Православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских
об основополагающих принципах жизни русского народа
об основополагающих принципах жизни русского народа
Любовь, семья и верность в нашем обществе находятся в таком состоянии, что если сейчас не предпринять каких-то экстренных спасительных мер, то мы просто перестанем существовать как народ, нация, государство, мы просто сойдем с лица Земли. Нас заменят здесь другие народы. Сейчас все идет прямо к этому. Мы забыли основополагающие принципы жизни русского народа. Все самое лучшее, что мы знаем о семье, мы вынесли из православия.
И отказ от православия нам очень дорого обходится сейчас. Если мы отказываемся от христианской системы нравственности, то тогда мы забудем, что такое любовь, что такое семья, что такое верность. Мы окончательно развратимся, мы перестанем размножаться, мы окончательно разрушим семью, ее просто не будет. От нас перестанут рождаться дети, у нас не будет будущего, и русский народ просто выродится.
Мы ведь не знаем уже давным-давно, что такое любовь. Мы только болтаем попусту на эту тему. Мы только смотрим сериалы про любовь, читаем любовные романы, комиксы смотрим про романтические отношения юношей и девушек. А что такое любовь, мы не знаем. Уже несколько поколений наших сограждан просто проходят мимо этого. Они не могут насладиться этим состоянием человеческого духа — любовью.
Любовь возможна только в семье. И только при сохранении верности супругов друг другу. Мы даже не знаем, что такое верность. Ведь верность — это когда юноша и девушка готовят себя для единственного человека. Девушка готовит себя для единственного мужа, она зреет для него, чтобы потом всю жизнь быть только с ним одним и больше ни с кем. А юноша готовит себя к единственной жене. И они воспитываются с детства для этого. Чтобы до вступления в брак они сохраняли целомудрие. Вот еще одно слово, которое впору уже отмечать как праздник. День целомудрия. Потому что мы совершенно забыли, что это такое. Нам кажется, что целомудрие — это когда девушка краснеет, когда ей рассказали неприличный анекдот или сделали неприличный намек. Нет. Целомудрие — это внутренняя целостность и личная неприкосновенность. Это то, в чем должны воспитываться наши дети для того, чтобы они могли сохранять верность как супруги, чтобы они могли построить семью и достичь любви, чтобы у них было чем сохранять верность для построения семьи, чтобы в семье дозреть до этой самой высшей добродетели — до счастья в высшем смысле этого слова: любви друг к другу.
Любовь — это результат брака, это результат жизни людей в семье, а не причина его. Невозможно выйти замуж или жениться по любви. Там любви неоткуда просто взяться. Мы называем любовью то, что ею просто не является. Мы просто не дотягиваем даже в своем воображении до того, что такое любовь. Если мы с вами не научим наших детей верности и тому, что такое семья, что такое мужчина и женщина, что такое муж и жена и на чем основаны отношения между мужем и женой, то тогда мы лишим их самого главного, ради чего они здесь, на земле: они никогда не научатся любить другого человека. Просто любить другого человека.
Ведь дело в том, что потенциал любви заложен в каждого человека Богом. И это потенциал можно очень легко утратить. Можно оказаться без счастья любви к другому человеку очень просто. Нужно просто позволить себе добрачные связи, где ты растрачиваешь на разных случайных людей противоположного пола тот потенциал любви, который в тебе предназначен для одного только человека: для твоей жены или для твоего мужа. И если юноша позволил себе погулять, прежде чем вступить в брак, то он резко снижает свою способность вообще создать семью даже захотеть стать чьим-то мужем. А уж тем более, полюбить свою жену. То же самое происходит и с девушками. И мы же видим сейчас, до какой степени вот такие молодые люди, порастратившие потенциал любви в добрачных связях, не в состоянии терпеть друг друга рядом с собой, когда они захотели стать мужем и женой. Им просто нечем принимать друг друга такими, какие они есть, терпеть, смиряться с какими-то слабостями, недостатками, прощать. Просто нечем. Это все растрачено впустую, вхолостую, в никуда. Ведь не зря неженатого мужчину называют холостым: все, что он делает, — в пустоту. Это все абсолютно бесполезная растрата жизненных сил, которые потом ему самому не восстановить. Иди потом, попробуй восстанови способность кого-то любить, если ты ее растратил раньше времени.
Наша многовековая духовно-нравственная традиция утверждает, что любовь — это результат систематической работы человека над собой в семье и только в семье. Семья дана для того, чтобы люди смогли дозреть до любви, где они каждый день работают над собой. Для этого они и вступают в брак, для этого они и создают семью. Чтобы быть друг для друга инструментом, тренажером, спортивным снарядом для того, чтобы достигать таких результатов.
То, что приводит людей в брак, это не любовь. Вот когда между юношей и девушкой заискрило, и они друг другу понравились, это ведь не любовь. Это можно назвать влюбленностью, неким намеком на любовь. Сейчас сплошь и рядом слышишь от юношей: «Мне эта девушка интересна». Это любовь?» Нет. Здесь очень много самовлюбленности. Мы хотим обратить на себя внимание, произвести впечатление, хотим понравиться. Мужчины распушают павлиний хвост свой и сокрушают женщину, ее сердце своим флиртом. Для чего? В обычном нашем варианте — это просто поблудить. Просто повстречаться, попользоваться друг другом и все. И даже там, где создаются браки в результате влюбленности, мы же видим, что они не держатся. Этих браков хватает на несколько лет максимум. А потом они распадаются, и нам даже с удовольствием показывают по телевизору, как звездные пары разрушают свои семьи, как они расходятся, делят имущество, и каждый находит себе нового партнера. Такой вариант отношений нам навязывается уже десятки лет начиная еще с советских времен. И мы с этим соглашаемся.
Мы отказались от христианского взгляда на семью еще тогда, когда у нас произошла революция, появилось богоборческое государство, когда мы решили, что семья и частная собственность должны отмереть как буржуазные пережитки. И мы всерьез пытались уничтожить семью. Первые годы советской власти были посвящены этому. Когда советское правительство обнаружило, что оно уперлось в христианскую нравственность в народе, и что этот номер не пройдет, тогда смягчили риторику. И потом все-таки поняли, что семья — это ячейка общества и что если семью не культивировать, то никакого общества, народа, государства просто не будет. Те, кто это знают, сейчас разрушают государства, в том числе и наше государство тем, что уничтожают семью. Размывают эти принципы семейного строительства, которые основаны на христианских ценностях.
Я уже начал говорить об этих христианских ценностях, но даже сейчас как-то страшно открывать на эту тему рот. Ведь для того, чтобы сохранить целомудрие, в нашей стране раньше, когда наша страна была православной по-настоящему, а не по наименованию, мальчиков женили в 14–15 лет, а девочек выдавали замуж в 13–14 лет. Чтобы они не успели развратиться. Это было ясно, как дважды два четыре, что если с этим затянуть, то никакого целомудрия не удержать, потому что в человеке слишком сильна энергия пола. И если ее сразу не запрячь, как лошадь не запрячь в узду, то разнесет, вся жизнь пойдет под откос.
И мы давно уже утратили патриархальный уклад семьи, который был в России, когда семьи жили кланами. Когда несколько поколений людей жили одной семьей, в одной системе духовно-нравственных координат, между ними не было противоречий. Когда, наоборот, одно поколение людей помогало в этой семье становиться следующему поколению. И именно это и создавало наш народ. Нам сейчас вернуться в то состояние, в котором мы были сто лет назад, наверное, уже невозможно. И наша семья в России такой, какая она была сто лет назад, наверняка уже не будет. Но мы должны сохранять семью на тех же самых принципах. Ведь сохранять семью — это значит сохранять народ и государство. Россию нашу сохранять. Если мы оставим семью в том состоянии, в каком она сейчас, России не будет.
Я говорю о том, как жили наши предки, для того, чтобы мы отдавали себе отчет, насколько важны эти понятия «любовь, семья и верность», под которым сейчас стоит подпись нашего Президента. Нам нужно сейчас находить новые, соответствующие нашим реалиям условия существования российской семьи. И мы должны продумывать систему воспитания детей для вступления в брак. У нас ведь никто семье не учит, у нас нет в школе предмета под названием «Семья». Есть разные предметы, но оказывается, что ни математика, ни биология, ни физика, ни химия не становятся потом повседневной реальностью для выпускников школ. А вот семья становится повседневной реальностью. И все, кто учится в школах, рождены на белый свет для того, чтобы стать мужьями и женами. И если у нас в школе не будет предмета про семью, то у нас семьи не станет.
Сейчас происходит сплошная подмена семейной жизни, когда люди просто по невежеству своему не знают, что делать с тем, что они достигли половой зрелости, решают эту проблему спонтанно. Они просто договариваются о том, что будут вместе жить. Они просто легализуют свой секс, свои половые отношения, «а там посмотрим, что из этого получится». Но у них нет никакой программы, никакой цели, связанной с семьей. У нас пятнадцать процентов (давно уже был опрос, сейчас, может быть, и больше) выпускников школ не собираются создавать традиционную семью, то есть выходить замуж и жениться.
Нам семью нужно возрождать заново. Можно сказать, с нуля. Наш народ абсолютно невежественен в этих трех понятиях: «любовь, семья и верность». И поэтому мы должны сейчас с малолетства воспитывать наших детей в этих категориях. Но если мы не будем знать, что такое любовь, вернее, Кто такой Любовь — Бог есть любовь, — то мы не научим своих детей ни любви, ни семье, ни верности. Там, где уходит христианство, там сразу же разрушается сначала семья, потом общество, народ и государство.
Тот новый миропорядок, которому сейчас наша страна пытается противиться, он-то как раз и настроен на то, чтобы разрушить семью окончательно, чтобы никакого традиционного брака между мужчиной и женщиной не было. Мы же видим, что происходит в западном мире, когда там заменяются даже понятия отца, матери, мужа, жены. Там сейчас узакониваются самые разные экзотические варианты семейных отношений, начиная от однополых, кончая заключением брака с неодушевленными предметами. Лишь бы не было традиционной семьи. Потому что традиционная семья — это препятствие для установления нового мирового порядка. И именно она подлежит первоочередному уничтожению. А значит, если мы хотим сохраниться как народ, как этнос, как культура, как цивилизация, мы должны поступать с точностью до наоборот. Мы должны сейчас свою семью оберегать. Нам нечего оберегать. Мы должны ее возрождать. Мы должны создавать мощный информационный фундамент для того, чтобы следующие поколения людей хотели быть мужьями и женами, знали, что такое любовь и что такое верность. Верность супругу — это очень тяжело. Сохранять верность одному супругу, при том, что из себя представляет человек грешный, падший, очень тяжело. Поэтому, если верность супругов друг другу не культивируется как система жизни, как система выживания, то тогда ее удержать будет невозможно. Будут сплошные супружеские измены, и семьи будут распадаться, разлетаться в разные стороны.
Я давно уже занимаюсь семейным консультированием и вижу, что это очень опасное состояние современного человека — отсутствие способности сохранять верность другому человеку. Это то, что воспитывается из поколения в поколение тщательно, передается от отца к сыну, от матери к дочери. Если мы не выстроим сейчас эту преемственность поколений, основанных на этих трех понятиях «любви, семьи, и верности», то можно не заниматься ни политикой, ни экономикой, ни защитой государства. Скоро нечего и некому будет защищать.
Слово «верность» гораздо более многозначно, чем мы привыкли думать, когда речь идет о супружеской измене. Да, верность супругов друг другу — это чрезвычайно важно. Но мы должны еще сохранять и родительскую верность. Верность своему материнству и своему отцовству, то есть мы должны сохранять верность своим детям. Даже тем детям, которые у нас еще не зачаты. Быть отцом и матерью — это наше призвание, и если нам Бог дает детей, то мы должны беречь их больше зеницы ока. Все сейчас зависит именно от верности — нашей родительской верности, когда мы любим своих детей еще до того, как они зачаты, когда в нас воспитан мощный родительский (отцовский, материнский) инстинкт. И если нам Бог дает детей, то мы это зачатое существо оберегаем, мы посвящаем ему свою жизнь для того, чтобы воспитать полноценную личность. Выносить, родить и воспитать полноценную личность, которая здесь обретет счастье, осчастливит кого-то еще и достигнет вечной жизни в Царстве Божием.
Вот это христианское отношение к детям. Оно не допускает даже мысли о том, чтобы прервать беременность. Материнский, родительский инстинкт просто отсутствует у нашей молодежи. И наши девушки, зачиная детей, без зазрения совести идут убивать их в медицинские учреждения руками врачей. И у врачей, которые совершают детойбийство, не срабатывает никакой духовный защитный инстинкт, чтобы этого ни в коем случае не делать.
И посмотри, мы несем колоссальные человеческие потери только потому, что мы не знаем, что такое верность, что такое любовь, что такое семья. Льются реки крови. Детской крови ни в чем не повинных младенцев. Отсутствие любви, семьи и верности сказывается на том, что у нас сейчас не хватает человеческого потенциала. У нас некому работать, некому создавать сейчас нашу экономику, нет водителей на автобусы, такси. У нас некому будет защищать нашу страну, будет дефицит просто здоровых мужчин. Некому поднимать нашу науку. Я уже не говорю о том, что мы перестали рожать пушкиных, толстых, гоголей, достоевских. Наша страна обезлюдела только потому, что мы не знаем, что такое любовь, семья и верность.
Для нашего народа всегда было понятно, что никакая система воспитания кроме семейного не позволит создавать полноценную личность. Полноценная личность может созреть только в здоровой семье, где есть отец и мать, которые любят друг друга. Что бы мы ни делали, вместо этого и кроме этого, это не даст нам психически и нравственно здоровое поколение.
Семья — это не просто ячейка общества, как нам говорили в советские времена. Семья — это колыбель человечества. Семью создал Бог как единственный способ жить в этом мире людям. Это единственная норма человеческой жизни — семья. Никакой другой нет. В христианстве мы знаем еще один вариант, когда человек посвящает свою жизнь Богу без остатка — монашество, когда человек дает обет безбрачия. Но это особое призвание. Это наша духовная элита, а все остальные, все общество призваны к тому, чтобы спасаться как муж, жена, как родители.
Мы-то думали, что любовь, семья и верность — это личное дело каждого человека. О, нет. Человек — существо социальное и если он родился в обществе, в какой-то стране, то никакой личной жизни у человека в определенном смысле быть не может. Он родился для того, чтобы приносить максимум пользы людям здесь на земле и чтобы обрести настоящую полноту жизни, которая возможна только в любви к другому человеку. Мы же любим повторять эти слова из песен, что мы здесь рождены для счастья. А в чем это счастье? В том, чтобы заработать денег? Чтобы их потом тратить на удовольствия? Нет. Счастье только в любви, в семье и в верности. Мы должны это очень хорошо усвоить сами и прививать нашим будущим поколениям. Тогда у нас будет будущее. Дай-то Бог!
(В сокращении)
Закон о любви/доктор Боровских
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»
Закон о любви/доктор Боровских
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»