О Локотской иконе Матери Божией «Умиление»
В ноябре этого года исполнилось ровно 20 лет, как началось мироточение Локотской иконы Божией Матери «Умиление», этой единственной в мире двусторонней иконы, явившей множество чудес.
По молитвам перед ней люди получают исцеление от тяжких недугов, благодатную помощь в преодолении жизненных трудностей, находятся без вести пропавшие. Казалось бы, далекие от Церкви люди, видя чудеса, явленные от этого образа Матери Божией, обращаются к вере, приносят покаяние.
Ныне Локотская икона посещает города и веси Калужской области.
Мы попросили помощника правящего архиерея Железногорской епархии (Курская митрополия) Юрия Ивановича Шишкова, много лет сопровождающего эту икону, рассказать нашим читателям о ней.
– Юрий Иванович, какие события предшествовали явлению этой иконы как чудотворной? Вы не первый раз уже на калужской земле, как связана с ней Локотская икона «Умиление»?
– В этом вопросе два вопроса. Первый: какие события предшествовали появлению иконы Матери Божией «Умиление» Локотской как чудотворной. Этому предшествовало убийство хранителя монреальской Иверской иконы Иосифа Муньоса. Монреальская икона была предметом гордости Русской Зарубежной Церкви. Когда это случилось, они поехали на Афон. И там была написана новая икона. Они молились с просьбой, чтобы вновь написанной иконе была дарована такая же благодать, какая была у иконы Иосифа Муньоса, ведь она была похищена. Но эта вновь написанная икона только слегка заблагоухала, но не замироточила. Иеромонаху, который писал эту новую икону, было явление Матери Божией, где она сказала так: «Мою икону не ищите. Я явлю новое чудо, но уже в России. И эти чудеса от иконы, явленной в России, будут такие же, как от монреальской Иверской иконы и даже превзойдут их».
Что касается второго вопроса, то надо сказать, что с калужской землей явление Локотской иконы имеет самую прямую связь, потому что хранитель иконы – иеромонах Иосиф, когда-то в миру Виктор Владимирович Ремизов, – родился и вырос в городе Калуге.
В 1964 году подросток Виктор как-то проходил мимо Николо-Козинской церкви. Путь ему преградил нетрезвый мужчина средних лет с неожиданной просьбой купить иконку. Виктор было отмахнулся, но его поразил жалкий вид просящего и он уже не задумываясь выгреб из кармана и отдал ему всю свою мелочь. В благодарность ему насильно сунули в руки иконку. Это была иконка преподобного Серафима Саровского. Сама мысль, что отныне его жизнь станет неизменно связана с этой иконой, показалась бы тогда невероятной.
В 1992 году в Калуге Виктор женился на Наталье Николаевне Мурашкиной, и в 1994 году семья переехала на родину жены, в поселок Локоть Брянской области. Наталья Николаевна и ее мать были православными верующими людьми, духовными чадами почившего в 1981 году иеромонаха Мелетия.
Наталья Николаевна спасла от поругания изображенную на календаре любимую икону Серафима Саровского – икону Божией Матери «Умиление». Произошло это следующим образом. Однажды она пришла в поселковый универмаг за покупками. В одном из отделов магазина ее взгляд упал на небрежно лежащий календарь-плакат с изображением любимой ею иконы Божией Матери «Умиление». «Да не обращайте внимания, он просроченный, все равно выбрасывать», – отмахнулась продавщица. Наталья уже пошла дальше, но неспокойно было у неё на сердце. Лик Матери Божией на Ее иконе – пусть это и простой лист бумаги, – выбросят... Она вернулась и купила этот календарь. Принесла домой, отрезала численник, а икону повесила на стену. Не подозревая, что этот поступок изменит всю ее – и не только ее! – жизнь.
2 ноября 1998 года икона вдруг заблагоухала и замироточила. Сильно разволновавшись, Наталья решила сообщить об этом правящему архиерею. Тогда Брянской епархией управлял архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Приехав в дом Мурашкиной, владыка Мелхиседек взял икону – и миро заструилось по его рукам. «Сколько раз я был в Иерусалиме и на Афоне, но нигде не видел таких чудес! – воскликнул владыка.
Впоследствии икону повезли на поклонение в Снетогорский женский монастырь, перед нею трое суток молился духовник обители архимандрит Гермоген (Муртазов). И сказал так: «Этой иконе Господь дал особые, сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Бесплодные женщины, помолившись перед этой иконой, будут рожать здоровых детей. Она будет исцелять раковых больных, помогать находить без вести пропавших людей, и не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верою к ней обращаться».
В 2005 году Виктор Владимирович принял монашеский постриг с именем Иосиф. С 2013 года он иеромонах архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Умиление» (Локотская) в Хомутовском благочинии Железногорской епархии.
Несколько лет назад мы были у отца Власия (Перегонцева) в Боровском монастыре. И он нам сказал, что эта икона и есть канавка Дивеевская: «Чем больше вы с этой иконой успеете обойти стран и народов, тем больше она успеет спасти людей от антихриста», – и все очень просто и понятно объяснил.
А в 2003 году, по благословению Патриарха Алексия II, эта икона возглавила торжества, посвященные 100-летию прославления Батюшки Серафима. Ее несли впереди мощей преподобного Серафима Саровского на крестном ходе из Сарова в Дивеево. Тогда на торжества в Саров приехали со всего мира высокие представители Православных Церквей, Президент России В.В. Путин.
Исполнилось прижизненное пророчество Батюшки Серафима. Он говорил: «Придет время, и пойдет крестный ход из Сарова в Дивеево. Народу будет – как колосьев в поле, а впереди будут нести чудотворную икону». Мы до сих пор не знаем, почему Патриарх для того исторического крестного хода выбрал именно эту икону, а не оригинал, но теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам Серафим Саровский.
С 2003 года я постоянно сопровождаю икону в крестных ходах либо в поездках. По официальному приглашению мы были в Болгарии, Грузии, Армении, в Чехии, Словакии, в Румынии, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Абхазии и Приднестровье.
– Вы, Юрий Иванович, проводили многие крестные ходы, проходили с Локовской иконой Матери Божией «Умиление» тысячи и тысячи километров. За эти годы в них участвовали многие люди. Кто они, откуда, их род занятий, их уровень воцерковленности? Можно ли составить такой обобщенный портрет крестоходца или это совсем разные люди. Как менялись они за время крестного хода?
– Отвечая на этот вопрос, хочу привести такой необычный случай. Это было в Белоруссии во время совершения крестного хода «Москва – Минск – Киев», который, как многие другие крестные ходы, был инициирован редакцией газеты «Русь Державная». Мы были в одном из сел Белоруссии, и к нам подошел председатель сельского совета, такой уже в возрасте, опытный человек, никому не верящий на слово. Он побеседовал с каждым участником Крестного хода. Их было порядка 70 человек. А люди разные, разных слоев населения, разного социального положения: и врачи, и учителя, и студенты, и люди пьющие, бездомные, которые ушли в крестный ход спасаться от очередного запоя. География – это весь наш бывший Советский Союз: и Владивосток, и Брест, и из Средней Азии, и из республики Коми приехали. И вот когда этот человек, председатель сельского совета, побеседовал со всеми участниками крестного хода, он сел в недоумении и, разговаривая сам с собой, как бы отвечая сам себе на свой вопрос, сказал: «Удивительно, кто составлял разнарядку?» Потому что настолько разнородный состав, что никак объяснить это невозможно.
А уже на следующий год, когда мы в 2006 году шли крестным ходом из Одессы в Москву, женщина у нас была одна с Украины, с Николаева, рассказала сон, который она видела задолго до проведения этого крестного хода. Она видела Матерь Божию, которая предсказала ей участие в этом крестном ходе и сказала ей так: «Участие в этом крестном ходе еще нужно заслужить, потому что места в этом крестном ходе расписаны заранее».
– Каким Вам видится уходящий год, в чем его отличительные особенности? Где побывали Вы с иконой, какие для Вас особенно примечательные события, связанные с иконой, и не только с ней, в этом уходящем 2018 году?
– Минувшим летом мы были в Нижегородской митрополии и вновь проходили по Дивеевской канавке. И я обратил внимание, что тополей, которые были там посажены еще при Серафиме Саровском, практически не осталось. Оталось всего три тополя, а ведь когда-то по благословению батюшки Серафима эти маленькие прутики были привезены и посажены здесь. И когда Дивеевский монастырь был разгромлен, то канавку тоже закопали. На этом месте люди построили свои дома, коровники, свинарники, даже память о монастыре была уничтожена, а эти тополя выросли за годы советской власти, превратились в огромные деревья, многие погибли потом от старости. И когда стали восстанавливать монастырь, благодаря этим тополям Дивеевская канавка была восстановлена. И вот сегодня я увидел, что от этого множества тополей осталось всего только три, и они уже умирают, потому что совсем ветхие, осталось от корней несколько веток. Пройдет год-два и не будет и этих тополей. Такое впечатление, что эти деревья, как люди – исполнили свое назначение на земле и ушли. Поэтому и всем читателям газеты «Русь Державная» я могу пожелать, как этим тополям, исполнять свое назначение на земле, оставить на земле свой след, но след Божий, чтобы своей жизнью исполнять стараться не свою волю, а волю Божию, волю Матери Божией, а тем самым спасти свою душу.
А время сейчас очень страшное, лукавое, когда пытаются подменить нашу веру разными ухищрениями. Через политические ухищрения пытаются нашу Церковь расколоть. Особенно трагична ситуация на Украине, в Руси Малой. Поэтому нужно очень твердо стоять в вере и не поддаваться на лживые ухищрения, потому что наша задача не уклоняться ни в какие ереси, ни в расколы. И хранить веру должны не только священноначалие, Патриарх, архиереи, священство, но и все мы – народ Божий.
Мы за это время объездили много стран, много народов, многое видели. А видели мы везде одно и то же: везде поставлена одна задача – уничтожить православие. Формы и методы везде разные. Мы видим, что за эти годы уже многие народы, страны и Церкви уклонилось от истинной веры. Лишь только наш народ сохранил истинную веру, чистую и неповрежденную, и поэтому Россию, наш народ и нашу Церковь никогда не оставят в покое, потому что мы остались последними.
Всегда говорю о том, что, подходя к святыне, нужно просить дар молитвы. Потому что если мы не будем молиться, то, что называется, берите нас голыми руками. Умение искренне, сосредоточенно и усердно молиться – сейчас самое главное. И что еще важно: время сейчас очень опасное, тревожное. Мы привыкли молиться за семью, за детей, а сейчас нужно молиться и за Россию. Иначе все погибнем, потому что ситуация такая, что мы сейчас на волоске.