах. Священнослужителей мы приглашаем на присягу, значимые события, они работают с военнослужащими в госпиталях».
Муфтий-хазрат Сибгатулла, председатель Духовного управления мусульман Урала отметил, что преемственность и воспитание молодого патриота начинается со школьной скамьи: «Слава Богу, вопрос этот решается, и мы видим, что наши младшие братья и сестры с нового учебного года в своих школах могут услышать доброе слово, которое идет от Бога, а не от человека. Есть возможность продолжить преемственность воспитания на студенческой скамье и в армии. Тогда после службы в армии мы сможем увидеть сильного, зрелого не только гражданина, но и патриота своей Родины, своей земли. Да, наше государство многонациональное, и наши задачи – это мир на земле, спокойствие, уважение матерей и отцов. Если молодой человек будет получать помощь от священнослужителей как духовных наставников, в дальнейшем у него судьба может так сложиться, что он поступит в духовную семинарию или медресе, и не будет болтаться».
Гражданский участник учебно-методического сбора «Общественная организация «Семья Димитрия Солунского» предложила свои методы, как отучить детей болтаться еще в школе. Олег Владимирович Попов, заместитель председателя общественной организации «Семья Димитрия Солунского», рассказал об объединении военно-патриотических клубов «Дружина», о том, как тренеры-педагоги занимаются патриотическим воспитанием молодежи на основе православной веры и готовят юношей к службе в армии, а также предложил командирам военных частей поддержать два проекта: профориентирующие экскурсии для школьников и атлетический «Жим-марафон», объединяющий спортсменов из фитнес-клубов, спортклубов МЧС и правоохранительных органов и воспитанников детских домов. Командирам военских частей О.В. Попов предложил взять шефство над близлежащими детскими домами и через спортивное и духовное общение помочь подросткам не потеряться и адаптироваться в обществе. У отцов-командиров и помощников по работе с верующими может появиться, таким образом, дополнительная возможность духовно-нравственной работы с будущими призывниками.
Марина СИТНИКОВА,
г. Екатеринбург