Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в Совете Федерации РФ на Рождественских парламентских встречах
Хочется надеяться, что год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского станет не только годом тожеств, но и годом размышлений о том, что для нас значит наследие Игумена земли Русской. История – это не только прошлое. Это прошлое, настоящее и будущее. Оглядываясь на многие века нашей прошедшей истории, нам нужно попытаться понять, что она значит для того, как мы сегодня строим свою жизнь и как мы планируем строить наше будущее.
Преподобный Сергий жил давно. Но это не значит, что его наследие имеет отношение только к иным обстоятельствам истории – не к тем обстоятельствам, которые переживаются нами сегодня. Как раз наоборот: пример преподобного Сергия, пример его послания, его действия очень нужны нам для того, чтобы сегодня осознать, куда идти стране.
Преподобный Сергий духовно воскресил наш народ в условиях, когда многие опустили руки. В условиях, когда над нами довлел во много раз более мощный, чем мы сами, противник, довлела во много раз более мощная внешняя сила. В условиях, когда многие считали невозможным самостоятельный выбор народом исторического пути. В этих условиях преподобный Сергий смог практически в одиночку изменить духовный и исторический путь народа. Он способствовал объединению русских земель в период раздробленности и кризиса единства. Он смог бросить духовный вызов всему тому пессимизму, который сопровождал этот период истории: рядом – довлеющий над тобой мощнейший неприятель, люди не верят в то, что могут взять свою судьбу в свои руки, страна раздроблена. Куда вроде бы идти? Нужно подчиняться обстоятельствам, нужно делать все, чтобы не раздражать этого более сильного недруга, который тогда еще мог раздавить ту историческую Русь, наследниками которой мы являемся.
Перед Куликовым полем наверняка многие выражали такой скепсис. Недаром преподобный Сергий боролся с сомнениями, которые были в душе князя Димитрия Донского. И разрешил эти сомнения, и помог сделать так, чтобы Россия не испугалась выйти на битву, которая и сделала ее, в конце концов, великой страной, дала ей внутреннюю, духовную независимость.
Да, тогда многие сомневались. Спрашивали: а может ли страна победить? Стоит ли идти на это Куликово поле? Стоит ли стремиться к самостоятельному выбору исторического пути? И в этих условиях тихий и скромный инок, у которого не было денег, власти, оружия, переломил историю, придал ей новый вектор, оказался более весомым, чем вся мощь оружия, денег и власти противостоящей цивилизации. Воля одного человека, духовная просвещенность одного человека победили мощную многотысячную Орду и, главное, победили все расчеты, сомнения, раздробленность, вражду русских людей, все то, что мешало собрать волю в кулак, и одержать победу, и найти свой настоящий исторический путь.
Это для нас сегодняшних – великий пример. Сегодня нам нужно ясно осознать: Россия и вся восточно-христианская цивилизация сохранят себя и духовно и физически только в том случае, если будут полностью самостоятельными, если не окажутся ни под чьим внешним влиянием, если найдут в себе силы не бояться никакой сколь угодно мощной внешней силы.
Завет преподобного Сергия говорит о том, что нам нужно самим определять свою судьбу, нам нужно православное цивилизационное действие в формировании права, в международных отношениях, в определении ценностных приоритетов. Нам не нужно стесняться говорить: для нас вечная жизнь важнее временной, общее важнее частного, духовное важнее материального, сакральное выше и важнее земного. Вот в этом контексте хотелось бы дать определенный ответ уважаемой Наталье Дмитриевне Солженицыной, которая сегодня выступила.
Я не одобряю любых поспешных поступков православных общественников, и если Вы заметили, стараюсь на них влиять. Некоторые из тех, кто еще недавно нападал на людей на улицах, сейчас стали себя вести более сдержанно. И акция в театре, о которой Вы говорите, все-таки была акцией, связанной исключительно со словом, а не с какими-то более жесткими действиями. Но для меня равно важны человеческая жизнь и святыни. Я уверен, что за святыни нужно умирать. Не должно быть такого в нашем обществе, чтобы эти святыни попирались. Если в ходе спектакля оскверняется распятие, если оскверняются, возможно, освященные священные предметы, если хулится имя Христово, это не только нарушение закона, который, слава Богу, действует в нашей стране, это нарушение высшей правды. Святыни и человек равночестны как ценности.
Осквернять святыни ничем не лучше, чем убивать людей. И если в нашей стране ставятся такие спектакли, и власть их не останавливает силой закона, – это позор для нашей страны. Позор, с которым страна дальше жить не может.
Нам нужно перестать бояться созидать на основе наших ценностей, на основе наших приоритетов общественное устройство.
Завет преподобного Сергия говорит нам о необходимости единения. Опасность раздробленности, опасность той идеи атомизации общества, которую нам сегодня активно пытаются предложить, для России всегда была губительной, поэтому нам и нужно максимально ясно сказать: мы не будем строить свою жизнь по законам атомизированного общества. Мы будем делать все для того, чтобы коллективная воля народа проявлялась как историческая воля и объявлялась главным, что должно присутствовать в нашем общественном устроении.
Завет преподобного Сергия говорит нам о необходимости воли к свободе и к победе. Происходящее сегодня на Украине еще раз напоминает нам о том, как печально отсутствие воли. Небольшая группа людей, ведомых, как я считаю, ложными и с богословской и с общественной точки зрения взглядами, позволяет себе то, что не может позволить себе и большой народ: позволяет себе изнасиловать исторический выбор и волю целого народа.
Сегодня для православного христианина очень важно иметь собственную твердую волю к гражданскому и цивилизационному действию. Точно так же всей нашей восточно-христианской цивилизации, всем народам, которые скреплены историческим выбором, сделанным в Киевской купели, нужно помогать тем, кто испытывает кризис воли перед лицом нашествия новой Орды. Однозначно понятно, что будущее Украины сегодня уже будет решаться не без участия внешних сил. Не получится, очевидно, ограничиться внутринациональными процессами, и значит, вмешательство будет – то или иное. Значит, возможно, вмешательство тех сил, которые не хотели бы, чтобы Украина оставалась частью восточнохристианской цивилизации. И, значит, преодолеть то, что происходит сегодня, возможно только через участие всей цивилизации, скрепленной общей историей, в судьбе народа Украины. И участие это нужно принимать, не обращая внимания ни на какую новую Орду, не думая о том, что нам скажут или что о нас скажут даже в преддверии самых значимых для нас событий, которые будут происходить в Сочи.
Завет преподобного Сергея говорит нам о любви – о любви друг ко другу, которая неотделима от любви к Отечеству и народу. Да, есть ложная любовь – это любовь без жертвы, это любовь в обмен на что-то, это любовь к себе, которая, с моей точки зрения, вообще любовью не является.
На самом деле любовь – это вовсе не приятие любого проявления человеческой индивидуальности. Такие проявления могут быть добрыми и злыми, хорошими и плохими, животворящими и гибельными. Любовь – это забота о настоящем благе того, кого ты любишь, – человека или народа. Это забота о том, чтобы такое настоящее благо сопровождало жизнь человека и народа и в этой жизни, и в вечности.