Пост — это не самоцель, а всего лишь средство. Целью является преображение души. Если пост — это воздержание только в пище телесной, это пост фарисейский. Ценность поста заключается в том, что когда мы воздерживаемся телесно, мы воздерживаемся и духовно, потому что в пост происходит такое трезвение души, когда она начинает довлеть над телом. Всю жизнь мы проживаем в угоду своему телу, чтобы ему было комфортно, стараемся насыщать его всякими яствами, ни в чем не ограничивать, потакать во всем. И тело наше бунтует, когда мы начинаем возвышать дух через уничижение плоти.
Часто в наше время можно услышать, что молитва слаба, рассеяна. А что такое молитва? Это не просто вычитывание каких-то заклинаний. Молитва — это разговор с Богом. Представьте, что мы, называющие себя верующими, мы, которые говорим, что любим Бога и стараемся жить церковной жизнью, вдруг сами себе признаемся в том, что нам не хочется с Богом разговаривать, потому что плоть настолько подавила в нас дух, что он еле живой обретается. Сердце отягощено яствами и питием, а духовный наш человек перегружен впечатлениями от зрения, слуха, празднословия и пребывает в таком подавленном состоянии, что из него нельзя выйти, кроме как соблюдая Святой Пост, то есть вспоминая о человеке духовном и стараясь этого человека в себе возродить. Вот почему пост называется духовной весной. Как весной все пробуждается от зимней спячки, так и в душе человека все пробуждается: добрые чувства, стремление к добродетели и желание общения с Богом.
Мы, братья и сестры, должны отвергнуться ветхого человека с его страстьми и похотьми. «Возлюби ближнего, яко сам себе», — интересные слова во Святом Евангелии. Неужели нам Господь говорит о самолюбии? Нет, не о самолюбии, потому что самолюбие — это гордостная привычка в человеке. Он говорит о любви, основанной на Боге. Любовь к душе своей выражается в желании ей вечного бытия вместе с Богом, когда человек старается украсить ее добродетелями, как драгоценными украшениями. Любовь к своей душе — это когда человек старается отвратиться от греха и жить по правде Божией и заповедям Его. Это ответственность за тот дар жизни, который нам дал Бог и та ответственность перед Богом, ведь Господь распялся за безсмертие нашей души, чтобы мы жили вечно.
Неужели мы, верующие в Его жертвенную любовь, останемся безучастными и безответственными, глядя на страдания Христовы. Для этого Церковь и вспоминает о них, чтобы нам напомнить, кого-то обличить, кого-то воодушевить, кого-то поставить на новую ступень духовных подвигов. Пост и молитва — это крылья, на которых мы воспаряем в вечность, к престолу Божию. Но и сама молитва слаба без поста, без воздержания, она подавляется всем, что привлекательно для плоти человека и для этой временной земной жизни, в которой часто человек видит единственную цель.
Держа Великий пост, будем стараться воздерживать и зрение свое от зрения неподобного, и слух от слышания суетного, и язык свой от празднословия. Мы сами себя, бывает, загоняем в духовное состояние чуть ли не до умопомрачения и нервного срыва. В сегодняшней ситуации каждый ведет себя по-разному: кто-то говорит слова любви и старается помочь ближнему, а кто-то с гневом говорит слова ненависти, злобы. Время жизни одно для каждого из нас. И в это время важно остаться людьми, как остались наши благочестивые предки, благочестивые воины, которые мудрым словом многому нас научили, ведь они тоже пережили время подчас более тяжелое. И нам сегодняшнее время надо переживать по-христиански: взять крест свой и последовать за Христом, за ризу Его схватиться и не отпускать, потому что без Бога в современном мире человек сам себя будет доводить до страшного состояния.
Святые отцы говорят: воздерживайся от знания обилия новостей. А сейчас их море, и как правило, они все негативные. Люди теряются: где правда, где ложь. От обилия новостей у человека перегружается нервная система, рождается тревожность, испуг, страхование, которые доводят его до психического расстройства. А всего лишь надо сосредоточиться на молитве, на внутреннем своем состоянии, на общении с Богом. Это даст душе силы. С Богом можно пережить всё. Господь не просто дал нам крест, Он помогает его нести.
Есть кинохроника времен Великой Отечественной войны, снят сельский храм, в котором выбиты окна, обрушен купол, посреди храма стоит икона Спасителя, которая подперта сзади доской. Священник повернулся к народу и на главах у народа читал Евангелие. Жены-солдатки, вдовы — набит полный храм. У батюшки ризы надеты поверх кожуха. Все женщины были закутаны в клетчатые платки и стояли плотно-плотно друг к другу, чтобы теплее было. И на головы этих людей сыпал снег, а люди стояли и молились, и жаждали молитвы.
В блокадном Ленинграде люди умирали от голода, но в Николо-Богоявленском соборе службы шли ежедневно. Митрополит Алексий Симанский, впоследствии Патриарх Алексий I, который скончается в 1970 году, остался со своей паствою.
Пасхальную службу перенесли на утро во время блокады, поступило известие, что немцы ночью собираются бомбить Ленинград и преимущественно храмы. Регент клироса умер во время службы от голода. От хора осталось четыре человека. У митрополита Алексия опухли ноги от голода, он не мог далеко ходить, поэтому жил в комнатке на хорах и служил ежедневно. И ежедневно храм был набит народом. Это после атеистической пропаганды, после закрытия церквей и расстрела священников, после того, как угоняли верующих в тюрьмы и ссылки. Какая тяга народа была к молитве, к Богу.
Мы ждем Божией помощи, но ведь ее надо просить, с Богом об этом надо разговаривать, тем более Господь сегодня полагает изображение Креста своего, показывая: человек, посмотри, Я готов себя отдать на растерзание, лишь бы ты спасся, жил во благодати Божией и через таинства церковные имел единение с Богом и вечностью, и здесь имел блага, которыми Я готов наделить тебя. Господь сегодня с распятия простирает руки, чтобы обнять каждого из нас, но для того, чтобы Господь нас обнял, надо не отворачиваться от Него, а устремиться к Нему.
Сегодня, как никогда, должны быть храмы полны народом. А мы все спим. Даже время Великого поста для нас — ну пост и пост, слышали, знаем. Как же нам разбудить наше сердце? Как эту окаменелость разрушить? Разрушается она молитвою искренней, которая есть разговор с Богом, и воздержанием, не только в пище, но и в чувствах, в участии в таинствах церковных, через которые действует благодать Божия: через исповедь, через сокрушение о грехах своих, через соединение с Самим Христом через причастие Тела и Крови Его. Пустите луч благодати Божией к себе в душу и он, как солнечный луч, согреет. Задумайтесь о грехах своих, не на внешнее обращая внимание, а сосредоточившись на внутреннем состоянии. Загляните в сердце, подумайте, в чем мы виновны перед Богом, сами перед собою — забвением своей безсмертной души, перед другими. И из этого сосредоточенного состояния, поверьте, душа начнет оживать так, что слезы на глаза навернутся. Как дождь дает силу жизни растениям, так и душа начнет возрастать в добродетели. Появится ниточка молитвы, связующая нас с Богом все крепче и крепче, и в крепости этой нам опора. Без опоры в нашей жизни можно до отчаяния дойти.
Господь предлагает нам склониться к подножию Креста Его, а Он нас обнимет и, поверьте, с внутренней переменой человека, с его стремлением жить в Боге и с Богом переменится многое внешнее. Мы ждем этой перемены внешнего, но ждать надо не сложа руки, а деятельно. Надо бороться за свою душу безсмертную и вымаливать тех, кто рядом с нами, вымаливать и все Отечество наше.
В эти дни, памятуя о жертве Христовой, воспоминая Его пришествие в мир поношений, гонений, распятий, погребений, мы готовим себя и к Воскресению. Не бывает Пасхи без Креста. Не бывает радости без пережитой скорби, мы должны вместе с Богом совершать подвиг крестоношения и жизнь христианскую, не оставляйте себя сиротами, не оставайтесь один на один сами с собой.
Кто злое скажет, к тому оно злом и вернется, скажете добро, вернется добром. Вы помолитесь за кого-то, кто-то за вас помолится. Самое главное, что Господь преклонится к вам по чьей-то молитве или к кому-то, за кого вы помолитесь. Мы должны быть соработниками Богу, сострадая Ему в Его подвиге, пребывая не только по званию христианами, но и по образу жизни и мыслей. Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. Легко винить кого-то, мы привыкли обвинять и президентов, и правительство, и живых, и умерших. Сегодня время в себе поискать вину. Каждому. Сегодня время деятельного христианского покаяния, деятельного христианского возрождения.
Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
«Руси Державной»