Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации
29 января 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ.
I
На протяжении столетий модель устойчивого общественного развития выстраивалась на основании базовых нравственных принципов и ценностей, о чем я уже сказал. Понятия справедливости и достоинства, долга и чести, любви к Родине и самопожертвования, солидарности и милосердия крепко встроены в систему отношений в традиционном обществе. Именно базисные нравственные ценности обеспечивают стабильное существование социума и непрерывность исторического опыта поколений.
Одним из наиболее действенных инструментов сохранения социальной стабильности является закон. Право — это, несомненно, установление человеческое, но его ценностные основания лежат в нравственном Божественном законе...
II
Семья — это, несомненно, один из самых крепких и наиболее консервативных институтов традиционного общества. Именно в семье человек усваивает базовые нормы поведения и ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание и приобщается к духовной традиции своего народа. Семья — это первая и наиболее важная школа жизни для каждого человека. Именно поэтому подрыв духовного и нравственного благополучия семьи — это удар по благополучию всего общества, удар по будущему народа и государства.
Под предлогом реализации ценности свободы и равноправия ревизии подвергается само содержание понятий семьи и брака. Как известно, в некоторых странах на законодательном уровне закреплена возможность создания так называемых однополых союзов, что идет вразрез с Божественными заповедями и установлениями, рассматривающими семью исключительно как союз мужчины и женщины, созданный в первую очередь с целью рождения детей. А почему мы так часто говорим именно о том, что произошло в связи с появлением законодательства, якобы регулирующего нетрадиционные отношения? А потому что это, пожалуй, самый яркий пример того, как право, неожиданно выпадая из всей, по крайней мере европейской, традиции, стало выразителем не Божественной нравственной нормы, а попыткой оправдать человеческим законом грех.
Сегодня институт семьи требует особой защиты со стороны государства. Необходимо на законодательном уровне отстаивать традиционные определения понятий «семья» и «брак», обеспечить семьям защиту от неоправданного вмешательства во внутреннее общение супругов и в воспитание детей, принять меры для достойной материальной поддержки молодых, многодетных и неполных семей. Всё это, несомненно, имеет особое значение для настоящего и будущего нашего народа и страны.
III
Тема поддержки семьи как оплота традиционно ориентированного общества напрямую связана с темой противодействия абортам.
Многие наши сограждане, в том числе православная общественность, взволнованы нынешним положением, когда законодательство России продолжает оставаться одним из самых либеральных в мире в отношении абортов. Жизнь сотен тысяч детей ежегодно насильственно прерывается на средства налогоплательщиков, многие из которых категорически не желают быть причастными к детоубийству.
Церковь продолжает призывать к выведению абортов из системы обязательного медицинского страхования, к исключению из свободной продажи химических абортивных средств, к проведению обязательных консультаций женщины, обратившейся с просьбой сделать аборт, с психологом, призванным не просто поговорить с женщиной, но и постараться отговорить ее от этого рокового шага. По оценкам экспертов все эти меры могут позволить, как минимум, троекратно сократить число абортов в России.
<…>
Огромной бедой для многих семей оборачивается распространение в обществе наркомании и алкоголизма. Но, к сожалению, до сих пор в медийном пространстве сохраняется реклама алкогольной продукции. Имеют место даже попытки лоббировать ее расширение, что объясняется, например, заботой о повышении тиражей журналов и газет. В связи с этим полагаю достойными поддержки законодательные инициативы, направленные на дальнейшее ограничение или полное исключение рекламы средств, разрушающих здоровье человека.
Угрожающими масштабами распространяется торговля разными наркотическими «новинками». Большое количество молодых людей, употребляя курительные смеси или, как их еще называют, спайсы, привыкают к ним, а затем переходят на тяжелые наркотики и попадают в тяжелейшую форму зависимости. Убежден, что эту ситуацию необходимо решать как на уровне законодательства, так и на уровне правоприменения.
IV
Несколько слов хотел бы сказать и о материальном благополучии наших соотечественников. К сожалению, пропасть между богатыми и бедными, усугубленная отсутствием реального общения между ними, не только создает социальную напряженность, но и ввергает людей в опасные духовные состояния: уныние, отчаяние, утрату веры, надежды и любви, так что сбываются слова Спасителя: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Беззаконие никогда не остается без наказания не только в веке будущем, но и в этом. Когда охладевает любовь, когда человек теряет способность любить другого на протяжении всей своей жизни, это говорит о духовном неблагополучии. А ведь любовь — это высшая ценность. Если люди потеряют способность любить, они перестанут быть людьми в полном смысле этого слова.
Мы также должны подумать о том, как преодолеть такое серьезное общественное зло, как коррупция. Отрадно, что сегодня государство предпринимает усилия для эффективной борьбы с этим пороком, объединяющим в себе бессовестность, алчность, ложь и пренебрежение к окружающим. Но более действенным способом в борьбе с ним, убежден, может стать изменение отношения к коррупции в общественном сознании. Для этого нужно, в том числе через каждодневную работу школы и деятельность СМИ, говорить об этом явлении как о постыдном, воспитывать в людях честность, трудолюбие и неприятие неправедно нажитого богатства.
V
Еще один путь «раскачивания» системы традиционных ценностей лежит через образование. Когда сегодня говорят о значении образования, обычно рассуждают о том, что приобретает общество в экономическом плане, получив то или иное количество специалистов с определенными дипломами. Такие оценки, безусловно, важны для государства и общества. Вместе с тем разве можно результаты образования оценивать лишь по той социальной или экономической пользе, которую оно приносит? Такой подход к образованию не только исключает традиционную воспитательную функцию, не только низводит образование до обучения, но и фактически лишает его мировоззренческой составляющей. При таком подходе образованный человек — это специалист с набором навыков или, как сейчас говорят, компетенций. Но ведь образование есть нечто большее. И образованный человек — не просто специалист, но и личность, обладающая богатым внутренним миром...
В контексте происходящих сегодня в мире изменений особую значимость приобретает вопрос сохранения традиционной для нашей страны воспитательной роли отечественного образования. В связи с этим хотел бы вновь подчеркнуть значение такого предмета, как «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня все большее количество специалистов в области образования осознает необходимость, в том числе ввиду воспитательного значения этого предмета, распространить его преподавание за пределы 4-го класса. Об этом мы неоднократно говорили и на этом будем настаивать, потому что речь идет, в конечном итоге, о сохранении в эпоху глобализации нашей многонациональной российской цивилизации, о духовной безопасности государства, о гармоничном развитии личности. Эти проблемы необходимо обсуждать и в старших классах, и в системе профессиональных и высших образовательных организаций. Потому что человек должен думать и формировать свое мировоззрение не только в одном классе школы и даже не только в течение процесса обучения в средней школе, но постоянно — по крайней мере, в то благодатное время, когда он имеет счастье чему-то учиться. Мы любим нашу молодежь и доверяем ей наше общее будущее. Поэтому она должна быть во всеоружии перед опасными идеями, направленными на разрушение нашего мира, в том числе путем религиозного экстремизма.
Пресс-служба Патриарха
Московского и всея Руси
Московского и всея Руси