Добавлено: 29.07.2023

Схиархимандрит Зосима (Сокур): «Любовь превыше всего»

Старец Зосима (Сокур) не только был, но и остается духовным символом Донбасса. Почитание его неуклонно растет в Русском Православии, и все больше людей прибегает к духовной помощи почившего. Повсеместно выходят книги о нем, в интернете опубликованы текстовые, фото- и видеоматериалы, аудиозаписи проповедей старца. Отойдя в мир иной, отец Зосима продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите — и я услышу, помогу».

Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился в 1944 г. в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 гг. учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и сразу принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем — в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 г. был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. — в сан архимандрита. 21 августа 1992 г. был пострижен в схиму с именем Зосима.

В 2009 году в Святое Воскресенье мы, несколько харьковцев, сподобились поклониться православной святыне в селе Никольском Волновахского района, близ Донецка, и могилке схиархимандрита Зосимы. Покинувший земной мир 29 августа 2002 г. 58-летний старец снискал немалую славу среди православных. И хотя его и при жизни называли донбасским, донецким святым, о нем знали в Иерусалиме и на Святом Афоне, в Москве и Киеве. И приезжали к нему за спасительным словом, советом, помощью, благословением — порой весьма издалека.

Удивительно, но, в сущности, за шесть последних лет жизни отец Зосима, возродив и старые храмы, возвел посредине донецкой степи почти что лавру. Здесь все было благолепно — старые и новые храмы, современного вида жилые и административные строения и растительные насаждения. Березовая аллея привела нас к огромному белому собору Успения Богородицы — копии одноименного собора Московского Кремля. Мы стояли перед Успенским собором Никольского монастыря и вспоминали итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, даровавшего нам такую московскую красоту, вдохновившегося Успенским собором древнего Владимира.

Старец Зосима был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем. На Украине его почитали так же, как знаменитого о. Николая Гурьянова, ездили к нему со скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через несколько дней после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно, и он в последние дни раздавал множество указаний братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келии.

Малоросс, родившийся в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, старец почил в Никольском в день попразднования Успения Богородицы, что и предсказал. Теперь в часовню, где он покоится, стекаются люди просить молитвенной помощи старца — так же, как приходили при его жизни.

Помним слова старца Зосимы, всегда призывавшего православных не покидать покровительства Московского Патриархата. А коль скоро на Украине впавшие в ересь самосвятства отщепенцы продолжают вести речь о так называемой «поместной церкви», то старец завещал оставаться монастырями и даже отдельными приходами под каноническим омофором, а не уходить под самостийный, выдуманный амбициозными и тщетными умами.

Мудрость, сила веры и знание путей для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии — это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.

Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века. Между прочим, с о. Зосимой учился в духовной семинарии Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан).

Почти притча, написанная трагической современностью. Речь о том, что пока Виктор Янукович духовно окормлялся у донецкого старца Зосимы, то есть до ухода батюшки из земной жизни, деяния украинского политика на духовной стезе были плодотворны. Так, будучи премьер-министром Украины, он много усилий приложил к расцвету Свято-Успенского Святогорского монастыря и добился для него статуса лавры. Известно, что Янукович познакомился с о. Зосимой в середине 1990-х, в травматологическом отделении больницы г. Енакиево, где в это время оба проходили курс лечения. К слову, отец Зосима и венчал Януковича с его супругой Людмилой. Но по кончине старца р.Б. Виктор вскоре, что называется, сорвался с духовных петель, в результате бросив в пропасть и свою карьеру, и свою страну, которая оказалась ввергнутой в кровавую гражданскую войну. А каноническая Церковь теперь подвержена гонениям, бесы захватили Киево-Печерскую лавру и бросили за решетку ее настоятеля, митрополита Павла. И Никольский монастырь, который В. Янукович помогал схиархимандриту Зосиме созидать, ныне изрядно поврежден в результате бесовских артиллерийских обстрелов вандалами ВСУ.

К слову, батюшка об основанных им в Донецкой епархии Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителях дал предсказания еще в конце 1990-х. Говорил, что большинство зданий будет разрушено, часть братии уедет, часть — останется и будет жить по подвалам; что служить придется там же, в подвалах. Так и происходит — службы идут в нижнем храме Успенского собора.

И нынешний военный конфликт о. Зосима предрекал. Он говорил, что в Киеве загорится адское пламя, и бесы будут видимым образом бегать по центру города. Потом это огненное колесо покатится на восток, и по Донецку полетят американские ракеты и снаряды — то есть как раз то, что мы сейчас видим. Однако, не указывая дат, старец утешал, что будет единство Русской Земли: России, Белоруссии и бывшей Украины.

Имевшие великое счастье общаться со старцем возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он любил людей. Любил всех: и тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал его служить из прихода на приход, подальше от магистралей и цивилизации — чтобы быстрее сломить.

Он крестил детей своих палачей. Прошел через четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его человеческому мужеству.

По сообщению журналиста С. Голохи, старец, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от благотворителей, безпокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон в Греции и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.

«Любовь превыше всего, — повторял прихожанам батюшка. — Любовь превыше всего…»

«Научись, — писал о. Зосима в записочке, — терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…»

«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, — вспоминал р. Б. Владимир. — Он вел непринужденную беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через минуты две-три о. Зосима пришел в себя и сказал слова, больше всего поразившие меня: “Прости, у меня высокая температура — …не выдерживаю, проваливается сознание”. Получив наставление, около полуночи я вышел от старца. Благословляя меня, он произнес: “Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать”».

Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под Великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в обитель в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже — он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы больного немедленно возвратить в больницу. Но за 15 минут до полуночи батюшка облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.

А перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, — сказал старец братии, — часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23.45 остановилось сердце молитвенника и часы на столике о. Зосимы в алтаре. Тот же Янукович так проникновенно высказался по кончине старца: «Отец Зосима — великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания. Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: «Семья — ваш храм. Берегите его». Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».

Отец Зосима просил нас о покаянии, об исправлении нашей собственной жизни, чтобы уныние и отчаяние гнать от себя полностью: «Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует — ложь это всё. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное».

Станислав МИНАКОВ


Из Духовного Завещания старца Зосимы

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:
Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

...Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Из проповеди старца о покаянии

Первое слово Иоанна Крестителя, первая проповедь нашего Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». И для нас всех это Царствие Небесное приблизилось, и мы близко стоим, покайтесь — только искренне, исправьте свою жизнь, исправьте свое безбожие, исправьте свои недоразумения, уныние и отчаяние гоните от себя полностью. Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует — ложь это все. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное.

Из проповеди старца о вечном блаженстве

Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать — это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймем: что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное, прекрасное — вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает… Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости Твоей!
от 03.12.2024 Раздел: Июль 2023 Просмотров: 1022
Всего комментариев: 0
avatar