Почему русские кладбища на Лемносе оказались на грани практически полного уничтожения? До второй мировой войны они еще как-то поддерживались греческим духовенством, властями острова. Но ушло поколение греков-современников событий, оставшиеся в живых казаки в своем большинстве перебрались в США, Латинскую Америку. Кое-кто из родственников или детей похороненных на Лемносе изредка приезжали, однако, что они могли сделать...
Для советских людей остров, как стратегическая военная база страны НАТО, был закрыт. Да и без этих запретов вряд ли кто в СССР решился бы посетить Лемнос в поисках «белогвардейских могил». Память об этих событиях в Стране Советов вытравливалась, навязывалась «марксистско-ленинская» их трактовка. И только во второй половине 80-х годов, когда началось переосмысление многих страниц отечественной истории, стали складываться условия для понимания и лемносской драмы…
27 сентября 2004 года. Крестовоздвижение. Великий православный праздник. Именно в этот день освящался Памятный крест на русском кладбище в Калоераки. Прошло всего пять месяцев с начала пути. Разве это не чудо, не милость Божья?! Из Москвы прилетела большая делегация во главе с архиепископом Алексием и С. Бабуриным, из Краснодара - атаман Кубанского казачьего войска В. Громов с группой казаков, из Афин - посол России в Греции А. Вдовий с сотрудниками посольства. На рейде острова стал ракетный крейсер «Москва» под флагом командующего Черноморским флотом адмирала В. Масорина. Нам особенно хотелось, чтобы на Лемносе в этот день находились российские военные - не интернированные, разоруженные, униженные, как в 1920 году, а во всей своей мощи и доблести.
Миринский собор Святой Троицы тогда был переполнен. Выделялись российские и греческие офицеры в парадных мундирах, стройные, сосредоточенные. Много детей, молодежи. Архиепископ Алексий вместе с греческим духовенством служит литургию. Поет хор Новоспасского монастыря (регент Л. Баклушин). Поминаются «русские воины, на земле лемносской погребенные». Все молящиеся охвачены необыкновенным светлым настроением. После службы греки говорили, что никогда ранее не испытывали такого состояния.
А нам вспоминалось прочитанное в мемуарах русских эмигрантов: «Греческое население Мудроса заполняло церковь, предоставленную казакам, чтобы побывать на необычной для них, но очень притягательной службе».
К полудню 27 сентября все собрались под ярким солнцем голубого греческого неба на Русском кладбище на мысе Пунда. Перед Памятным крестом — строй почетного караула с крейсера «Москва» и взвод греческого гарнизона Лемноса. Владыка Алексий, митрополит Иерофей, наш корабельный священник служат панихиду, освящают крест. Звучат гимны России и Греции, залпы почетного караула. Атаман Громов по казачьей традиции сыплет горсть кубанской земли к подножью креста... Незабываемые минуты.
Вечером при стечении нескольких тысяч человек в порту Мирины состоялся концерт ансамбля песни и пляски Черноморского флота, артистов из Краснодара. Его венчал грандиозный салют, о котором лемносское население вспоминает по сей день. Командующий Черноморским флотом говорит, что побывал со своими кораблями с дружескими визитами в десятках стран, ко многому уже привык, но такого волнения никогда раньше не испытывал. Да как же не волноваться, когда видишь, как плачет уже немолодой казак из группы атамана Громова, собирая в платок землю с могилы своего деда, есаула Василия Сурмача, лежащего на русском кладбище в Калоераки.
Так появился на Лемносе русский мраморный крест. Кому-то показалось, что дело сделано, памятники поставлены, торжества отшумели. Однако для большинства участников оно только начиналось. По благословению владыки Алексия попечительский совет Новоспасского монастыря взял на себя заботу по восстановлению памяти о лемносской трагедии русских людей. В результате работы в библиотеках и архивах России, Греции и Болгарии стали открываться ее неизвестные страницы.
В конце 2005 года при попечительском совете был создан православный молодежный отряд «Лемнос» под духовным руководством иеромонаха Новоспасского монастыря Петра (Ерышалова). С тех пор отряд трудится над восстановлением русских кладбищ на острове. В ноябре 2007 года при материальной поддержке донского казачества (Д. Исаенко) и с разрешения властей Великобритании на антантовском кладбище у города Мудрос полностью возрожден «донской» участок — 29 надгробий. На погосте на мысе Пунда поставлена ограда, посажено 24 средиземноморских сосны, установлены дорожные указатели, обозначены 42 могилы. Постоянно ведется поиск биографических данных обо всех наших соотечественниках, погребенных на Лемносе. Всем этим активно занимаются и члены попечительского совета, и бойцы молодежного отряда: Александр Бурмистров, Станислав Русановский, Михаил Малиновский, Роман Руссу, Елена Решетникова, Дмитрий Игонин, Сергей Калиненко, Анна Валяева, Татьяна Сосновская, Сусанна Саркисян, Антон Озеров, супруги Александр и Анна Черепановы, Алексей и Арина Забелины, Василий Калиненко и другие. В ближайших планах — установление на кладбище на мысе Пунда мемориальных досок с именами всех здесь упокоенных.
Покидая Лемнос, всегда испытываешь грусть, как перед долгой разлукой с родными. Почти два года остров был частицей России, поруганной, но не склонившей головы перед красными вандалами. Через Лемнос проходил крестный путь нескольких десятков тысяч русских людей. Лемнос — это не только трагическое место российской истории двадцатого века, но и символ стойкости и мужества нашего народа.
Директор Российского института стратегических исследований
генерал-лейтенант Л.П. Решетников