Все мы переживаем тяжелые и непростые дни. И практически каждый, независимо от своей религиозной принадлежности, и даже вообще полный атеист, прислушивается к разрыву снарядов, если он находится на Украине или пытается что-то понять из потока интернет-сообщений и телерепортажей, находясь здесь, в России.
Идет Великий Пост. И верующий человек старается усилить молитву, обращается к нашим святым, к Божией Матери с нижайшей мольбой принести мир на Украину.
Россия восемь лет пыталась образумить киевские власти всеми возможными мирными способами. И не получала ответа. Вместо этого сжигались заживо мирные люди в Доме профсоюзов в Одессе, гибли старики и дети в Донбассе. Эхо этой необъявленной войны долетало почти до каждого дома, до каждой семьи.
В молодости я много раз бывал в Киеве, Одессе, Виннице. Я служил в Советской Армии во Львовской области. И нигде, ни разу не чувствовал себя иностранцем или чужим человеком.
Киево-Печерская Лавра, где мирно покоятся наши святые, всегда вызывала у меня возвышенные, восторженные чувства. Ведь где-то здесь и мои корни. Мой отец Николай Печерский — украинец, родился в Харькове.
Помню, как-то я спросил маму:
— Почему в нашей семье никогда не говорили о Боге, а я почему-то стал верующим человеком?
— Сынок, — ответила мама, — твой прадед Михаил Печерский был священником на Украине.
Отчетливо помню, как потрясли меня эти материнские слова. Значит, мой украинский прадед вымолил меня. И потом, значительно позже, внимательно вглядываясь в фотографию моей бабушки Анны, матери моего отца, со мной, младенцем на руках, неожиданно понял еще одно: не могла моя верующая бабушка, дочь священника, тайно не покрестить меня!..
Во время Великой Отечественной войны погибли от фашистской пули два брата моего отца Валентин и Владимир, а Николай Печерский дошел до Берлина. Его фронтовой альбом военного корреспондента бережно хранится у меня.
И мне больно сознавать, что фашистская зараза вновь стала расцветать на Украине. У немецких фашистов на ремнях была надпись: «С нами Бог». И это была ложь!
Господь расставил все по своим местам. Он даровал Победу нашему народу — русским, украинцам, белорусам и многим другим национальностям, которые добили врага, и Пасху Христову 1945 года мы встречали в Берлине…
А нынешние, обманутые лживой пропагандой люди на Украине, которые маршируют с факелами и портретами Бандеры и Гитлера по Киеву, а теперь втянутые в братоубийственный конфликт, зачастую предательски прячась за спинами мирных жителей, уничтожают своих же братьев по крови, несомненно, понесут наказание Божие.
Снаряд, выпущенный чьей-то черной рукой по Святогорской Лавре, отбил благословляющие руки у статуи Божией
Матери и изранил осколками стекла десятки беженцев, укрывавшихся в монастыре.
В последние годы жизни известного священника протопресвитера Матфея Стаднюка, настоятеля Богоявленского собора в Москве, мне выпало счастье часто беседовать с ним. Помню рассказы о его молодых годах священнической службы на Украине. С каким теплом он вспоминал это время. В день его ангела всегда приезжали батюшки и родственники с его родной Украины. Помню и украинские песни на юбилейных торжествах отца Матфея.
В 2005 году у памятника равноапостольных Кирилла и Мефодия Святейший Патриарх Алексий II благословил проведение Крестного Хода с чудотворной иконой «Умиление» по маршруту Москва-Минск-Киев в честь 60-летия Великой Победы. Это была инициатива нашей газеты «Русь Державная».
И я приезжал для встречи с Крестным ходом в Минск и в Киев.
В Киев Крестный ход вошел накануне празднования дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. Помню радостную встречу с главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Переполненную людьми площадь Киево-Печерской Лавры.
Сегодня мне невозможно даже представить проведение такого Крестного хода в наши дни.
Во время встречи с читателями «Руси Державной» в Одессе в 1998 году мне посчастливилось познакомиться с известным старцем схиархимандритом Ионой (Игнатенко), духовником Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. И во время паломнической поездки по Святым местам на теплоходе «Дмитрий Шостакович» мы оказались с ним на одном корабле и много беседовали на самые разные темы. И, конечно, не могли не говорить о судьбах России, судьбах Украины. Этот удивительный человек провидел многие события, которые произошли через несколько лет.

Расставаясь со мной после возвращения в Одессу, батюшка подарил мне на память крест-мощевик. Я до сих пор ношу его на своей груди…
Вспоминаю еще одну памятную поездку на Украину. Это был международный кинофестиваль «Золотой витязь». Как после благодарственного молебна в Киево-Печерской Лавре мы в мае 1998 года отправились на теплоходе по Днепру, останавливаясь во многих городах. И везде нас ждал теплый гостеприимный прием, как это умеет делать украинский народ.
Неужели этих счастливых дней уже не вернуть? И хочется спросить тех, кто смог столкнуть лбами братьев, неужели вы думаете, что вы достигли цели?
Мы — одно целое. Так я назвал беседу со схиархимандритом Илием (Ноздриным) во время Великого Поста в апреле 2014 года, когда только разгоралось противостояние в Донбассе. И речь тогда тоже шла об Украине. На мой вопрос, что можно нашим украинским братьям передать, батюшка ответил:

Мир нужен всем. У нас тесные связи с Украиной и экономические, и культурные. Мы нуждаемся в помощи Украины, Украина нуждается в помощи России. Если провести сейчас в Москве социальный опрос: сколько здесь живет русских и украинцев? Мы — одно целое.
Желаю всем веры крепкой, молитвы крепкой, настоящей жизни христианской. Основа нашей жизни — это наша вера православная. С нами Бог! Господь пошлет Духа — и созиждется, а отымет Дух — и разорится. Потому что Бог над нами. Хотим мы или не хотим, но есть Бог. Есть вечность, есть наша душа безсмертная».
Перед 50-летним юбилеем Великой Победы мой дорогой батюшка архимандрит Кирилл (Павлов), вспоминая свою военную молодость в статье, которую я назвал «Я шел с Евангелием и не боялся», говорил:
«Одним словом, я считаю, что наше неверие, наше невежество, наше незнание Бога, а также нарушение нравственных законов не могут оставаться безнаказанными. Мы не ведаем, что Господь промышляет не только о каждом человеке, а вообще о всей стране. Поэтому и война была. И это не без попущения Божия.
Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, то тем более — война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие, отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь. Потому что пытались совсем задушить веру. Храмы все закрыты. Думали, покончили. Нет! Не тут-то было! Трудно идти против рожна…

Господь дает испытание: образумьтесь! обратитесь ко Мне. А то, что бесовщину допустили, — это страшное дело! И я не знаю, что и ожидать?..
И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь все это терпит за счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: не попускай, молю Тебя! А всю нечисть Господь уничтожит!
Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть ложь. Поэтому люди и задыхаются — оттого что во лжи пребывают. А если к истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость!»
Эти слова святого старца, произнесенные более четверти века тому назад, звучат сегодня с новой силой!
На Святой Горе Афон многие паломники на протяжении последних лет задают вопрос о ситуации на Украине. Вот что говорил известный афонский старец, игумен монастыря Дохиар Григорий:
«Каждый украинец должен понимать: если он хочет, чтобы в его стране было благо, нужно прогнать американцев оттуда. Пусть опираются на своих единоверцев, на русских. Если будут допускать вмешательство в свои дела американцев, мира там никогда не установится. Не нужно убивать друг друга. Не нужно, чтобы брат убивал брата. Мы следим за событиями с великой болью. Многими молитвами стараемся помочь народу украинскому».

«Мир всем», — говорит Церковь в каждом таинстве. Христос с нами. Это передавайте вашему народу, чтобы они помирились с Богом. Когда помирятся с Богом, тогда помирятся и друг с другом.
С великой скорбью вам скажу, что так называемые сильные мира сего, которые на самом деле очень слабы и очень ничтожны, они исполняют это дело дьявольское, которое есть «разделяй и властвуй».
Миротворческие силы — на самом деле это дьявольские подразделения, дьявольское вмешательство. Где не было вмешательства этих миротворческих сил, не произошло больших столкновений, убийств, геноцида. Только Небесное воинство — это миротворческие силы в предводительстве с архангелом Михаилом. Любые другие миротворческие силы — просто не допускайте их в свою страну», — таковы были советы игумена монастыря Дохиар.

Обильно мироточат иконы по всей русской земле. Кровоточат образы Божией Матери, призывая всех нас к пониманию истинного предназначения человека — к любви и покаянию.
В Санкт-Петербурге замироточила икона Святого Адмирала Феодора Ушакова! Струйка Миро потекла от руки со свитком, с надписью: «Не отчаивайтесь! Сии грозныя бури обратятся к Славе России».
Святейший Патриарх Кирилл призвал всех верующих ежедневно читать канон к Пресвятой Богородице. Матерь Божия, спаси нас!
Украинский поэт Олесь Бузина, предательски убитый в спину в Киеве в 2015 году, в своих огненных строках выразил свою боль о происходящем.
Я не люблю летального исхода,
Я не люблю войну, война — дерьмо.
Я не пойму безмолвного народа,
Безропотно надевшего ярмо.
Я не люблю всю копоть от майдана,
Я не люблю кровавый беспредел.
Уже как год зияет эта рана
И кровоточит тысячами тел.
Я не люблю, когда гарант закона
Уничтожает собственный народ.
Я не люблю стратегов Пентагона,
Привыкших от войны иметь доход.
Я не люблю американцев важных,
Я не люблю заведомый обман.
Я не люблю политиков продажных,
Я никогда не полюблю майдан.
Я не люблю, что всюду лезут янки,
Линчуют Украину, как хотят.
Я не люблю, что киевские танки
Донбасс утюжат, города бомбят.
Я не люблю такую Украину,
Где честь и совесть проданы давно,
Где «градами» стреляют подло в спину,
Насилуют и грабят заодно.
Я не люблю цинизм политиканов —
Они людей меняют на барыш.
Их ждут давно курорты Магадана,
Казённый дом и шифер серых крыш.
Я не люблю фальшивых демократов,
Они торгуют жизнями людей.
Их место там — в стенах шестой палаты,
Я не люблю бредовых их идей.
Я не люблю пассивных либералов,
Я не люблю предателей страны.
Я не люблю Америки вассалов,
Я — против ужасов войны.
Я не люблю «шестёрок» псевдосмелых,
Хвастливые словечки «кто — кого»,
Я не люблю истерик оголтелых,
Я не люблю толпой на одного.
Я не люблю коварство и измену,
Я не люблю за пазухой топор.
Я не люблю, когда лицом об стену,
Я также против выстрела в упор.
Я не люблю шизоидов во власти,
Я не люблю интриги и враньё.
Я не люблю оскал звериной пасти,
Когда над домом кружит вороньё.
Я не люблю двуличных фарисеев —
Они распяли бедного Христа.
Две тыщи лет войну по миру сеют,
У них душа черна и нечиста.
Я не люблю безверье и насилье,
Зачем дразнить насмешками ислам?
Когда же эта еврокамарилья
Запомнит, что «шалом» равно «салам»?
Я не люблю бесстыдных лицемеров,
Они как будто не имеют глаз.
Я не люблю карикатур на веру,
Я не шарли, я — огненный Донбасс!
Я не люблю высокомерной фразы:
«Американцы — избранный народ».
Фашизм воскрес и нет страшней заразы —
Как будто снова сорок первый год!
Я не забыл победу в сорок пятом,
И в генах наших память не убить!
Мы кланяемся в пояс всем солдатам
Погибшим, чтобы нам спокойно жить!
Я не забыл героев Сталинграда,
Я не забыл про Курскую дугу,
И ужасы блокады Ленинграда,
Не сдавшегося лютому врагу.
Я не люблю трусливую Европу,
Она забыла, кто её спасал,
Как миллионы полегли в окопах —
Их до сих пор никто не сосчитал!
Я не люблю войну — она всё рушит,
Я не люблю, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда Россию душат,
Особенно, когда в неё плюют!
Афонский старец Аристоклий (Амвросиев, 1846–1918 г.) говорил: «Явит Бог милость Свою над Россией. Все бросят Россию. Откажутся от нее другие державы. Чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки, не бойтесь ничего. Крест Христов засияет над всем миром. Потому что возвеличится тогда Россия и будет, как маяк во тьме для всех».
Лучше, наверное, уже не скажешь!
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ