Добавлено:

«Счастлив тот, у кого за Родину бьется сердце!»

Ректор Арзамасского государственного
педагогического института
профессор Е.П. Титков


Лет десять назад президент Российского союза ректоров, академик Виктор Антонович Садовничий издал книгу «Образование, которое мы можем потерять». Он говорил о достоинствах системы образования, доставшейся нам от предыдущей советской эпохи, и с тревогой говорил о стремительной деградации российского математического образования. Он отмечал опыт американского высшего политического руководства, которое, обнаружив ухудшение математической подготовки школьников в своей стране, выдвинуло лозунг «Нация в опасности», бросило много сил и средств на улучшение ситуации в школах Америки. Книга В.А. Садовничего была своеобразным призывом к нашему высшему руководству обратить свой взор на отечественную школу и сделать все, чтобы не потерять достоинства нашего образования. Через два года Виктор Антонович публикует новую публицистическую книгу с характерным заголовком: «Пока еще не поздно». Призыв к спасению отечественного образования был подкреплен новыми аргументами в пользу его достоинств. Это был явный призыв к власти – изменить курс, пока еще не поздно.
С тех пор прошло уже около 7 лет. За это время модернизация российского образования приняла необратимый характер. Ни одна из крупных новаций наших реформаторов – профилизация школы, Единый государственный экзамен, слепое копирование худших образцов зарубежного опыта типа тотального тестирования и введение бакалавриата – не нашла поддержки у тех, кто непосредственно занят в образовании – у учителей школ, преподавателей вузов, руководителей органов управления образованием. Несмотря на это, законодательная власть поддержала все эти безумные инициативы и подвела под них законодательную базу.

Дело сделано. И, видимо, поэтому уважаемый президент Российского союза ректоров, академик В.А. Садовничий молчит и больше ничего не пишет о шансах на сохранение лучших достоинств отечественного образования. Эти шансы утрачены, видимо, навсегда. По крайней мере весьма и весьма надолго.

Попробуем порассуждать об общих проблемах образования и линии нашей власти в этой стратегически важной сфере жизнедеятельности.
Отсутствие внятной государственной идеологии у современной правящей российской элиты и сколько-нибудь понятной и продуманной программы модернизации страны превращает все практические действия власти в набор разрозненных, непоследовательных, часто взаимоисключающих действий. Одной из многочисленных жертв подобного «управления» стала система национального образования. За олигархическими разборками и разворовыванием национальных богатств власть так и не определила, какую же роль должно играть современное образование, каковы его место и задачи в технологическом или, если хотите, употребим весьма модное ныне слово, инновационном прорыве России. Наука и образование так и остаются нелюбимыми падчерицами, дожидающимися, когда и их приданое и имущество будет поделено среди алчных олигархов. Подобные действия все чаще можно наблюдать в отношении вузов и даже Российской академии наук.

Ярким и характерным примером такой политики стало упразднение Федерального агентства по образованию с 1 апреля текущего года. Этим был внесен настоящий хаос в управление всей системой национального образования, и это в конце учебного года, когда необходимо осуществить выпуск специалистов и организовать вступительную кампанию. Не было никаких явных и видимых оснований ликвидировать управленческую структуру, которая только что более или менее начала нормально функционировать в стране. Ликвидацией этой федеральной структуры в управлении образованием посеян хаос. Может быть, здесь достаточно ярко иллюстрируется реализация одного из пунктов знаменитой директивы Аллена Даллеса о подрыве устоев российского государства?

Можно много говорить о нехватке финансирования для образования при огромных объемах денег, вывозимых за рубеж, можно говорить о ЕГЭ и Болонской системе, уничтожающих саму суть, содержание образования и то, чем гордилась советская система образования – фундаментальность. Теперь школьник не устремлен к познанию, ему не надо доказывать свой вариант решения задачи или логического обоснования ответа, он стремится сдать тест, в прокрустово ложе которого загнали и русскую литературу, и историю, и математику, и русский язык вместе с иностранным, и химию и биологию. Можно говорить о полной дискредитации учительской профессии в Год учителя, когда тысячи школ ликвидируются, а учителя становятся безработными, лишаясь своего последнего, пусть и нищенского, но столь необходимого куска хлеба.

Недавно мой университетский товарищ, проработавший 35 лет директором школы, подпавшей по зачистку-ликвидацию как неперспективной, написал письмо губернатору: «Вдумайтесь в суть моей просьбы: дайте мне и моим коллегам – сельским учителям татарской школы – поработать хотя бы еще годик, чтобы дотянуть до выхода на пенсию». «Дайте мне поработать» – вот вопль души сельского учителя. Ответ областного министра образования был беспощадно категоричен: «Ваша школа подлежит закрытию в рамках сокращения непроизводительных затрат». Через полгода здание школы и ее имущество с балансовой стоимостью в 50 млн. рублей будет растащено. Это, конечно, очень производительная растрата.
В моем Арзамасском районе с 1 сентября будет закрыто 10 сельских школ, а свыше 160 учителей и школьных работников станут сельскими безработными – позорищем для села, совершенно не привыкшего к подобным явлениям. Прекрасный пример повышения престижности учительского труда в Год учителя в Российской Федерации! И такая картина на местах повсеместная.

Проводимая последние два десятка лет политика сделала великое некогда государство, находившееся на передовых рубежах научно-технического прогресса, в страну с миллионами беспризорных, безграмотных детей, и это в начале XXI века!

С одним из вечных русских вопросов – «Кто виноват?» – я думаю, достаточно понятно. Куда сложнее со вторым – «Что же делать?».
Не будем забывать, что в современных условиях кризиса человеческого сознания, кризиса идентичности, кризиса и слабости основных государственных и общественных институтов, пожалуй, только образование является главным социализирующим институтом, институтом воспроизводства социума, скрепой российской государственности. Поняв это, необходимо определять и задачи образования. У нас везде насаждается в качестве главной задачи образования подготовка успешной личности, удачно толкающейся на рынке услуг и представляющей свои услуги.

Между тем в России, начиная с Екатерины Великой, главной задачей образования была воспитательная задача, воспитание гражданина Отечества. Так именно видела главную роль образования российская императрица немецкого происхождения, создавая целую сеть бесплатных школ для всех сословий российского общества.
Но, говоря о воспитании в современных условиях, мы должны определить, на какой основе оно должно строиться? Государство предлагает это делать на основе неопределенной гражданственности и непонятного патриотизма, опираясь, прежде всего, на принципы толерантности. Однако, не имея идеологии, или, вернее, положив в основу своей идеологии рыночную стихию и атрибуты рыночных ценностей, власть и здесь предлагает некий идеологический суррогат, чреватый серьезными негативными, разрушительными для государственности результатами.

Для нас, людей, болеющих за судьбу своего Отечества, ответ очевиден – воспитание должно базироваться на национальных традициях и православных ценностях.

Было бы наивным полагать, что власть обратится именно к этим ценностям и базовым основам.

Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что мы в России находимся в инородной, чуждой нам среде, созданной западной цивилизацией, процессами глобализации, которые наша властная элита усиленно внедряет в собственной стране. Нашу ситуацию в определенной мере можно сравнить с той, в которой оказалась русская эмиграция первой и второй волн и которая ставила перед собой цель сохранить русское национальное образование, не утратить русскую культуру, сохранить русский микросоциум. Разница лишь заключается в том, что мы остаемся и живем вроде бы в родной стране, в России.

Как же и в чем видело русское зарубежье цель национального образования? Прежде всего, в создании условий для социализации и овладения детьми уровня образованности, культуры и общения в единстве общечеловеческого и русского национального компонентов, образования и развития самосознания и воспитания, а также связанного с ними уровня индивидуального развития каждой личности. Под национальным воспитанием понимался сознательно организованный процесс развития и формирования национально значимых черт личности, отражающих ценности, исторические традиции и культуру русского народа, необходимые для сохранения родного языка, национальной идентичности, эмоционального и целостного отношения к своему Отечеству. Другими словами, цель национального образования и тогда, и сегодня, как это ни странно покажется на первый взгляд, одна – сохранение русского (православного в своей основе) мировоззрения, русского мира с его приоритетом духовных ценностей.
Сегодня это невозможно осуществить системно, что называется «сверху», ибо этот «верх» исповедует иные принципы и чуждые нам ценности, битвы вокруг «Основ православной культуры» – тому яркое свидетельство. Но совершенно понятно, что это движение уже началось, оно идет снизу через отдельные, где-то разрозненные островки национального сопротивления. Но это движение есть, оно осознанное и является, я полагаю, необратимым. Другое дело, что как и в петровские времена, инокультурная элита не слышит, не понимает, или не хочет слышать и понимать «низы».

Нам сегодня предлагается относиться к образованию как к услуге, главным критерием становится успешность, оцениваемая объемом получаемых денег. И получается, что мы готовим высокопрофессиональных, но начисто лишенных понятия Отечества космополитов, которым все равно, где себя реализовать, где жить, т.е. «новых кочевников». Даже среди ректоров вузов я слышал одобрения идеи приглашения на работу в вузы иностранных специалистов, которым не обязательно учить и знать русский язык, а просто перевести чтение целого ряда предметов и целые курсы на английский язык, т.е. признать Россию колонией. А если говорить о возрождении страны, то необходимо говорить о воспитании любви к родному Отечеству, его истории, культуре, и только тогда появится ответственность перед Родиной и народом, появится и ответственная перед народом власть.

Сегодня мы с вами переживаем ситуацию подобную той, которую пережили наши бойцы под Москвой в 1941 г. или под Сталинградом в 1942 г. Мощь и натиск неприятеля – гигантские. Но они тогда не сдались, проявив мужество и ярость сопротивления, и Господь помиловал их и даровал победу русскому воинству.

Наша задача сегодня – бороться как бы ни было трудно и горестно. Наша ситуация в некотором смысле может оцениваться как и еще более сложная, нежели в 1941-1942 гг.

Ежегодно, вручая учительские дипломы своим выпускникам, я говорю: «Мы потерпели сокрушительное поражение в целом ряде сражений последних десятилетий. Но война не закончилась. Главные битвы – впереди. И вы, учителя, будете главными бойцами на полях предстоящих сражений. А полем битвы стали души наших детей. В институте мы старались готовить вас к этим схваткам за души детей, будущих поколений нашей Родины. Дело теперь за Вами».

Ежегодно из стен Арзамасского государственного педагогического института выходят 500 учителей с дневного отделения и почти столько же – с заочного. И пусть не все, но многие из них уходят бойцами, вооруженными не только современными знаниями основ науки, технологий и методикой обучения, но и воспитанные в духе национальных традиций русского народа, в духе русской национальной культуры, в духе православной традиции нашего Отечества. И они станут и становятся бойцами Сопротивления – сопротивления против пошлости и грязи, против экспансии западной бездуховной и сатанинской культуры.

Мои прощальные слова к выпускникам таковы: «Будьте счастливы, помня о том, что счастлив тот, у кого за Родину бьется сердце!»
Будьте счастливы и вы, уважаемые участники Собора!
от 22.12.2024 Раздел: Июнь 2010 Просмотров: 915
Всего комментариев: 0
avatar